Урок окружающего мира по теме "Дорога к доброму здоровью". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство

Класс: 2


Урок носил коммуникативный характер, на уроке использовались приемы критического мышления (выскажи свое мнение).
Использование презентации на разных этапах урока способствовало проведению занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. На завершающем этапе урока служило поддержкой устной речи при обратной рефлексии, позволило наглядно представить полученные результаты.
При планировании  и проведении урока были учтены возрастные  и индивидуальные особенности учащихся, задания были актуальными и посильными и направлены на раскрытие потенциала каждого ребёнка.
Для поддержания уровня работоспособности и предупреждения переутомления проводилась смена разных видов деятельности, физпаузы.
Главный акцент урока был сделан на проблемном вопросе «Что нужно делать для того чтобы быть здоровым».  Ответ на него учащиеся добывали в процессе работы и в конце урока сформулировали ответ.

УМК «Перспектива».

Цели: способствовать овладению правилами здорового образа жизни.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
  • Обогатить знания учащихся о здоровом питании, о здоровом образе жизни.
  • Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
  • Развивать познавательные процессы, являющиеся основой мышления, на наглядно-практическом материале, через использование ИКТ; навыки сотрудничества, взаимопомощи.
  • Способствовать сплочению детского коллектива, формируя нравственные качества учеников: умение общаться, договариваться.

Тип урока: обобщение и систематизация, творческое применение знаний.

Форма проведения: урок-путешествие, групповая работа, фронтальная, индивидуальная.

Технологии:  ИКТ, личностно ориентированное развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Методы: коммуникативный, проблемный, элементы исследовательского, репродуктивный, продуктивный,  словесно-иллюстративный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, конверты с заданиями.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии (УУД)

1. Организационный этап – Здравствуйте, дорогие ребята! Дети приветствуют учителя. – планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – А вы знаете, что означает слово «здравствуйте»?

– Ребята, а что такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?

– Как много разных мнений? А где можно найти более точный ответ? На партах лежат словари. Дети находят определение слова «здоровье» и зачитывают его.

– Послушайте, какие интересные высказывания о здоровье для вас приготовила я: (Презентация, слайд 1)

  • Здоровье для человека – самая главная ценность.
  • Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.

– А кто из вас знает пословицы, поговорки о здоровье?

– Как вы думаете, какова задача нашего урока? Чему хотим научиться?

Ответы учащихся: Это слово – приветствие, в котором мы друг другу желаем здоровья.
Здоровье – это отсутствие болезни.Здоровый человек не болеет. Тот, кто занимается спортом. Здоровый человек сильный и выносливый. За один день может сделать много дел.

В словарях.
1) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
2) Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

 

 

 

Заслушиваются ответы детей: Где здоровье, там и красота.В здоровом теле здоровый дух.Здоровье дороже богатства.

Ответы детей: Определим, что такое здоровье и от чего оно зависит. Как сохранить здоровье на долгие годы.

– самоопределение (Л);
– целеполагание (Р);
понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
– планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
3. Актуализа-ция знаний – Как лучше действовать и работать на уроке одному или в группе? Почему?

– Тогда обсудить и записать ответ на серьёзный вопрос «Что нужно делать для того чтобы быть здоровым?» я предлагаю в группах.  А также предложите название темы урока.(3 группы – у каждой лист бумаги).

Учащиеся выбирают тему «Дорога к здоровью». При совместном обсуждении добавляется слово «доброму» и тема урока звучит так: «Дорога к доброму здоровью» (учитель печатает слайд 2)
– Путь наш нелёгкий, поэтому нам нужен помощник. Кто им будет, отгадайте: (слайд 3)
– Почему именно он?

И вот 1 остановка по нашей дороге к доброму здоровью. Угадайте, что помогает поддерживать чистоту (ребус слайд 5).
– А что такое гигиена. Зачем она нужна?

 

 

– Давайте отгадаем предметы личной гигиены (по 2 загадки каждой команде в конверте).

  1. Хожу, брожу не по лесам, а по усам, по волосам.
  2. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
    Белой пеной пениться, руки мыть не ленится.
  3. Волосистою головкой в рот она влезает ловко.
    И считает зубы там по утрам и вечерам.
  4. Лёг в карман и караулит рёву, плаксу и грязнулю,
    Им утрёт потоки слёз, не забудет и про нос.
  5. Гладкое, полосатое, мягкое и лохматое, всегда ты со мною, когда руки мою.
  6. Резинка – Акулинка пошла гулять по спинке, а пока она гуляла спинка чистенькая стала.

– Сделав такую важную остановку, какой вывод мы можем сделать.

В группе. Так как есть возможность обсудить и принять правильное решение, использовать разные мнения.
Заслушиваются ответы: Заниматься спортом.Правильно питаться. Быть осторожным, чтобы не было травм.
ТЕМЫ урока: Будь здоров! Здоровье – это здорово! Дорога к здоровью.

 

 

 

– Мойдодыр. (слайд 4)
Мойдодыр очень любит чистоту и следит за тем, чтобы все дети соблюдали правила личной гигиены.

