Венгерский кроссворд на уроках русского языка и литературы

Разделы: Начальная школа


Всё течёт, всё изменяется. Ещё 100 лет назад человечество не знало, что такое электричество. Теперь нам кажется, что лампочка горела в домах всё время. Люди делают всё новые открытия. Прогресс развивается с сумасшедшей скоростью. Наряду с этим мы наблюдаем, что у детей пропадает интерес к учёбе. Восточная мудрость гласит, что если коня, который не хочет пить, подвести к чистейшему источнику воды, то как бы не был хорош этот источник, как бы коня не заставляли напиться из этого источника, он пить не станет. Так и наши ученики. Их невозможно научить чему - нибудь против их воли, против их желания. Каждый из нас ищет свои пути активизации учащихся. Один из таких путей - работа с венгерскими кроссвордами или филвордами.

При разгадывании венгерских кроссвордов нужно вычеркивать ответы в сетке с расставленными буквами.

Венгерский кроссворд похож на английский кроссворд, но есть два принципиальных отличия - слова обычно изгибаются как змеи, а каждая буква не может принадлежать двум или большему количеству слов.

Эта работа относится к активным методам обучения т.к в процессе работы идёт непосредственное вовлечение учащихся в учебно - познавательную деятельность с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.

Мы работаем с венгерскими кроссвордами 2 года. Каждый новый кроссворд желающие учащиеся получают на уроке русского языка или литературы.

А разгадывают кроссворд в своё свободное время. Активность учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно-познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение. В классе есть экран, который отражает, кто какой кроссворд разгадал. Он висит на видном месте так, что все дети и родители имеют возможность проанализировать работу. Этот экран мотивирует ребят. Они стараются быстрее выполнить задание, что бы не отставать от товарищей. Качество выполнения работы проверяется учителем. Почему именно венгерский кроссворд?

Во-первых, венгерские кроссворды способствуют улучшению темпа и качества чтения, т.к расширяется поле зрения.

Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок по тексту, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац. Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты — оно способствует и глубокому, правильному пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взора вызывает наглядно-образные представления, ярко и глубоко проясняющие смысл текста. [2]

Один из факторов влияющих на качество чтения — отсутствие внимания при чтении. Часто дети читают “через силу”. В этом случае необходимо подключать произвольное внимание. Оно мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно - результат нашего намерения, целевого усилия воли. Именно поэтому произвольное внимание недостаточно развито у младших школьников. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном они носят в основном характер опосредованный. [1] Работая с венгерскими кроссвордами, младшие школьники развивают произвольное внимание. Они берутся за кроссворд и в самом начале работы внимание ещё не произвольное. Проходит совсем немного времени и дети уже устают от этой деятельности, но им ещё интересно. Проходит ещё немного времени и дети уже понимают, что они выполняют эту работу потому, что хотят её закончить. Вместе с этим пониманием подключается и произвольное внимание. Кроме этого дети учатся концентрировать внимание на достаточно продолжительное время. А уже доказано, что от концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Во-вторых, венгерские кроссворды расширяют словарный запас. Усвоение языка имеет важное значение в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку - речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика - показатель его умственного развития.

Разгадывая венгерские кроссворды, дети пополняют свой пассивный словарный запас. На уроках работа по развитию речи строится так, чтобы часть этих слов перешла в активный словарный запас учащихся.

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. [4] В данном случае этим импульсом является самостоятельная работа с толковым словарём. Дети знают, что я обязательно спрошу на уроке лексическое значение непонятных слов из венгерского кроссворда. И здесь каждый хочет показать свою эрудицию. Постепенно ребятам становится интересно узнать лексическое значение непонятного слова. А интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. В исследованиях СЛ. Рубинштейна установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: только знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний. В-третьих, венгерский кроссворд способствует развитию орфографической зоркости. На формирование орфографической зоркости у младших школьников оказывает влияние несколько факторов:

  1. Зрительный фактор. В основном, он срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Психологами доказано, что стоит ребенку хотя бы раз написать неправильно слово, как он запомнит его зрительно и рука зафиксирует неверный графический образ. В результате слово укрепится в памяти так прочно, что нужно будет написать его не один десяток раз, чтобы избавиться от ошибки. Разгадывая венгерский кроссворд, ребёнок сначала внимательно читает слово - “фотографирует” его, потом ученику надо найти это слово в массе букв, далее он побуквенно соединяет это слово. А если кроссворд осложнен заданием, то ученик ещё подчёркивает букву, которую надо запомнить. [5]
  2. Слуховой фактор. Как известно, пишущий человек всегда отправляется от слышимого. Поэтому ученик должен хорошо слышать не только учителя, но и самого себя, когда он проговаривает подлежащий записи текст (слова, предложения). Работая с венгерским кроссвордом, он несколько раз проговаривает искомое слово. [5]

Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:

а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающие в себя целенаправленный анализ;

б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации

в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Положительные тенденции использования венгерского пространства в образовательном пространстве младшего школьника.

  • повышение активности и инициативности;
  • положительная динамика мотивации учения;
  • увеличение темпа и качества чтения;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие аккуратности и самостоятельности.

В результате работы с венгерским кроссвордом, подготовлен интересный дидактический материал, например:

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5.

Принципы построения этого материала:

  • методическая направленность;
  • тематическая направленность;
  • учёт возрастных особенностей младших школьников.

Оригинальные задания, насыщенные дополнительной лексикой, расширенным объемом работы, творческим зарядом позволяют стимулировать интерес учащихся к познанию и новым открытиям.

Вся работа строится таким образом, что у учащихся формируются не только предметные знания, умения и навыки, но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: внимание, память, любознательность, речь. Выполнение детьми занимательных заданий с постепенным усложнением проходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность в усвоении материала учебных предметов.

Список литературы

1. Минько Э.В. Методы и приёмы скорочтения. - М., 1997.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Движение человеческого глаза.—М., 1978.

3. Глезер В. Д. Зрение и мышление.—Л., 1985.

4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1982.

5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. –2003 - №4.

6. Н.П. Локалова. Как преодолеть медленное чтение у школьников. //Начальная школа. - 1998 №18.