Урок развития речи на тему "Создание фанфика по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 6


Цель учителя: создать условия для написания учащимися фанфика по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Цель учащихся: познакомиться с особенностями жанра фанфика (теоретическая часть) и подготовиться к написанию собственной истории по мотивам произведения Н.В. Гоголя (практическая часть).    

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомиться с жанром фанфика и технологией его создания;
    • расширить словарный запас и активизировать новую лексику;
    • активизировать знания, полученные на уроке литературы, и научиться их применять для создания собственного творческого продукта;
    • подготовиться к написанию фанфика по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
  • Развивающие (в том числе общеучебные):
    • продолжить работу по развитию творческого воображения;
    • развить умение анализировать исходный текст и на его основе создавать собственный;
    • развить коммуникативные умения (общение в группе, выступление перед аудиторией)
  • Воспитательные:
    • воспитание культуры читателя;
    • формирование любознательности школьников и повышение их мотивации к комплексному изучению русского языка и литературы

Оборудование и раздаточный материал: компьютер и проектор // интерактивная доска; тексты повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», маркеры, листы ватмана, аудиозаписи музыкальных произведений («Святки» и «Черевички» П.И. Чайковского, «Ночь перед Рождеством» Н.А. Римского-Корсакова, украинские колядки), мешочек с предметами.

Сценарий занятия

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Учитель предлагает отгадать загадку. Ученикам необходимо ответить, что связывает предметы из волшебного мешочка. Поочередно достаются заснеженный домик в стеклянном шарике, луна, фигурка чёрта, зеркало на кованой ручке, подкова, игрушечные ботиночки, яркие ленты, наконец, репродукция картины К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии».

Если потребуется дополнительная подсказка, можно показать небольшой фрагмент из фильма А.Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки».
После ответа учащихся о том, что все эти предметы мы встречаем в «Ночи перед Рождеством», учитель предлагает вспомнить несколько фактов:

– Кто является автором произведения?
– К какому литературному жанру произведение относится?
– В цикл под каким названием входит повесть?

3. Мотивация к получению новых знаний

Продолжая беседу, учитель спрашивает:

– Не жалко ли было расставаться с героями повести?
– Если бы представился счастливый случай поучаствовать в съёмке фильма «Ночь перед Рождеством», какого героя хотелось бы сыграть? Почему?
– Если бы действие было перенесено в наши дни, что могло бы помешать или, наоборот, помочь Вакуле на пути к достижению цели?
– Кто из героев повести самый яркий? Почему?

4. Введение новой лексики

Педагог рассказывает, что в современной литературе мы нередко сталкиваемся с таким явлением, когда поклонники какой-либо известной книги или фильма начинают сочинять собственные истории о любимых героях, например, предыстории или продолжения, пародии или параллельные сюжеты о второстепенных персонажах, даже рассказы от лица одного из участников событий. Такие альтернативные варианты популярных произведений, созданные его поклонниками, называются фанфиками.

Педагог вновь обращается к учащимся:

– Какие эмоции, ассоциации вызывает слово «фанфик»?
– Из какого языка оно могло к нам прийти?
– В чём наблюдается связь со словом «фанат»?
– Можно ли предположить, опираясь на знания английского языка, как называют авторов фанфиков? Учитель корректирует ответы и вводит слово «фикрайтер».
– Как иначе называют книги, фильмы или даже компьютерные игры, являющиеся продолжением уже известного произведения? Вводится слово «сиквел».
– Можно ли догадаться, как называется третья часть популярного произведения? Вводится слово «триквел».
– А как называются предыстории? Вводится слово «приквел».

5. Отработка новой лексики

Учащиеся получают задание придумать небольшой текст (4 – 5 предложений) о своих любимых фильмах или книгах. Обязательное условие – использование новой лексики. Все слова, предназначенные для отработки (фанфик, фикрайтер, сиквел, триквел, приквел), отображаются на слайде презентации или на доске.

Выступление учащихся.

6. Целеполагание

Педагог предлагает вновь обратиться к загадке, с которой начался урок, и, учитывая полученные знания о фанфиках, попытаться ответить на вопрос: какова цель сегодняшнего занятия?