 

– гигиена
Работа со словарём. Заслушиваются ответы детей. Гигиена – это умение ухаживать за своим телом. Гигиена – наука о поддержании здоровья и здоровой жизнедеятельности организма. Гигиена тела – это уход за лицом, состоянием полости рта, за волосами, руками, ногами, кожей в целом, чтобы не болеть.

 

– расческа
– мыло

– зубная щётка

– носовой платок

– полотенце

– мочалка

ВЫВОД 1: Очень важно следить за чистотой своего тела, чтобы расти здоровым.

– анализ, сравнение, обобщение (П);
понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
– использование  знаково-символических средств (П);
– выполнение  пробного учебного действия (Р);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– учёт разных мнений (К).
4. Применение знаний и умений в новой ситуации – А теперь загадка для всех: Стать здоровым ты решил, значит соблюдай … (слайд 6)
– Это наша 2 остановка «Режим дня».
Что такое режим дня? Какое значение он имеет в жизни человека?

 

– Составьте режим дня для школьника. Подберите каждой картинке правильное время и склейте цепочку:
1 команда – утро, 2 команда – день, 3 команда – вечер.
Ваша задача: учиться распределять роли в команде, обсуждать свои идеи!!!

– Как помогает режим дня школьнику (слайд 7).


– Мы продолжаем наше путешествие и 3 остановка (слайд 8 – ребус).
– В группах обсудите и вспомните правила правильного питания.
– Составьте меню для школьника из предложенных картинок: 1 команда – завтрак, 2 команда – обед, 3 команда – ужин.

 

– Как и зачем человеку надо питаться. Чтобы сделать вывод используйте слова из стихотворения (слайд 13).

Физминутка (для расслабления мышц глаза)

– Ребята, а что очень хорошо укрепляет наши мышцы, развивает ловкость, выносливость.

Игра «Кто быстрее надует шарик».

 

Выполнив это задание,  какой вывод можно сделать.

– Ребята, а что сохраняет наше здоровье?

– А это наша 4 остановка «Безопасное поведение».
– Где в школе надо вести себя особенно осторожно, соблюдать правила поведения?
– Обсудите в группах и запишите по 4 основных правила поведения: 1 команда – в столовой, 2 команда – на перемене, 3 команда – в спортзале.

– Выполнив это задание,  какой вывод можно сделать.


– режим

Заслушиваются ответы детей: Режим мня – это расписание своих дел. Это распределение времени на труд и отдых. Человек, у которого правильно составлен режим дня всё успевает и меньше устаёт.
Команды получают конверты с картинками (Приложение 1, 2).
Готовые цепочки дети по порядку вывешивают на доску, проверяют, исправляют ошибки (если есть).

 


ВЫВОД 2:
Правильный режим дня помогает лучше учиться и лучше отдыхать.

Учащиеся разгадывают слово «питание». Знакомятся с пирамидой правильного питания (слайд 9).
Каждая команда получает лист «МЕНЮ» и конверт с картинками (Приложение 3, 4).
Готовые «МЕНЮ» дети вывешивают на доску, обсуждают, исправляют ошибки (если есть).
(слайды 10,11, 12).
ВЫВОД 3: Питаться надо правильно, чтобы расти и развиваться.

Спорт, физкультура, зарядка.

ВЫВОД 4: Физкультура и спорт развивают и укрепляют тело человека.

– Соблюдение правил поведения (безопасное поведение).

– На перемене, в столовой, в спортзале.
Каждая команда получает лист «Школа – территория здоровья»  (Приложение 5)
Готовые работы дети вывешивают на доску, обсуждают, исправляют ошибки (если есть).
ВЫВОД 5: Соблюдая правила поведения, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих.

– анализ, сравнение, обобщение (П);
– выполнение действий по алгоритму (П);      
–контроль (Р);  
– коррекция (Р);  
– оценка (Р);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).
5. Обобщение и систематизация знаний – Подведем итог. Что нужно делать, чтобы найти дорогу к доброму здоровью? Заполнение схемы (слайд 17)
– Если соблюдать всё то, о чём мы сегодня говорили, заниматься спортом, то какие вы все будете?

А ещё у меня есть стихотворение. Я начну строчку, а вы заканчивайте (слайд 18).

Заслушиваются ответы детей:
Красивые, cильные,  ловкие, стройные, румяные, крепкие, подтянутые, здоровые!

 

Дети отвечают хором, добавляя слова в стихотворение.

– использование знаково-символических средств (П);
– выполнение действий по алгоритму (П);
– построение логической цепи рассуждений (П);
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).
– выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой  и точностью (К);
6. Информация о д/з – Дома выполните тест и, получив результат, сформулируйте свои проблемы. Учащиеся  получают тест, который поможет определить уровень своего физического развития для анализа и коррекции своего образа жизни. (приложение 6)  
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) – Вот и подошло к концу наше путешествие. Известно, что продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем. Быть здоровым – желание любого человека.
А сейчас каждый из вас в своей схеме «Дорога к доброму здоровью» закрасит уровень выполнения ежедневных обязательных правил, чтобы самому определить, на что стоит обратить внимание для сохранения и укрепления своего здоровья.
 

 

Дети получают схемы, закрашивают их и формулируют для себя задачи по овладению правилами ЗОЖ.
(Приложение 7)

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
– адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);