Открытый урок литературного чтения по теме «Точность поэтических образов в стихотворениях А.С. Пушкина "Вот север тучи нагоняя…" и Ф.И. Тютчева "Чародейкою Зимою…"»

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

1. Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений.
2. Развивать у учащихся образное мышление, наблюдательность, умение формулировать свои мысли, вести беседу.
3. Воспитывать любовь к природе, родному краю через поэзию.

Задачи урока:

– формирование умений воссоздавать картины, нарисованные автором, сопоставлять и сравнивать стихотворения;
– развивать навык осознанного правильного чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию, понимать смысл стихотворного текста;
– воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе.

Оборудование: учебник литературного чтения В.Ю.Свиридовой; карточки для парной и групповой работы, слайды с портретами поэтов, музыкальные произведения композиторов, снежинки, карточки (сравнение, эпитеты, олицетворение); книга “Волшебница зима”; выставка поделок на зимнюю тему; выставка рисунков о Зиме; подарки-сувениры (буклеты).

I. Организационный момент.

Учитель. Прозвенел звонок, а это значит, что наш урок начался.

А наш урок мы начнём с загадки.

(На экране загадка.)

З апорошила дорожки,
И разукрасила окошки.
М алышам радость подарила,
А ещё на санках прокатила.

(Зима.)

– По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о зиме?
– Ребята, а кто увидел в этом стихотворении что-то необычное?

(Ответы детей.)

– В этом стихотворении спрятана отгадка.

(Показ отгадки.)

– Такие стихотворения-загадки называют акростихами.

(АКРОСТИХ – стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь.)

– Скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(О зиме.)

II. Постановка цели урока:

Учитель: Зима – удивительное время года.

– А какой вы представляете себе зиму?

(Красивой, снежной,…)

– Кто из вас считает, что зима – одно из самых красивых и необыкновенных времен года?
– На прошлом уроке мы с вами познакомились со стихотворением А.С.Пушкина “ Вот север, тучи нагоняя…”.
– Прочитайте нам это стихотворение.

(Уч-ся читает наизусть стихотворение.)

– Какой нам показал зиму А.С.Пушкин?
– Давайте, организуем театр и покажем небольшой спектакль.

(Учащиеся показывают инсценировку стихотворения.)

– Молодцы, ребята. Чудесные актёры.
– Не только поэты ,но и композиторы и художники смогли передать нам красоту зимы.

Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие в сказочный зимний лес.

(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Декабрь ” , на экране картины русских художников.)

– Ребята, что вы представили, слушая музыку и рассматривая картины художников?

(Ответы детей.)

– Художники, композиторы, поэты видят зиму по-своему.

Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!

III. Подготовка к восприятию.

1) – Сегодня мы познакомимся со стихотворение Ф.И.Тютчева.

– Давайте вспомним, что мы знаем о этом поэте.

(Учащиеся рассказывают биографию Ф.И.Тютчева.)

Федор Иванович Тютчев родился 1803 году в семье дворянина и помещика в селе Овстуге Орловской губернии.

Первоначальное образование получил дома. С детства он хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски.

В 1819 году поступил на словесное отделение московского университета.

Потом он работал на государственной службе и лишь в свободное от работы время писал стихи.

Стихи Ф.И.Тютчева редко печатали. Однажды его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале “Современник”.

Настоящая известность пришла к Ф.И.Тютчеву в 1854 году, когда он выпустил сборник стихов.

– Мы с вами знакомились со стихотворениями Ф.И.Тютчева и говорили о том, что природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева очень часто оживает. Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания, тревоги.
– Какими же художественными приёмами пользуется поэт, чтобы показать нам красоту зимней природы ?

(Это сравнения, метафоры, олицетворение, эпитеты.)

– Давайте вспомним, что обозначают эти понятия. На столе у вас лежат карточки.
– Соедините понятие и значение.

(Дети работают в группах.)

– Проверим ,как вы справились с заданием. Соедините понятие и его значение.

(Дети работают у доски.)

2) – Проведём словарную разминку.

– В стихотворении вам встретятся слова. Подберите к ним синонимы.
– Соедините слово и его синоним.

(Работают у доски.)

Чародейка (волшебница, колдунья).
Немой (беззвучный, тихий, безмолвный).
Неподвижный (замерший, оцепеневший, без движения, не способен говорить).

Объясните значения слов

(На доске.)

Мещет – бросает.
Опутан (чем-то переплетён).
Окован (цепью).
Ослепительная краса (красивая, блестящая).
Бахрома – тесьма с висящими с одной стороны нитями или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.

IV. Знакомство со стихотворением.

1) Первичное чтение стихотворения.

– Послушаем стихотворение Ф.И.Тютчева “Чародейкою Зимою” и посмотрим, какой представил её поэт в своём стихотворении.

(Чтение стихотворения учителем.)

– Какое настроение создаёт стихотворение?
– Нарисуйте картины ,возникающие в вашем воображении.
– О чём стихотворение Ф.И.Тютчева?
– Почему Зиму поэт называет “ Чародейкою”?
– Какое волшебство, колдовство она совершила? (Она заколдовала зимний лес.)