Предполагаемый ответ: создание (подготовка к созданию) собственного фанфика по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

7. Организация работы в группах

Класс делится на 6 групп. Каждой предстоит выполнить задание с опорой на текст повести. Результаты деятельности будут представлены в виде кластеров, схем и таблиц на листах ватмана. Работа идёт с музыкальным сопровождением – звучат произведения П.И. Чайковского («Святки» (Приложение 1) и «Черевички» (Приложение 2), Н.А. Римского-Корсакова («Ночь перед рождеством» (Приложение 3), украинские колядки (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6).

1 группа готовит кластеры-характеристики Вакулы и Оксаны (портрет, одежда, движения, характер, особенности речи)

2 группа – кластеры-характеристики Солохи, чёрта и Пацюка.

3 группа – кластеры-характеристики второстепенных персонажей, которые, с точки зрения группы, могут стать героями будущего произведения.

4 группа составляет словарь повести «Ночь перед Рождеством». Школьникам необходимо найти языковые приметы текста – те слова, которые передают колорит произведения и без употребления которых было бы тяжело воссоздать атмосферу Диканьки. Для наглядности учащиеся заполняют таблицу.

Слово

Значение

Пример из текста

Среди характерных слов могут быть выбраны следующие:  люлька, свитка, жупан, черевички, монисто, сопилки, колядки, вечерять, парубок, кум, голова,  кутья, галушки, паляница, хутор и т.д.

5 группа готовит выступление на тему «Типы речи в повести Н.В. Гоголя». Учащимся необходимо вспомнить материал, изученный в 5 классе, и заполнить опорную таблицу.

Тип речи

Характерные черты, особенности

Пример из повести «Ночь перед Рождеством»

6 группа обращает внимание на то, как в повести оформлены диалоги: на листе ватмана записываются основные правила постановки знаков препинания при прямой речи в диалогах и при обращениях. Каждое правило сопровождается примерами из текста.

8. Презентация групповых работ

Выступления групп предваряют слова учителя о том, что при написании домашней работы может понадобиться любая услышанная информация. Следовательно, во время выступления 1, 2 и 3 групп необходимо продумать, какие персонажи окажутся задействованы в фанфике: пусть их  будет два или три, но именно они найдут место в новом сюжете. Может быть, на помощь гоголевским персонажам придут совершенно иные герои, но в этом случае они не должны нарушать стилистику произведения – всё должно оставаться органичным. Невозможно будет обойтись и без использования характерной лексики, отражающей особенности гоголевской эпохи. Выступления 5 и 6 групп направлены на то, чтобы творческие работы учащихся обладали речевым разнообразием: содержали не только повествование, но и описания, а также рассуждения, не только слова автора, но и диалоги между героями.

9. Работа над сюжетом фанфика

Учитель предлагает учащимся продумать сюжет собственного фанфика, предварительно ответив на следующие вопросы:

– Как ты озаглавишь свою историю?
– Какими структурными элементами обладает сюжет? Подумай, какое событие станет кульминационным в твоём фанфике?
Какие герои окажутся главными действующими лицами произведения? Будут ли введены новые персонажи?
– Какие элементы фантастики будут уместны в фанфике? Каким образом удастся сочетать фольклорные мотивы, сказочность и реальность?
– Юмор является неотъемлемой чертой повести Н.В. Гоголя. В какие смешные, нелепые ситуации могут попасть герои твоего фанфика? Что поможет достичь юмористического эффекта в описании персонажей?

10. Индивидуальная работа над сюжетом

Педагог даёт задание представить сюжет фанфика в виде плана. Затем следует индивидуальная работа с учащимися.

11. Рефлексия деятельности и эмоционального настроя

Каждый ученик работает с карточкой.

Сегодня я научился…
Знания о правилах создания фанфика помогут мне…
Материал урока был для меня…
Больше всего мне понравилось…
Мне было трудно…

12. Домашнее задание

Дома учащимся предстоит написать фанфик по мотивам повести «Ночь перед Рождеством».
Дополнительно может быть предложено такое творческое задание, как создание книги. Учащимся следует, работая в группах, объединить тексты всех фанфиков и включить их в сборник под общим заглавием. Тексты могут сопровождаться иллюстрациями.
Данную работу целесообразно выполнить во время внеклассного мероприятия. В таком случае появится возможность ознакомить школьников с правилами составления сборника. Учащиеся научатся выбирать формат книги, оформлять титульный лист, обложку и суперобложку, писать аннотацию, составлять оглавление и т.д.