Урок русского языка по теме "Местоимение". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • закрепить и обобщить изученный материал по теме ”Местоимение”;
  • развивать навыки работы в парах; навыки монологической речи;
  • умение сотрудничать друг с другом, воспитывать ответственность за свои действия.

Тип урока: обобщение и повторение, урок с элементами сингапурских структур обучения.

Оснащение урока: проектор, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день. Давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем. Сначала приветствуют друг друга партнеры по плечу, а затем – партнеры по лицу. На уроке дети будут работать в группах из 4 человек.

II. Проверка домашнего задания.

Я предлагаю вам провести разминку по структуре “Тейк оф-тач даун”.

Читаю вам утверждения. Если согласны, то встаете, если нет, то вы остаетесь на местах.

1. Местоимения изменяются по падежам.

2. В русском языке личные местоимения могут выступать в качестве притяжательных.

3. Притяжательные местоимения не склоняются.

4. Местоимения таков относится к определительным местоимениям.

5. Возвратное местоимение не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа.

6. В предложении местоимения могут быть только подлежащими.

7. Отрицательные местоимения образованы от вопросительных при помощи приставок не и ни.

8. Местоимения что, кто, какой, чей, каков, который, сколько являются относительными, если употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных предложений.

9. Местоимения могут изменяться по родам и числам.

10. По значению и грамматическим особенностям местоимения делятся на 9 разрядов.

После разминки каждый проверяет свои ответы. (Верные ответы даны на доске).

Следующий этап работы будет построен по структуре “Релли Робин”.

Вы будете работать в паре со своим партнером по плечу. Вам необходимо ответить на вопросы, данные на карточке. Ответы составьте в виде списка.

После того, как вы ответите на все вопросы, обменяйтесь мнениями со своим партнером по плечу. На данный вид работы дается 5 минут.

Карточка для работы.

1. Чем отличается местоимения по своему значению от существительного, числительного, прилагательного?

2. Объясните разницу в значении местоимения: его (подвиг), наградили его.

3. В каких случаях не и ни пишутся раздельно?

4. Каким членом предложения является данное в предложении местоимение?

У всякого талант есть свой.

5. Устрани ошибку в предложении.

Враг был силен, но они скоро сдались.

6. Какие местоимения называются вопросительными, перечислите их.

7. Какие местоимения называются неопределенными? Перечисли их, расскажи о признаках неопределенных местоимений.

Если учащимся не хватит времени, то учитель может дать им дополнительное на выполнение задания.

Следующий этап работы с применением структуры “Клок баддис” (часы).

Учитель предлагает достать свои “клок-баддисы”.

- Дети, посмотрите, с кем у вас была назначена встреча на 12 часов. Я предлагаю вам пройти к нему. Во время встречи следует рассказать своему собеседнику о местоимениях. (Правила, выученные в разделе “Местоимение”). Начинает тот собеседник, кто выше ростом. На обмен информацией у каждого имеется по тридцать секунд.

III. Подведение итогов. Опрос детей по выбору учителя.

Следующий этап работа по структуре “Эй ар гайд”. Дается таблица (каждому ученику). Предлагается заполнить графу “до” (учащиеся читают утверждения и работают с ними).

Учащимся заполняют таблицу в течение 30 секунд.

До Утверждения После
  Местоимения делятся на разряды не только по лексическим значениям, но и по грамматическим признакам  
  Местоимения играют важную роль в речи. Они создают языковое удобство  
  Я все знаю о личных местоимениях  
  Личное местоимение “вы” всегда существовало в русском языке  
  В русском языке местоимений немного  
  Некоторые местоимения входят в тридцатку самых часто употребляемых слов в русском языке  

Учащимся предлагается для чтения текст. (Текст из интернета). На чтение дается 3 минуты.

В русском языке местоимения всегда играли важную роль. Еще бы! Ведь они являются “заместителями” слов других частей речи. По своим лексическим признакам местоимения делятся на девять разрядов. Но не только. Их можно разделить и по грамматическим признакам.

Разряды местоимений по грамматическим признакам

1. По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество.

К местоимениям - существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

К местоимениям - прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

К местоимениям - числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

В комплексе 2 к местоимениям относятся также местоимения - наречия, т. е. слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.

2. С первого класса вы знакомитесь с личными местоимениями: я, мы, ты, вы, он, она,

они. На уроках вам говорили о роли местоимений второго лица ты и вы. Эти местоимения нам необходимы при обращении к кому-либо. Сегодня коснемся истории местоимения вы.

