Урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Предмет, класс русский язык, 8 класс (вечерняя школа)
Учебник «Русский язык. 8 класс для общеобразовательных учреждений» Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова;  Москва, «Просвещение», 2012.
Программа Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Москва, «Просвещение», 2011 г.
Тема урока Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Урок по счёту в КТП №39, в теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения» – №2
Тип урока Урок-повторение
Оборудование компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  – систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»; – развивать познавательную активность учащихся;
– формировать умения постановки знаков препинания в предложениях по теме;
– повысить мотивацию  учебной деятельности через использование ИКТ;
– воспитывать любовь и уважение к
русскому языку.

На уроке использованы следующие методы:

  • Репродуктивный,
  • объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый.

Этапы

Деятельность учителя

Работа учащихся

Организационный момент Приветствие Подготовка учащихся к работе.
Слайд 1
 Сообщение темы и цели Формулировка темы урока:  «Обобщающие слова при однородных членах предложения».
Работа по формулировке целей   урока.
– Скажите, что вы должны знать и уметь, работая по данной теме?

– Верно. Мы повторим и закрепим то, что знаем по теме. А еще сегодня будем составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Слайд 2
Слайд 3

Формулировка  целей урока:
– Мы должны знать, что такое однородные члены и обобщающие слова.
– Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
– Уметь находить однородные члены и
обобщающие слова при них, расставлять правильно знаки препинания.

 Определение актуальности изучаемого материала Определение актуальности и значимости изучаемых вопросов:
– Скажите, а зачем это нужно знать?
– Где вы это будете применять?
Слайд 4
– Нам эти знания нужны при написании писем, при сдаче экзаменов в 9 классе.
Определение формы работы Сегодня у нас не совсем обычный урок: вместо доски – экран, а вместо тетради – маршрутный лист. На нем вы будете выполнять задания и отмечать правильность ответов. Каждый правильный ответ – это 1 балл. В конце урока вы самостоятельно подведете итог своей работы. Запись в маршрутных листах  числа, темы урока. Ознакомление с маршрутным листом и критериями оценки.
Мозговой штурм (блиц-опрос) – Какое простое предложение называется осложнённым? Слайд 5
– Осложненное предложение то, в составе которого есть однородные члены, обособленные члены, обращения, вводные слова и вводные конструкции.
– Вспомните, какие члены предложения называются однородными? Слайд 6
– Однородными членами предложения называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос,
относятся к одному и тому же члену предложения,
обычно выражены одной и той же частью речи,
являются одним и тем же членом предложения, произносятся с перечислительной интонацией.
–Как соединяются между собой однородные члены предложения?
–Какие члены предложения могут быть однородными?

–А что ещё можно сказать про однородные члены предложения?

– Они соединяются между собой сочинительной связью и перечислительной интонацией.
– Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
– Однородные члены могут быть распространёнными, то есть иметь при себе зависимые слова. 
Самостоятельная работа 1

Нахождение в предложениях однородных членов предложения.

Найдите и подчеркните однородные члены как члены предложения
  • Растворились в темноте рощи леса и поля.
  • Лесной ручей замер и не шумит.
  • Луна освещала сад дорожку беседку.
  • Снег ложился на поля на кусты на деревья.  
  • Через лес проходит узкая длинная заснеженная тропинка
Слайд 7
Слайд 8 (для проверки)
Повторение материала по теме – При ОЧ могут находиться обобщающие слова. А что мы знаем о них?

– Сформулируйте правило о постановке знаков препинания в предложениях при однородных  членах с обобщающими словами. В этом вам поможет следующая таблица:
Слайд №9

– Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены и является тем же членом предложения.
Слайд №9
– Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.
1) Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.
2) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире.
3) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед ОЧП ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения ставится тире.
Особенно часто обобщающими словами являются следующие: всё, никто, ничто, везде, всюду, всё это.
Работа со схемами Обобщающие слова при однородных членах

Закрепление материала
(самостоятельная работа 2)
Выполнение заданий, с последующей
фронтальной проверкой.
– Вам даны предложения и схемы, соотнесите предложение со схемой.
1. Цветы цвели повсюду на лугу на холме в лесу.
2. В саду в доме всюду стояла тишина.
3. Всё поля небо кусты морозный туман окрасилось розовым цветом.

Самопроверка по слайду.

Выполнение заданий

Слайд 10

Слайд 11 (для проверки)

Повторение материала по теме – Что может усложнить постановку знаков препинания в предложениях с ОЧП ?

– Как называются такие слова?
– Что вы можете сказать о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при ОЧП, осложненных вводными словами? Вам поможет таблица.

Слайд 12. 
– После обобщающего слова, которое стоит впереди однородных членов, могут быть слова: как-то, а именно, например, которые предупреждают о перечислении
– Перед обобщающим словом, которое стоит за однородными членами, могут быть слова со значением итога (одним словом, словом, в общем).
– Такие слова называются вводными.
Слайд 13
– В предложениях с обобщающим словом при ОЧП, осложненных вводными словами, после вводного слова ставится двоеточие, а после вводного слова ставится тире. С другой стороны вводное слово в каждом случае выделяется запятой.
Слайд 14
Закрепление материала
(самостоятельная работа 3)
– Прочитайте предложение. Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схемы данных предложений. Некоторые грибы очень ядовиты например
бледная поганка мухомор.
Среди птиц, насекомых в сухой траве одним словом всюду чувствовалось приближение весны.
Выполнение задания.
Слайд 15
Слайд 16 Самопроверка по слайду
Творческая работа На экране картина с зимним пейзажем:
– Составьте небольшой текст по данной картине, используя предложения с ОЧ,  с обобщающими словами при ОЧ.
Слайд 17
Работа над сочинением-миниатюрой
Рефлексия – Чем мы занимались на уроке?  Какие правила повторили? Чему научились?
– Какие затруднения вы испытывали?
– Какие вопросы ещё необходимо проработать?
Слайд 18
Ответы на вопросы
Подведение итогов. Оценки Подведем итог урока. Все вы неплохо потрудились, выполнили много заданий, а оценки за урок вы поставите себе сами. Подсчитайте баллы, которые вы набрали за урок. Критерии оценки вы видите на слайде
– Оценки за творческую работу вы узнаете на следующем уроке.
Слайд 19

10-9 баллов – оценка «5»
8-7 баллов – оценка «4»
6-4 балла – оценка «3»

Слайд 20

Литература:

  1. Русский язык. 8 класс для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова;  Москва, «Просвещение», 2012.
  2. Жуковский А.А. Дидактический материал по русскому языку для вечерней школы. 8 класс. Пособие для учащихся. Москва, «Просвещение»,1999.