Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [к], [к']. Буквы К, к". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

Обучающая:

  • ознакомиться с глухими согласными звуками [к], [к’] и с буквой К, к.
  • учиться давать характеристику звукам.

Развивающая:

  • развивать речь детей, навыки фонематического анализа слов;
  • формировать логическое мышление, умение обобщать.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к родному языку;
  • учиться работать в группах.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Структура урока:

Этапы:

  1. подготовительный;
  2. усвоения новых знаний;
  3. первичной проверки усвоения;
  4. итог.

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно-познавательной;
  • коммуникативной.

Граница знания-незнания:

  • учащиеся не умеют: читать слова с буквой К
  • не знают: какие звуки обозначает буква К.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап. Подготовительный.

(“Подготовка к активной познавательной деятельности”.)

Задачи этапа:

1. Мотивация детей к активной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Формулирование темы урока.

Мотивирование к учебной деятельности

– С каким настроением пришли на урок?
– Изобразите радугу своего настроения

Дети на экранах изображают радугу настроения.

Актуализация опорных знаний.
– Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.
Посмотрите на нашу ленту букв.
Вопросы:
1. Сколько вы уже знаете букв гласных звуков? Назовите их.
2. Только гласные есть на ленте букв?
3. Назовите изученные согласные.
4. Все ли буквы нам известны?
5. Хотите познакомиться с новой буквой?

– Шесть. А, О, У, И, Ы, Е.
– Нет, есть и согласные.
– Н,М,Л,Р,В,З,П, Т,С.
– Нет.
– Да (уч-ся готовы к продолжению работы).

Тогда я предлагаю вам посмотреть на картинки первой группы.

Назовите предметы, изображённые на картинках.

Кит, кот, ток.
Назовите предметы, изображённые на картинках второй группы. Кино, колготки, носки.
Что помогло вам назвать эти предметы?

Чем предмет отличается от слова?

Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку.

– Слова, которые их называют.
– Предмет можно увидеть и потрогать, а слово – произнести и услышать.
– Кот(т.к. в этом слове : 1) один слог, а в остальных – по два; 2) 3 буквы. А в остальных – по четыре.
Какое слово можно исключить из второй группы? – Кино (т.к. это слово обозначает просмотр фильма, а остальные слова – одежду).
Самоопределение к деятельности.
Какие слова вы исключили?

Назовите их.

– Кот, кино.
Произнесите первые звуки исключённых слов. – В слове Кот первый звук [к], а в слове кино – [к’]
А раньше мы говорили про эти звуки? – Нет.
А кто знает какой буквой на письме обозначают звуки [к], [к’]? – Буквой К.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(На доску вывешивается тема урока.)

Звуки [к], [к’], буква к.
2 этап. Усвоение нового.

Задачи этапа:

  1. Организация групповой работы по решению учебной задачи.
  2. Обобщение новых знаний о букве К.
Задание1.(вывешивается картина “Космос”.

Найди на большой картине: спутник связи, спускаемую часть космического корабля, локатор, космонавта, космический корабль, орбитальную станцию.
Назовите слова, в которых встречаются звуки [к],к’].
Какой буквой обозначаются эти звуки?

Ответы детей:

– Мы видим Космос.
– корабль,космос,скафандр,
– Буквой К.

На доску вывешивается плакат с буквой К (азбука в картинках).
А почему на плакате 4 буквы К.
А зачем заглавные буквы?
– 2 печатные (маленькая и большая) и 2 письменные (заглавная и строчная).
– С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества, начало предложения…
Задание 2.

– Пользуясь этой картиной, назовите все предметы, названия которых начинаются с новых звуков.
– А всё ли мы узнали об этих звуках?

– Корм, каша, крыса.

– Нет

А чтобы узнать об этих звуках всё, надо дружно поработать.

Задание 3.

Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на две группы.

Делятся на группы.

Повторим правила работы в группах. Правила групповой работы:
  • Внимательно выслушать задание учителя.
  • Выслушать мнение каждого.
  • Уметь принять общее решение.
  • Выбрать представителя от группы для предъявления результата работы.
Каждая группа получает задание: проанализировать 4 слова и сделать вывод, ответив на поставленные вопросы.
Вопросы 1-й группе:

Звуки [к],[к’] – гласные или согласные.

Эти звуки глухие или звонкие?

По результатам практической работы учащиеся делают вывод, что эти звуки согласные, глухие.

Вопрос 2-й группе:

Буква К обозначает твёрдый или мягкий звук?

– Буква К может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный звук.

Представители от каждой группы озвучивают выводы перед классом.
Обобщим все выводы. Физкультминутка . Буква К обозначает согласный, глухой, твёрдый или мягкий звук.
3 этап. Первичная проверка.

Задача этапа: проверка умения применять новые знания при решении практических задач.

Произнесите каждый про себя свои имя и фамилию.
И пусть встанут дети, в имени и фамилии которых есть новый звук, с которым вы сегодня познакомились.
Какие звуки мы должны услышать. Определите позицию этих звуков.

Костя, Коровин, Никитин.

Работа по карточкам:

Прочитайте стихотворение.

Подчеркните букву К синим цветом, если она обозначает твёрдый звук, или зелёным, если мягкий звук.

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква “К”.

Работа по карточкам проходит индивидуально.

Фронтальная проверка

4 этап. Итоговая рефлексия.

1. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания.
2. Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.

Вопросы учителя:

Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

Фронтальные ответы детей.

Дети получают по спутнику с плаката “Космос”.