Образовательная программа элективного курса по материалам книги В.Панина "Великие открытия, меняющие мир"

Разделы: Общепедагогические технологии


Аннотация

Одной из актуальных проблем в области организации процесса обучения физике в классах гуманитарного профиля является заинтересованность учеников.
Данная программа поможет, реализуя межпредметную интеграцию, развить  творческое мышление, инициативу и интеллектуальные способности.
Новизной данной программы является интегративный подход к формированию познавательного интереса в изучении физики; использование в качестве опорного учебного материала книгу В.Панина «Научные открытия, меняющие жизнь», что даёт весомый результат в освоении обучающимися научной и информационной среды современного общества.
С точки зрения содержания программа является преимущественно информационной; направленность программы – естественнонаучная.
Важен и вариативный подход к организации учебного процесса: учитель может выбрать наиболее удобный в каждом конкретном случае набор заданий (это зависит от особенностей детей, от темы изучаемого материала на уроках).

Форма реализации: элективный курс.

Срок реализации образовательной программы: 18 часов.

Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительный, иллюстративный, поисковый, проблемный.

Целевая аудитория: программа рассчитана на учащихся 9-10-х классов гуманитарного профиля.

Условия освоения программы: считается, что учащиеся осваивают базовый курс физики.

Целевое назначение программы: учащиеся, успешно освоившие данную программу:

  • Разовьют навыки самообразования, научатся работать с различными источниками информации, анализировать и систематизировать знания;
  • Смогут оценить значение и влияние научных открытий в области естественных наук на настоящее и будущее человечества;
  • Научатся понимать роль и место человека в природе.

Ключевые понятия:

  • Наука
  • Открытие
  • Информация
  • Нанотехнологии
  • Изобретение

Проблемные вопросы курса:

  • Какие научные открытия стали принципиально важными и определяют наше существование, а какие ещё предстоит совершить?
  • Действительно ли мир меняется, подчиняясь разуму человека?
  • Сколько опасностей таят новейшие изобретения и как они могут изменить ближайшее будущее?
  •  Кто мы? Откуда пришли? Куда идём?

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данной программы к завершающему этапу ученики обладают дополнительными знаниями в области применения естественнонаучных открытий, уметь самостоятельно работать с различными источниками информации, выстраивать логические связи, анализировать и интерпретировать научные факты, прорабатывать возникающие проблемы и находить пути их решения.

Содержательная характеристика программы

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1. Самые значимые научные открытия. 4
2. Энергия и транспорт будущего. 3
3. Оружие будущего. 2
4. Роботы. 3
5. Проблемы «вечной» жизни. 3
6. Наше космическое будущее. 3
  Итого 18 ч

лективный курс состоит из блоков, раскрывающих все сферы применения научных открытий.
В таблице приведены примерные задания, которые можно адаптировать или расширить в рамках данной образовательной программы.

Ресурсное обеспечение Типовые задания по теме Творческие задания по теме Оборудование
1. Самые значимые научные открытия. Лекция учителя.
Книга В.Панина  «Научные открытия, меняющие жизнь» (1 и 2 главы)
Изучить материалы по теме, выделить сферы интересов изобретателей и учёных в разные временные эпохи. Составить собственную классификацию самых значимых научных открытий, показать их взаимосвязь с историческими событиями в обществе. Разработать вопросы к викторине «Великие открытия человечества»

Тетрадь, персональный компьютер, интерактивная доска, проектор.

2. Энергия и транспорт будущего. Книга  В.Панина  «Научные открытия, меняющие жизнь» (3, 4, 7 и 8 главы)  Изучить материалы по теме, систематизировать знания (таблица), составить словарь незнакомых понятий и дать им толкование ( использовать для этого Интернет, словари, энциклопедии). Разработать проект использования энергии будущего (по группам)
3. Оружие будущего. Книга  В.Панина  «Научные открытия, меняющие жизнь» (10 глава) Изучить материалы по теме, выделить сферы интересов учёных в конструировании оружия будущего на основе лазера. Написать эссе или свой комментарий «Как ядерная физика повлияла на исход  второй мировой войны?»
4.Роботы. Книга  В.Панина  «Научные открытия, меняющие жизнь» (11 глава)
Эссе о роботах А Азимова из сборника «Мечта роботов»
Изучить материалы по теме, обсудить их в дискуссионных группах. Ответить на один из проблемных вопросов программы. Выполнить задание  Текст №1 из рабочей тетради «Увлекательный мир нанотехнологий»
5. Проблемы «вечной» жизни. Книга  В.Панина  «Научные открытия, меняющие жизнь» (12 глава) Изучить материалы по теме, ответить на один из проблемных вопросов программы. Раскрыть содержание темы в мультимедиа презентации.
6. Наше космическое будущее. Книга  В.Панина  «Научные открытия, меняющие жизнь» (13 глава) Изучить материалы по теме, найти в Интернете информацию об ближайших планетах, о перспективах их освоения человеком. Составить вопросы к кейсу по данной теме.

Аттестация по курсу:

Для получения зачёта по программе данного элективного курса учащимся – гуманитариям необходимо:

– посещать все занятия,
– успешно выполнить творческие работы не менее четырёх тем,
– получать позитивные эмоции от работы.

Литература:

  1. В.Панин «Научные открытия, меняющие мир», Питер, 2011
  2. Е.И.Казакова «Увлекательный мир нанотехнологий: Рабочая тетрадь для старшеклассников» , Санкт-Петербург, Школьная Лига Роснано, 2011