Урок географии по теме "Климат Африки". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель: знакомство с особенностями климата Африки.

По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития.

1. Самоопределяться в решении географических вопросов.

По 2-й линии развития – освоение системы географических знаний о природе.

1. Выявлять, объяснять причинно-следственные связи в социоприродном развитии Земли.

По 3-й линии развития – использование географических умений.

1. Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

По 4-й линии развития – использование карт как информационных, образно-знаковых моделей действительности.

1. Выполнять визуальный анализ и описание по разным картам.

Оборудование: климатические пояса и области мира, климат Африки.

Ход урока

Этапы урока Содержание урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. 1. – Попробуйте закончить предложения:

- Самый холодный материк планеты –

- Самый влажный материк планеты –

- Самый жаркий материк планеты –

- Самый сухой материк планеты –

Откуда у вас данные сведения. Учитель может ошибиться? В учебнике может быть опечатка? Как же выяснить, верны ли ваши ответы? Давайте докажем или опровергнем данные утверждения на наших уроках географии. С какого утверждения начнем? Правильно, т.к. в настоящее время мы изучаем материк “Африка”, то начнем с третьего утверждения. Посмотрите на выделенные слова и сформулируйте тему урока.

Какую проблему будем решать на уроке? 1

Какие у вас будут предположения? 1 2

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

II. Поиск решения. Какие знания необходимы, чтобы раскрыть проблему урока? 2.

1. - Назовите основные характеристики климата. 1.

2. - Какие карты необходимы для изучения климата? Какую информацию можно получить используя эти карты? 1. 4.

3. - Каковы причины различий в климате? Составьте перечень причин различий в климате. 1 4 6 7

4. - В каких климатических поясах расположена Африка, какие из них основные, а какие переходные?

- В чем отличие основных и переходных климатических поясов? Давайте установим соответствие между климатическими поясами Африки и воздушными массами, их формирующими . . 1 4 6 7

Установить соответствие:

Климатический пояс Воздушные массы

Лето   Зима

Экваториальный   ЭВМ ТВМ

Субэкваториальный   ТВМ ТВМ

Тропический   ЭВМ ЭВМ

Субтропический   ТВМ УВМ

4. На ваших партах лежат таблицы, используя карты атласа “Климатические пояса и области мира” и “Африка. Климат”, соберите данные и внесите их в  таблицу “Климатические пояса Африки”. Работа идет по вариантам. 1 вариант изучает экваториальный пояс, 2 вариант – субэкваториальный пояс, 3 вариант – тропический пояс, 4 вариант – субтропический пояс. 1 2 3 4 5 6

Задание. С помощью карт атласа “Климатические пояса и области мира” и “Климат Африки” заполнить таблицу.

Клима-
тический
пояс
Географическое положение ВМ Т°и Т°я Осадки за год (мм) Режим осадков Погода
Экваториальный
Субэкваториальный
Тропический
Субтропический

Климатические пояса Африки

Сделайте выводы по результатам работы и подготовьтесь к выступлению у доски. 1 2. 3. 4.

Посмотрите внимательно на получившуюся таблицу. Какой вывод можно сделать? 1. 2. 3. 4.

Вывод;

  • среднемесячная температура не опускается ниже +8°С;
  • большая часть материка расположена между тропиками в жарком поясе, где солнце 2 раза в год бывает в зените;
  • в Африке нет холодных климатических поясов;
  • Африка – самый жаркий материк!

- Какой климатический фактор помог нам это доказать? – Фактор географической широты.

- Определим роль остальных КФ. 1. 3. 4. 6.

Особенности климата Южной Африки 

- Климат Южной Африки отличается от климата Северной Африки. Особенно ярко отличия проявляются в тропическом поясе. Южный тропический пояс делится на две климатические области, какие? – тропического пустынного и тропического влажного климата.

Определите причины (факторы) формирования влажной области на восточном побережье тропического пояса.

  1. Юго-восточный пассат с Индийского океана 
  2. Теплое течение Мыса Игольного 
  3. Драконовы горы на пути влажного пассата (осадки выпадают на наветренных склонах гор)

- На западном побережье тропического пояса расположена пустыня Намиб.   Какой КФ определяет образование пустыни на берегу океана? – Холодное Бенгельское течение.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

III. Само-
стоятельное применение знаний.
1. Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.

2. Обменяйтесь работами, выполните взаимопроверку.

 
IV. Итог урока. – Сделайте вывод по уроку. 3 4

Домашнее задание: § 24 читать.

1. Ответить на вопросы после параграфа.

2. Выучить записи в тетради.

3. Проанализировать климатограммы (дополнительно).

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?

 

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся.

1. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

2. Открытие нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо работали с картами.

* Отметить учеников, которые хорошо работали в парах.

3. Применение нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.