Приемы ТРИЗ-технологии в непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

  1. Закрепить знание детьми сказок и их названий.
  2. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову.
  3. Закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные
  4. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку с помощью метода “Каталога”
  5. Развивать лексико-грамматический строй речи, закрепить суффиксальный способ образования существительных.
  6. Активизировать мыслительную деятельность детей. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
  7. Развивать системное мышление, умение обосновывать ответы.
  8. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений сказки как жанра, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умении воспроизводить эти средства в своем творчестве.
  9. Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

1. Игровой момент

Воспитатель: Дети, приглашаю вас отправится с путешествие в страну Сказок. А что такое сказка?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель обобщает: “Верно, сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом.

Вопрос к детям: “А вы любите сказки?”

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.

2. Игра “Пароль”

Воспитатель говорит: “Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число”.

Возможные варианты детей:

• Три медведя.

• Три толстяка.

• Волк и семеро козлят.

• Белоснежка и семь гномов.

• Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

• Дочь семилетка.

• Семь Симеонов.

• Три калача и одна баранка.

• Мудрая девица и семь разбойников.

Звучит музыка, дети и воспитатель взявшись за руки, отправляются в путешествие.

3. Игра “Угадай чьи следы?”

Дети видят перед собой множество следов на “снежной дорожке”. Воспитатель предлагает угадать чьи следы они видя:

• След медведя – медвежий след.

• След птицы – птичий след.

• След зайца – заячий след.

• След волка – волчий след.

4. Игра “Аукцион”

Задание детям: “Назовите сказки, в которых волк является главным героем”

Варианты ответов детей:

• Лисичка-сестричка и Волк.

• Волк, перепелка и дергун.

• Иван-царевич и серый волк.

• Волк и семеро козлят.

• Колобок.

• Теремок.

• Рукавичка.

• Три поросенка.

• Кот-воркот, Котофей Котофеевич.

• Красная Шапочка.

5. Игра “Наоборот”

Ребята, мы с вами знаем, что сказочные герои обладают разными чертами характера, настроение у них тоже бывает разное. Давайте поиграем в игру “Наоборот”. Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч называете мне слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый - ленивый

Вежливый - грубый

Грустный - веселый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Упрямый – покорный

6. “Чудо-дерево”

Дети выходят на полянку к чудо-дереву, на котором растут носки и рукавички. Рассматриваем дерево.

Вопрос к детям:

• “Из какой сказки это дерево?”

• “Что в этом дереве необычного?

Под деревом дети находят сундучок. Воспитатель предлагает детям угадать что в нем находится. (Дети садятся на кочки)

Варианты ответов детей.

Затем воспитатель предлагает узнать каков вес сундучка, выясняется что легкий.

7. Игра “Да-нет ка” (линейная)

Воспитатель предлагает детям угадать среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие на которые можно ответить либо “нет”, либо “да”.

Сундучок открывается, из него вылетает воздушный шарик, на нем комарики.

Дети угадывают сказку “Тараканище”.

Вопрос к детям: “Кто написал эту сказку? (Корней Иванович Чуковский)”

8. Игра “Хорошо-плохо”

Вопросы к детям:

• Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий?

• Что в этом хорошего?

• А что плохого в том, что шарик легкий.

9. Игра “Мои друзья”

Воспитатель: “Я – воздушный шарик Мои друзья – это те, кто умеет летать”.

Дети называют объекты и изображают.

10. Игра “Дразнилка”

Воспитатель предлагает “подразнить” комариков по-доброму. Дети преобразуют действия объекта в слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка, -чк.

11. Физкульминутка “В темном лесу есть избушка”

В темном лесу есть избушка, дети шагают
Стоит задом наперед переворачиваются
В этой избушке есть старушка - грозят пальцем
Бабушка Яга живет, грозят пальцем другой руки
Нос крючком показывает пальчиком
Глаза большие показывают
Словно угольки горят, покачивают головой
Ух, сердитая такая! Бег на месте
Дыбом волосы стоят! Поднимает руки вверх

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в траве что-то блестит. Предлагает посмотреть что это. Находят корону, небольшую по величине. Предположения детей о том, кому эта корона может принадлежать.

Затем дети выходят к небольшому болотцу, в котором сидит царевна-лягушка, дети вручают ей корону пытаются ее развеселить.

12. Игра “Рифмы”

Дети придумывают слова-рифмы к слову “лягушка”.

Лягушка продолжает грустить.

13. Составление загадки про лягушку с помощью модели

Какой? Что такое же?

Лягушка продолжает грустить.

14. Танец “Лети, лети лепесток”

15. Игра-экспериментирование “Пенная ванна”

Воспитатель предлагает сделать для лягушки ванну с пеной. Вопрос к детям: “Как можно сделать пену?”

Дети взбивают пену из волшебной воды (моющее средство) с помощью венчиков в разноцветных плошках. Затем все выливают в тазик. Лягушка довольна, дарит детям книгу сказок.

16. Составление сказки методом “Каталога”

Воспитатель предлагает совместно придумать сказку как настоящие сказочники.

С помощью Умной Ромашки выбирается зачин (“Жили-были, “В некотором царстве, в некотором государстве…, “Однажды” и т.д.)

Вопросы:

• Жил-был... Кто?

• Какое добро умел делать?

• Встретил кого злого?

• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

• Был у нашего героя друг.

• Как он мог помочь главному герою?

• Что стало со злым героем?

• Где наши друзья стали жить?

• Что стали делать?

По завершению сказки придумываем название.

Затем воспитатель показывает заготовку книги с чистыми страничками, предлагает вернуться из Страны сказок и записать придуманную сказку, а также сделать к ним иллюстрации.

Дети берутся за руки и отправляются домой.