Проект "Преодоление аграмматической дисграфии"

Разделы: Логопедия


Под этим понятием подразумевается нарушение требований этимологии и синтаксиса данного языка в устной (экспрессивной и импрессивной) и в письменной форме. Этот дефект состоит в неправильности употребления склонений, спряжений, личных местоимений, согласования и управления, в пропуске слов, в неумении конструировать и понимать сложные грамматические конструкции, в невозможности даже повторить фразу и т. д. Аграмматическое письмо обычно встречается у тугоухих, алаликов ит. д.

Аграмматизмы свойственны детской речи, и, в основном, исчезают в возрасте от 2, 5 до 3 лет. Вот образец речи 3– х летнего ребенка: “Вова папа колени. (Я хочу к папе на колени)”.

Это детский аграмматизм, задержка же его в старшем возрасте – явление патологическое.

Аграмматическаядисграфиясвязана с недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более сложного симптомокомплекса – лексико– грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией, у умственноотсталых, ЗПР.

В письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – нахлестнула, козлята – козленки); изменении падежных окончаний (много деревов); нарушении предложных конструкций (над столом – на столом) ; изменении падежа местоимений (около него – около ним); числа существительных ( дети бежит);нарушении согласования (бела дом), отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов.

При устранении аграмматическойдисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.

Основные направления в работе:

  • уточнение структуры предложения;
  • развитие функции словоизменения и словообразования;
  • работа по морфологическому анализу и синтезу состава слова.

Задача настоящей методразработки по устранению аграмматическойдисграфии состоит в том, чтобы на конкретном словарном материале показать работу по преодолению нарушений на всех уровнях (слово, словосочетание, предложение, текст).

№1

Составление предложения по опорным картинкам (предметным):

Собака _______ кость.

– Сколько слов в предложении?
– Обозначить слова короткими черточками.
– Назвать второе, третье, первое слово.

Аналогично проводится работа с другими картинками.

№2

Логопед демонстрирует сюжетные картинки “ Мальчик читает книгу”, “Девочка гонит козу”, “Кролик ест морковку”.

Дети называют предложения по нерасчлененным картинкам, определяют количество и последовательность слов в предложении, отыскивают в схеме определенное слово. Читают предложения по схеме.

№3

Игра “Передай ключ”.

Дети рассаживаются кружочком и со словами “Я даю ключ Максиму” – передают ключ друг другу;

№4

Составить предложения из слов:

дорога, машина, едет, по.
гараж, машина, из, выезжает.
орехи, в, белка, прячет, дупло. И т. д

№5

Составить предложения, используя следующие словосочетания.

высокие ели спелая земляника
забавный котенок широкие улицы
полная корзина белый пароход

№6

Составить из двух предложений – одно, по образцу:

Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день. –
Сегодня пасмурный и дождливый день.
По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы
У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.

№7

Исправить предложения, если есть ошибки.

– Мальчик стеклом разбил мяч.
– После грибов будут дожди.
– Брат потерял библиотеку из книги.
– Коза принесла девочке корм.
– Весной луга затопили реку.
– На тоненьких листьях показались ветки.
– Дети набрали костер для хвороста.
– Снег засыпало пышным лесом.

№8

Из двух простых предложений составить одно сложное, используя союзы И, А, НО.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.
Солнце светит еще ярко. Звери уже готовятся к зиме.
Начался дождь. Дети укрылись в шалаше.

№9

Указать на каком месте стоит каждое из слов предложения.

Чашка и стакан – посуда.
Летом – дождь, а зимой – снег.
Цветы красивы, но быстро вянут.
Голубь и ласточка – птицы. И т. д.

№10

Списать предложения и подчеркнуть союзы.

– Позови Витю и Надю.
– Арбуз розовый, но сладкий.
– Привезли столы и стулья.
– Снег еще не лег, а заяц оделся в белую шубку.
– Прокричал петух и разом ответили ему петухи с других дворов.

№11

Прочитать и сравнить предложения из 1-го и 2-го столбика.