До последнего десятилетия XVII века форма обращения на вы в общении между жителями российского государства отсутствовала. Первое лицо государства не было исключением. К царю обращались на “ ты” , несмотря на то, что еще в XVI веке были введены государственно-церковные обряды венчания и помазания на царство, и иерархическая дистанция между властью и подданными выросла. Язык на протяжении XVI-XVII веков продолжал хранить традицию древнего родового общества равных, зафиксированную в личном местоимении. "Царю государю и великому князю бьет челом холоп твой", Только в 1690-х годах во внутренней деловой переписке Петра I возникают первые свидетельства об употреблении местоимения вы в качестве формы вежливости. Начиная с 1694 года в письмах Петра I к ближайшим его сотрудникам -- и к знатным русским дворянам, и к обрусевшим иностранцам -- все чаще и чаще в качестве обращения начинает употребляться местоимение второго лица множественного числа. Со временем становится заметно распространение нового языкового явления. В середине первого десятилетия XVIII века все чаще встречаются письма русской знати к царю, в которых уже регулярно присутствует местоименное обращение на вы, а традиционная для концовки писем формула верности "раб твой" меняется на "раб ваш". Помимо этого обращение на вы появляется в деловых письмах, которыми обменивается высшая русская знать между собой. По приказанию Петра в 1708 году были опубликованы учебники этикета русской речи под названием "Приклады", в которых объяснялось употребление местоимения вы как формы вежливости. "Приклады представляли собой собрание писем-образцов, переведенных с немецкого, в которых употребление вы не только рекомендовалось, но и подкреплялось примерами. В 1719 году был издан учебник хороших манер для молодежи "Юности честное зерцало", в котором рекомендовалось среди прочего обращаться на вы к родителям.

Новая форма стала проникать и в художественную литературу. Завершая наш разговор о местоимениях как части речи, хочется сказать ещё, что местоимений в русском языке совсем немного, но 14 из них включены в первые 30 наиболее частотных слов русского языка. Среди них местоимения Я, ЧТО, ОН, ЭТО, ТЫ, МЫ, ЭТОТ, ОНА, ОНИ, ВЕСЬ, ТО, ВСЕ, СВОЙ, КОТОРЫЙ. Почему же так часто употребляются местоимения? Какова их роль в языке? Правильно!

Они создают речевое удобство, экономят время, так как дают возможность не повторять одни и те же существительные, прилагательные.

Помните слова русского лингвиста А.А. Реформатского, который говорил, что местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные части.

(После чтения текста учащиеся заполняют графу “После”.) Учитель: Дети, вернитесь к своим утверждениям и найдите колонку” после”. Подумайте, а теперь изменилось ваше мнение? Да или нет. У вас ровно 40 сек.

Подумайте. В каких пунктах у вас появились изменения? По каким пунктам вы поменяли свою точку зрения? Почему? Обсудите в группе. У каждого 15 сек. Начинает участник №1. Участники №1 – ваши 15 сек. Участники №2 – ваши 15 сек. Участники №3 – ваши 15 сек. Участники №4. Вы готовы? Ваши 15 сек. Успели? Завершили работу.

Теперь проверим, как вы выполнили задание. Отвечают участники. Участник №1 со стола №1 .Спасибо. Садись. Участник 1 со стола №2. Спасибо. Садись. Затем идет опрос остальных учащихся. Все согласны? У всех так получилось? Спасибо. Молодцы, каждая группа объяснила свой ответ! (Структура “Финк-райд-раунд-робин).

IV. Упражнения на закрепление темы “Местоимение”. (Из пособия Е.П.Черногрудовой)

Упражнение 1

1. Спишите. Подчеркните в данных предложениях все местоимения, определите их разряд.

1) Он как тополь между нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду.2) Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича.3) Мне нелегко говорить с тобой об этом. 4) “Где же новый твой приятель?” - спросил он Аркадия. 5) “Что это?” - спросила она.6) Люблю я краткой той поры случайные тревоги.7) …Наука воды углубит: по гладкой их равнине суда-гиганты побегут… 8) Опровергать его речей тогда не приходилось. 9) В каминной трубе кто-то плакал, и в этом плаче слышалось отчаяние.

10) “Видишь ли ты, - спросил я у жены,- видишь ли зеркало, которое висит там в углу?”

11) О, если бы я раньше увидела себя, если бы я знала, какая я на самом деле…

Упражнение 2. Правильно напиши местоимения

1. Н…какого письма я не получал.

2. Этот человек не ищет н…чьей дружбы

3. Н…чем был написать записку.

4. Н..кому было следить за ним.

5. В саду н..чего не росло

6. В огороде уже поливать было н..чего.

7. Н..что не ранит так, как ранит стыд.

8. Даже лучший сокол н…кого не поймает, если не дать взлететь ему.

Дети работают по структуре “Релли Робин”. Затем учитель проводит опрос.

Упражнение 3

Выполните морфологический разбор местоимений.

Я не знал, что васильки – сорная трава. В нашем краю васильки были цветами , назывались они синелью.

V. Подведение итогов. Опрос учащихся по темам, затронутым на уроке.

VI. ”Билетик на выход”. Дети должны ответить на вопросы:

1. Что на уроке понравилось?

2. Ты хорошо усвоил все разряды местоимений? Как бы ты оценил свои знания?

3. Какие затруднения ты испытал на уроке?

Презентация