Познавательно-речевое развитие детей в раннем возрасте при ознакомлении с художественной литературой

Разделы: Работа с родителями


Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Речь — способность, данная людям, как великий дар природы. Становление речи в раннем возрасте имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Проблема развития речи волнует многих родителей. “Говорящий” малыш не только более понятен, но и более “удобен” взрослому. В семье, должны уважительно относится к первым речевым проявлениям ребенка. Важно создать необходимую тишину во время таких упражнений, способствующую развитию его предречевых реакций. При этом имейте в виду следующее:

  • речью ребенок овладевает только при условии общения со взрослым - он должен слышать речь;
  • развитие речевого слуха столь значимо, что именно звуки малыш приоритетно выделяет из звуков окружающего мира, шумов и музыки;
  • независимо от национальности ребенок заговорит на том языке, на котором с ним общается взрослый.

Жизнетворческий характер в развитии речевых навыков особенно ярко проявляется на втором году жизни ребенка, который одаривает нас непосредственностью, чистотой и прелестью бескорыстного общения.

Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения. Они разнообразны по содержанию: колыбельные успокаивают, веселые радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Книга - самый активный и верный помощник семьи в художественном развитии ребенка, в воспитании у него эстетического вкуса, она входит в мир малыша задолго до того, как он овладевает навыками чтения, обновится читателем. Роль взрослых особенно значительна и важна в тот период, когда ребенок еще зритель и слушатель книги. Чтение малышу художественных текстов, просматривание вместе с ним иллюстраций вызывают необходимые для последующего художественного развития, интерес и любовь к книге. Выбрать для ребенка книгу, заинтересовать его, дать направление развитию художественного вкуса, развитию речи - ответственная задача родителей.

Многое для обогащения эмоционального восприятия для развития образности мышления и выразительности речи дают русские народные сказки. К концу второго года ребенок в состоянии понимать небольшие сказки. Да, те самые, на которых выросли мы и наши родители — нестареющие произведения русского фольклора на бытовые темы: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок” и другие. Эти сказки полезно показывать с помощью настольного театра. Очень скоро малыш запомнит их и при повторении, будет требовать от вас точно такого же исполнения, в той последовательности, в которой он услышал их в первый раз. Знакомство со сказкой обогащает ребенка, дает ему представление о жизни, об основах морали, из сказок ребенок узнает, что такое хорошо, что такое плохо. Сказка возбуждает творческое воображение, фантазию. Через сказку ребенок знакомится с яркостью, красочностью, выразительностью родного языка. Полноценному восприятию художественных текстов помогают иллюстрации, зрительные образы, связанные с содержанием книги, усиливают ее эмоциональное воздействие. Правильный выбор книги в соответствии с возрастом и интересами ребенка нельзя отождествлять с навязыванием детям тех или иных произведений. За ребенком следует оставлять право выбора, проявление собственной инициативы. Если ему очень понравилась какая-то книга, и он просит ее читать еще и еще, хотя уже знает почти наизусть, родители должны удовлетворить желание ребенка, так как в данном случае оно свидетельствует о возникшем интересе к определенной теме, может быть к увлекательной ситуации, действиям персонажа. Прочитанную книгу следует поддержать беседой, вопросами, что понравилось, почему, что запомнилось. После чтения еще раз нужно посмотреть иллюстрации — для закрепления прочитанного. Дозировка в чтении зависит от разных причин: от возраста и интереса ребенка.

Таким образом, успешность развития речи во многом зависит от взрослого, который должен разговаривать с малышом, объяснять и пояснять все, что происходит на его глазах, на улице и дома, все, что достойно внимание и подражания. Следует помнить, что общение и речь великий дар и малыш должен учиться пользоваться им с самого раннего детства.

Рекомендации родителям

Читать детям потешки, стихи, сказки, показывать яркие иллюстрации к ним.

Помните: художественные произведения маленьким детям желательно читать наизусть, так они будут видеть выражение вашего лица, свет ваших глаз, меняющуюся мимику — это поможет лучше понять сюжет произведение.

Для художественного речевого развития ребенка в семье полезно производить словесные игры, которые доступны каждому взрослому. Например, загадывание загадок. Это игра развивает сообразительность, находчивость, обогащает речь, делает ее образной, выразительной. Развитию художественно речевых действий помогаю литературные пластинки, которые воспроизводят сказочные сюжеты в музыкальном сопровождении и чтении поэтических текстов мастерами художественного слова. Литературные произведения расширяют кругозор, обогащаю память, речь.

Литература и пособия для родителей

1. Л.Е. Стрельцова “Литература и фантазия”, Сборник стихов для детей  – Тверь, 256 с.

2. Папки-передвижки (тексты потешек, стихов, приговорок).

3. Русские поэты - детям – М. Дрофа-Плюс, 2007. -320 с.

4. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилка и прочие детские забавы. – СПб, Союз, 1998 г. – 176 с.

5. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб, Союз, 2000, - 96 с.

6. Читаем детям от года до трех лет, сост. Т. Мореева – М.: Эксмо, 2008 – 125 с.

Список используемой литературы

1. Журнал “Дошкольное воспитание” №9-2004, №1 – 2005, №5 – 2009.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста, под редакцией Ф.А. Сохина, М, Просвещение, 1976 г.