Урок литературы по теме «Человек и природа в рассказе Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади"». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Эпиграф к уроку:

Сам человек только в зеркале природы может
увидеть своё настоящее лицо.
М. М. Пришвин

Цели урока:

– выяснить особенности раскрытия темы “Человек и природа” в рассказе Ф.А. Абрамова;
– показать на примере рассказа Ф.А. Абрамова “О чём плачут лошади”, что отношение человека к природе – характеристика его нравственных качеств;
– развивать умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
– развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес;
– воспитывать у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других
– воспитывать любовь к литературе.

Формы урока: групповая, индивидуальная.

Методы: поисковый, исследовательский, проблемный.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, ИК-технология.

Оформление: фотографии Ф.А. Абрамова, фильм о лошадях, презентация учащихся “Лошади в жизни человека”, песня “Лошади в океане”, на доске таблица сравнения стихотворения В.В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” и рассказа “О чем плачут лошади”, к доске прикреплены надписи об особенностях раскрытия темы “Человек и природа” в рассказе.

Урок проходит в форме ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.

Ход урока

1. Организационный момент: Здравствуйте, те, кто прочитал интересный рассказ Ф. Абрамова; здравствуйте, те, кто хочет найти ответ на вопрос: “О чем плачут лошади” в рассказе; те, кто сегодня на уроке будет журналистом.

2. Тема и цели урока. На нашем уроке будет проходить расследование. Вы журналисты, я главный редактор журнала о животных. Материалом исследования является рассказ известного писателя ХХ века Ф. Абрамова “О чем плачут лошади”. Вы найдете ответы на вопросы: “Что же случилось такого в деревне, что лошади плачут” и на вопрос: “Как раскрывает тему взаимоотношений человека и природы писатель?”

Мотивация: Это нужно для того, чтобы узнать себя через отношение к природе, проверить себя на человеческие качества.

3. Знакомство с писателем. Заседание журналистов началось. Послушайте рассказ о писателе. Запишите, какие нравственные качества отличают писателя (учитель кратко рассказывает о биографии писателя):

Федор Александрович Абрамов родился в 1920 году, а умер в 1983 году. Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, то есть такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. А душу Абрамова формировали требовательная мать, староверка, ещё более набожная тетушка и местный святой – отрок Артемий Праведный, убитый молнией в 12 лет, известный своим благочестием, послушанием, кротостью, трудолюбием. Поначалу Федор Абрамов хотел во всём походить на Артемия.

Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.

После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное село (1942 г.).

Но дома он не находит душевного покоя, так как видит, как голодные, разутые дети, женщины и старики взвалили на себя всю мужскую работу в поле, в лесу, на сплаве.

После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.

Трудной была и писательская судьба. Много произведений не было опубликовано при жизни, много было сделано цензурных изъятий в опубликованных книгах! Каждое цензурное изъятие писатель воспринимал трагически. Это и было главной причиной того, что Федор Абрамов так рано ушёл из жизни. А произошло это 14 мая 1983 года.

Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Его известные произведения “Братья и сестры”, “Две зимы и три лета”, “Старухи” и т.д. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду “Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое”.

4. Актуализация знаний. Любое журналистское расследование начинается со сбора материала. Проверка задания: какой материал вы собрали про писателя?

– Чтобы высказывать свое мнение, нужно хорошо знать предмет обсуждения. (1 ученик пересказывает сюжет рассказа).
– Работа по группам:
1-я группа учащихся должна собрать материал на тему “Как относились к лошадям в старину”. (Показ презентации, заранее приготовленной учащимися, “Лошади в жизни человека”.
2-я группа – “Как относятся люди в деревне к лошадям”.
3-я группа – “Как главный герой относится к лошадям”.

Учащиеся готовят ответы (5 минут), обсуждая в группах и помогая друг другу, отвечают, добавляя друг друга.

Вопросы главного редактора:

1) 1-й группе – от кого вы узнали об отношении к лошадям в старину? (От Рыжухи.)
2) 2-й группе – почему изменилось отношение к лошадям?
3) 3-й группе – изменилось ли отношение лошадей к рассказчику?

5. Анализ рассказа. Гл. редактор: Картина ясна: лошади стали жить хуже, потому что изменилось время и лошади стали не нужны.

– А скажите, рассказ только о лошадях? (О людях, людях глазами животных). И 1 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ ГЛАЗАМИ ЛОШАДЕЙ”.

Перечислите всех героев рассказа. (Каждый у себя в тетради.)

(Герой-рассказчик, Рыжуха, Карька, старая кобыла Забава, другие лошади.)

Любой журналист должен понять суть, психологию героев, уметь сравнивать, делать выводы.

По группам рассказать 1 группа – о Рыжухе, 2 – о Карьке, 3 – о Забаве, нарисовав психологический портрет.

