Урок математики по теме "Закрепление изученного. Подготовка к умножению". "На арене цирка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Педагогические задачи: познакомить с арифметическим действием – умножением как нахождением суммы одинаковых слагаемых; ввести понятие “умножение”; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: понимают суть действия умножения; знают: устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; различные устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел и двузначного и однозначного чисел; в каких случаях действие сложения можно заменить умножением; отличительные особенности задачи; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные и письменные приемы сложения и вычитания, в том числе с переходом через разряд; заменять суммы, состоящие из одинаковых слагаемых, произведениями; решать задачи и выражения изученных видов; записывать задачу кратко, составлять задачу по данному выражению.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и определяют последовательность своих действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки и дополнения; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, создают алгоритм деятельности; осознанно строят речевое высказывание; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; достаточно полно и точно выражают свои мысли; не создают конфликтов в спорных ситуациях.

Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины: умножение, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, составная задача, краткая запись, числовое выражение, начертить.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 1). Презентация

Беседа о цирке.

- С самого утра у нас в классе началась суета. Случилось невероятное: к нам приехал математический Цирк-Шапито!

- Кто из вас был в настоящем цирке?

- Кого видели? И т.д.

(Звучит песня М. Пляцковского, В Шаинского “Цирк”). (Слайд 2)

3. Словарная работа.

- Какие знаете “цирковые слова”?

Объяснение слов.

(Цирк – Шапито, арена, клоун, жонглер, дрессировщик, акробатика, конферансье, фокусник. Значение слов см. в приложении №1). (Слайд 3)

4. Устный счет.

а) Итак, мы с вами торопимся на цирковое представление. Оно начинается в 10 часов.

(Слайд 4)

  • Какие часы показывают время начала представления?
  • Во сколько закончится представление, если оно длится 2 часа? (Показать на модели часов)
  • Выступление канатоходцев началось в 11 часов 15 минут и продолжалось 10 минут. Когда закончилось выступление канатоходцев?

б) И вот мы с вами в цирке. Сегодня я буду работать конферансье. Я приглашаю на арену обезьянок – жонглеров. Они жонглируют шарами. Но ловить их надо не просто так, а в определенном порядке.

Определить закономерность надо вам самим. Поможем жонглерам. (Слайд 5)

Назовите:

  • число, в котором 3 десятка 8 единиц;
  • число, где количество единиц больше 40 на 5;
  • число, где количество десятков и единиц одинаковое;
  • соседей числа, в котором 3 десятка9 единиц;
  • однозначные числа увеличь на 9;
  • распредели числа в порядке возрастания(1 вариант), убывания (2 вариант);
  • распредели на 2 группы (однозначные и двузначные).

Проверка.

в) На арену цирка приглашаются слонята. Они лопоухие и смешные, очень хотят подружиться с детворой. Поможем слонятам? (Слайд 6)

Рассмотрите изображенные фигуры. По каким признакам можно разбить эти фигуры на части?

(По форме, по цвету, размеру, настроению).

Прочитай числа. Разложите на разрядные слагаемые.

г) На арену приглашаются Дрессированные лошадки. У них задание : посчитать круговые примеры. (Слайд 7)

Проверка.

д) На арену выходит знаменитый фокусник.

- Я узнал – говорит он, - что вы очень хорошо научились считать, думать, соображать. Так ли это? Я сейчас хочу проверить вашу сообразительность.

  • Определите, сколько мне лет. А мне столько лет, сколько изображено на ребусе. (См. слайд).
  • Масса дрессированного Мишки, когда он стоит на двух задних лапах – 20 кг. Какова же масса его, если он встанет на четыре ноги? (Слайд 8)

Молодцы, ребята.

5. Работа по теме

1) Составь задачу. (ППС пары постоянного состава)

На арене группа собачек играет в мячи, морские котики выполняют упражнения с шарами, котята считают примеры.

1 группе составить задачу, в которой бы надо узнать на сколько… больше?

2 группа - столько же, 3 группа придумать задачу, чтобы решалась +. (Слайд 9)

2) Подготовка к введению умножения

На арену цирка приглашаются обезьянки. Они хотят узнать каков их вес, если каждая из них весит 5 кг?

(5+5+5+5+5=25), Прочитать правильно выражение (число 5 взяли 5 раз, по 5 взяли 5 раз).

Вслед за обезьянками выходят собачки. Узнаем каков вес собачек, если каждая из них весит 4 кг? (4+4+4+4+4+4=24, число 4 взяли 6 раз, по 4 взяли 6 раз). (Слайд 10)

3) Повторение и закрепление изученного. (Слайд 11)

Задание первого клоуна.

- Замени суммой одинаковых слагаемых.

Нашим клоунам досталось очень сложное задание. Одному из них надо заменить суммой одинаковых слагаемых следующие числа 4, 8, 10, 14. 18. Поможем им?

Задание второго клоуна.

Второму клоуну необходимо объяснить:

- Как узнать длину каждой из четырех сторон прямоугольника, если известно, что длина одной стороны 3 см, а другой – 6 см.

Задание следующего клоуна.

Начертить в тетради прямоугольник, длины сторон которого 2 см и 5 см, и найти его периметр.

(Что такое периметр?) Воспользуйся формулой Р=а+в+а+в.

- Работа в парах ППС. Реши примеры, применяя методику ВОЗ (взаимообмен заданиями). (Письменные случаи сложения и вычитания в пределах 100).

- См. карточки. (Приложение №2).

Итак, ребята, мы справились со всеми заданиями . Нам было очень весело и хорошо на уроке в математическом цирке – Шапито. Я думаю, мы с вами не побываем на настоящем цирковом представлении, а пока все герои цирка говорят нам. (Слайд 12)

Итог урока: оценивание работ учащихся.

Рефлексия.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3