Девочка сидит. Девочки сидят.
Собака лает. Собаки лают.
Мальчик читает. Мальчики читают

№12

Прочесть слова из 1-го столбика, составить предложения со словами из 2-го.

Бабочка пишет.
Птицы скачут.
Ученик прыгает.
Лошади пищат.

№13

Прочитать слова исоставить предложения устно, затем – письменно.

Корова …………. . Соловей ………… .
Коровы ………… . Соловьи ………… .

№14

Прочитать слова, составить предложения, записать их.

…………… квакает. ……………. . . мычат.
…………… жужжит. ……………. . вяжет.

№15

Игра с мячом для тренировки в изменении по числам.

Один – много много – один
лесное озеро – ………. мелкие семена – …………
тонкий стебелек – ……… новые игроки – ………. .

№16

Волк воет – он голоден.
Валя упала – она мала.
Окно моют – оно грязное.

№17

Подставить к данным словам ОН, ОНА, ОНО – по образцу.

Мальчик – он. Пила – она. Море – оно.
Кот – Гусь – Вова – заяц – коза –
Мясо – зерно – поле –

№18

Вместо точек написать местоимения: ОН, ОНА, ОНО – по образцу.

На столе яблоко. Оно сладкое.
Брат учится хорошо. ……. . отличник.
Мама пришла с работы. ………. . устала.
Пригревает солнышко. ………… ласковое. И т. д.

№19

Шумела } (море , волна, толпа, собрание, река)
Шумело
Висел } (картина, объявление, зеркало, вывеска, полотенце)
Висела

№20

Выписать последовательно словосочетания с существительными мужского, женского, среднего рода. В словах, отвечающих на вопрос КАКОЙ? подчеркнуть окончания -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ; КАКАЯ? -ЯЯ, -АЯ; КАКОЕ? -ОЕ, -ЕЕ.

Рожь густая, спелая; озеро дальнее, синее; море соленое, суровое; весна ранняя, светлая; путь далекий, трудный; чай горячий, сладкий; лес густой, еловый; небо хмурое, осеннее; морковь крупная, сочная; сено свежее, душистое.

№22

Вставить пропущенные окончания, используя вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Вопрос ставить от выделенного слова. В ручье чист…. вода. Мальчик набрал полн…. . ведро грибов. Красн…. ягода смотрит из травы. В стене было кругл…. окно. На хорош…. цветок и пчелка летит. Детям дали нов…. мяч. Добр…. слово всякому приятно. Добр…. слава дороже богатства.

УПРАВЛЕНИЕ. (КОГО? ЧТО? (винительный падеж)).

№23

Ответить на вопрос: почему их так назвали? (устно). Образец: Пчеловод разводит (кого?)…….

  1. Рыболо, лесоруб, свинопас, землекоп, дровосек, сталевар, и т.д.
  2. Пылесос, мясорубка, хлеборезка, водопровод, нефтепровод, соковыжималка и т.д.

№24

Составить словосочетания, подобрав ряды слов, отвечающих на вопросы КОГО? ЧТО? (устно).

Образец: собирал цветы, орехи, ягоды, значки, марки.

  1. Мыл …, варил …. , застегнул …, полил. . , купил …, ловил …, забыл. . ;
  2. Люблю играть в ………,

люблю ходить в …. . ;
люблю смотреть на …. .

№25

Списать предложения, изменив слова в скобках в соответствии с вопросами КОГО? или ЧТО?

Мама шила (юбка). Дети ловят (бабочка). Мы получили (телеграмма). Кот слизал (сметана). Я узнал нашего (щенок). Я выронил ( корзина) на (поляна) и рассыпал всю (черника). Мы еще издали узнали (пастух).

Литература.

  1. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева “Чтение и письмо” – “Дельта” С. Петерб., “Аквариум” Москва, 1995 г.
  2. И.Н. Садовникова “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” – Москва, “Владос”, 1995 г.
  3. “Хрестоматия по логопедии”, под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова, – М.: Гуманитарный издательский центр. Владос, 1997 г.

Презентация