(Физкультминутка.)

– Ребята, а вам нравится , когда зимой идёт снег? Давайте мы с вами устроим в классе настоящий снегопад. Возьмите в руки снежинки и размахивайте ими под музыку так, как будто у нас в классе пошёл снег. (Музыка.)
– Вот какой сильный снегопад у нас получился. Настоящая метель.

2) Повторное чтение стихотворения. Работа по теме.

– Обратите внимание, как написано стихотворение. Мы будем читать стихотворение по строфам.
– Прочитаем первую строфу.
– Почему слово Зима написано в стихотворении с заглавной буквы?

(Поэт изображает Зиму, как живое существо.)

– Найдите примеры, которые говорят об этом.
– Как называются такие средства выражения в литературе?

(Олицетворение.)

– Чародейка Зима – что за приём использует автор?

(Метафора.)

– Что необычного и удивительного видит поэт в зимнем пейзаже?

(Под снежной бахромой чудная жизнь.)

Прочитайте выразительно первое четверостишие.

Вторая строфа.

– В каком состоянии находится зимний лес?

(Он околдован, зачарован,…)

– В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя? Прочитайте.
– Почему такое состояние леса Ф.И.Тютчев характеризует словами “не мертвец и не живой”?

(Лес недвижим, но он не мёртвый, он уснул и спит ,а весной проснётся, появятся листочки, …)

– Укажите в стихотворении “волшебные слова”.

(Сном волшебным очарован.)

– “Сном волшебным”, какое художественный приём использовал поэт?

(Эпитет.)

– Ещё одно необычное выражение “окован лёгкой цепью пуховой”.
–Как понять это выражение?
– Что это за средство художественной выразительности?

(Метафора.)

– Какую картину помогают воссоздать слова “околдован, опутан, очарован, окован”?

(Усиливают состояние колдовского покоя.)

– Прочитайте выразительно эту строфу.

3) Третья строфа.

– Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца?
– Опишите, что происходит с лесом?
– Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?
– Какие средства художественной выразительности использует автор?

(Олицетворения– вспыхнет и заблещет, эпитет – ослепительная краса.)

– Прочитайте третье строфу.
– Какой нам показал Зиму Ф.И.Тютчев?

(Ответы детей.)

Зима у Ф.И.Тютчева – добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромою”, оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.

Давайте попробуем нарисовать стихотворение Ф.И.Тютчева.

(Звучит аудиозапись стихотворения Ф.И.Тютчева “Чародейкою Зимою…”, ученики рисуют у доски на ватмане картину по представлению.)

– Какая красивая картина у нас получилась.

V. Обобщение.

Давайте сравним описание зимы у А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева.
Какая зима у А.С.Пушкина?

(Весёлая, озорная.)

– Какая зима у Ф.И.Тютчева?

(Чародейка, спокойная, тихая, очаровала волшебным сном зимний лес.)

– С помощью чего достигается понимание этих стихотворений или другими словами, что помогло нам представить такие разные зимы?

(С помощью разных слов и выражений, разных художественных приёмов.)

– А для чего поэты применяют художественные приёмы?

(Для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать поэты в своих произведениях.)

Вывод:

У каждого писателя своё видение зимы, а художественные приёмы помогают поэтам показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года – зиму.

VI. Итог урока.

– Стихотворения о зиме, каких русских поэтов вы прочитали на нашем уроке?
– Что объединяет эти два стихотворения?
– Какие художественные приёмы используют поэты, чтобы мы могли ярче представить зимние картины?
– Какие слова подобрали поэты ,чтобы показать красоту зимней природы?
– Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихотворения?
– Какое стихотворение больше всего запомнилось? Почему?
– Какой же вы увидели, услышали и почувствовали зиму?

VII. Рефлексия.

– Молодцы ,ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. И сейчас я хочу посмотреть, понравился ли вам наш урок. Вы нарисовали зимний пейзаж, но на нём не хватает снега. На столе у вас лежат снежинки разной формы. Если вам урок понравился, выберите самую красивую снежинку и прикрепите её на нашу картину, если вы испытывали какие-то затруднения или вам было некомфортно, то приклейте самую маленькую снежинку.
– Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. И я делаю вывод, что урок вам понравился.
– Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке и подарить вам частичку зимней красоты.

(Подарки-снежинки с пожеланиями.)

VIII. Домашнее задание.

– Вы ещё не раз встретитесь с зимой, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется сочинить своё произведение о зиме. Возможно, это будет сказка, стихотворение, рисунок или песня о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.

Выберите задание, которое вам больше нравится, и подготовьте его дома к следующему уроку.

Вы можете выбрать одно или несколько заданий.

1) Выучит стихотворение А.С.Пушкина или Ф.И.Тютчева наизусть.
2) Сочинить сказку о зиме.
3) Написать мини – сочинение о зиме.
4) Нарисовать рисунок к стихотворению А.С.Пушкина или Ф.И.Тютчева.
5) Подобрать пословицы, загадки о зиме.