Вы обратили внимание, что вы рассказывали не о человеке, а о животных как о людях?

И 2 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ПИСАТЕЛЬ СРАВНИВАЕТ ЛОШАДЕЙ С ЛЮДЬМИ”.

(Автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия, ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых, борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.)

– События, описанные в рассказе, были давно, и рассказ написан в 1973 году, но что в нем не связано со временем? (Человеческие качества, выбор человеком своих поступков.) Отношение к животным – мерило нашей порядочности, доброты, человечности. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В это “зеркало” надо учиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других. И как хорошо, если поможет вам в этом добрые и мудрые наставники, такие как Ф.А. Абрамов и другие писатели, а также поэты.

Предлагаю вам сейчас послушать песню, положенную на стихотворение Б. Слуцкого “Лошади в океане”. (Исполняют Т. И С. Никитины http://www.audiopoisk.com/track/sergei-i-tatana-nikitini/mp3/lo6adi-v-okeane/.)

У учащихся перед глазами тексты.

Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко.
Глория по-русски значит Слава, –
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.

Жаль лошадей, тонущих в океане, но жаль и тех, кто плачет. Кто виноват гибели лошадей? А в их плаче? (ЛЮДИ.) Журналисты умеют ориентироваться в материале.

– Группы находят и зачитывают:

1-я группа – Как сначала встречали героя лошади.
2-я группа – Как повел себя герой.
3-я группа – Как ведут себя лошади после ответа?

– А почему так получилось? Журналисты умеют понять поведение человека, объяснить его поступки. Для ответа на этот вопрос сравним рассказ Ф. Абрамова со стихотворением В.В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” (на прошлом уроке после изучения стихотворения Маяковского была заполнена 1 колонка таблицы): группы заполняют по строке (с 1 по 3).

Вывод формулируется вместе.

В.В. Маяковский “Хорошее отношение к лошадям” Ф.А. Абрамов “О чем плачут лошади”
У лошади – горе
Глаза – слезы
У лошади что-то случилось.
В глазах слезы
Отношение людей:
Все смеются, кроме героя
Не берегут, не ухаживают, людям они не нужны.
Поведение героя:
Звериная тоска, “все немножко лошади…”
Герой не жалеет, правду не сказал, потерял доверие, не дает надежду.
Вывод: обратиться в мир детства, дать надежду, поэтому стоит жить и работать. “Лошадиная тоска” (не поставил себя на место лошади).

И 3 особенность рассказа Ф. Абрамова (на доске учитель переворачивает листок с надписью) – “ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ – СПОСОБ УЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА”.

А что бы сделали вы? Как можно было ответить Рыжухе? Устное обсуждение.

– Вот теперь, я думаю, можно ответить на вопрос “О чем плачут лошади”. Журналисты должны иметь свое мнение. Все группы обсуждают одинаковые вопросы: “Почему в конце названия рассказа нет вопросительного знака?” и “В чем разница названий: “О чем…” и “Почему…”?

О чем плачут лошади? Как вы думаете? (Ответы учеников: Лошади могут плакать оттого, что люди думают прежде всего о себе, невнимательны к животным, а иногда вообще плохо обращаются с ними, о неблагодарности.)

Слово гл. редактора:

“И если тебе когда-нибудь случится протянуть лошади кусочек сахара или корку посоленного хлеба, посмотри в её удивительно умные и добрые, глубокие и прекрасные глаза. А когда ты почувствуешь прикосновение к своей ладони её мягких, осторожных, ласковых губ, увидишь, как она благодарно кивнёт тебе головой, сердце твоё обязательно забьётся учащённо. Может быть, мысленно ты будешь подыскивать самые прекрасные слова для этого животного. Подыскивай, найди, если хочешь, произнеси их вслух, скажи их лошади. Но можешь и не говорить. А только знай: какой бы ни была лошадь внешне – это всё равно и гордое, и пылкое, и умное, и прекрасное, и преданное, и работящее, и смелое, и сильное животное. Это просто лошадь!” Эти слова принадлежат известному натуралисту Юрию Дмитриеву. Только глубоко нравственные люди могут понять живую душу природы.

Посмотрите видеоролик о лошадях, и вы убедитесь в справедливости этих слов. http://video.yandex.ru/users/ed5033/view/910

6. Наше расследование окончено. Правду найти трудно, но свое мнение иметь надо. А я считаю, что животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И мне очень хочется, чтобы мы там видели не звериный оскал или холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.

И этому нас учит рассказ Ф.А. Абрамова. У писателя было такое жизненное кредо – "Будить, всеми силами будить в человеке Человека".

7. Дома: написать заметку в журнал на тему “О чем плачут лошади”, “Нужны ли сейчас лошади?” “Человек и природа” или ответить на вопрос: “Чему учит рассказ Ф.А. Абрамова?”.