Разработка урока географии по теме "Население и трудовые ресурсы Республики Татарстан"

Разделы: География


Цели:

  • рассмотреть особенности населения и трудовых ресурсов РТ;
  • продолжить развивать умения и навыки работы с картами, картосхемами, графиками, статистическим материалом, ресурсами Интернет;
  • выявлять и объяснять причинно-следственные связи;
  • воспитывать толерантность.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, сравнительный, проблемный.

Оборудование: учебник, презентация “Население и трудовые ресурсы РТ”, презентация “Народы РТ”, атласы РТ, социально-экономическая карта РТ, тетради, картосхемы “Национальный состав населения Зеленодольского района РТ”, “Плотность размещения населения Зеленодольского района РТ”.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Объявляется тема урока (Презентация. Слайд 1).

Учащиеся ставят цель урока.

Цель урока: рассмотреть особенности населения и трудовых ресурсов РТ (Слайд 2).

Выводы по каждому блоку записываются в тетрадь.

АЗУ:

Вспомните основные понятия по теме “Население”:

  • Демография;
  • Естественное движение населения;
  • Естественный прирост;
  • Миграция;
  • Реэмиграция;
  • Демографический взрыв;
  • Демографический кризис;
  • Демографическая политика;
  • Депопуляция (Слайд 3)

Численность населения Республики Татарстан.

По данным переписи населения 2010 года на территории РТ проживало 3 786 488 человек.

По численности населения РТ занимает 8 место среди регионов России.

Плотность населения РТ 55 чел/кв.км.

Рассмотрим и объясним динамику общей численности населения РТ (стр. 127, табл.8 учебника А.С.Тайсина “География Республики Татарстан 8–9”– Казань: “Магариф”,2009 год). Слайд 4

Объясните очень значительные сокращения населения РТ в периоды с 1920 по 1926 годы(катострафический неурожай и голод в 1921 году) и с 1939 по 1959 годы (Великая Отечественная война).

Рассмотрим динамику рождаемости и смертности среди населения РТ (Слайд 5, стр.18 в атласе).

Почему среди сельского населения высока доля смертности?

Вывод № 1:

Естественный прирост населения в РТ отрицательный;

Рождаемость среди городского населения значительно меньше, чем среди сельского населения РТ;

Смертность среди сельского населения выше, чем среди городского (Слайд 6).

Городское и сельское население.

В нашей республике 22 города, 18 поселков городского типа (Назовите поселки городского типа Зеленодольского района) и 3073 сельских населенных пунктов. (Слайд 7)

Сравните численность городского и сельского населения РТ. За какой период произошел резкий скачок в этом отношении? Объясните (Ответ: с 1970 по 1973 гг строительство КАМАЗа. Слайд 8).

Слайд 9

Перед вами города с численностью населения свыше 50 тысяч человек. (Учащиеся располагают города в порядке уменьшения численности населения в них.)

Назовите города, в которых из года в год численность населения уменьшается.

Назовите города, в которых из года в год численность населения увеличивается. Подумайте, за счет чего?

Сообщение учащегося о численности и плотности населения города Зеленодольска и Зеленодольского района.

Вывод № 2:

  • Уровень урбанизации в РТ 75,7 % ;
  • Казань – город-миллионер;
  • В РТ 22 города. (Слайд 10)

Национальный состав населения РТ.

Просмотрите видео презентацию ученицы 9 класса Б Цветковой Ольги, сделайте записи о национальном составе населения РТ (или Слайд  11).

Итак, вы выявили, что титульными нациями РТ по переписи населения 2010 года являются татары – 53,2% и русские – 39,7 %. Сравните эти цифры с данными переписи 1989 года (татар – 48,5 %, русских – 43,3 %). Объясните (Слайд 12).

В размещении населения республики по национальным группам в районах Татарстана имеются определенные закономерности. Выявите их. Объясните (Слайд 13; стр. 130, рис. 35 учебник).

Ответ: русские преобладают в большинстве городов, в районах вблизи к Казани и к рекам. Это объясняется историческим фактором: после завоевания Казани и присоединения Казанского ханства к России татарское население было выселено из мест своего проживания около г.Казани и вблизи большинства рек и эти земли были заселены русскими.

Удмурты и марийцы проживают компактно на севере.

Чуваши и мордва – на юге республики.

Вывод № 3:

  • РТ многонациональный субъект РФ(115 народов);
  • Татар – 53,2 %;
  • Русских – 39,7 %;
  • Численность татарского населения растет за счет более высокой рождаемости и реэмиграции татарского населения в РТ из стран Ближнего зарубежья. (Слайд 14).

Миграционные процессы в РТ.

Слайд 15

По карте “Внутренняя миграция населения” определите основные центры притяжения населения в республике.

Учащиеся анализируют график “Внешняя миграция населения”.

Ответ: количество выбывших и прибывших в РТ из года в год уменьшается, это можно объяснить создавшимся благоприятным экономическим климатом на территории РТ (для выбывших) и уменьшение квот на въезд в страну (для прибывших).

Кстати, по сведениям миграционной службы РТ в нашу республику большинство мигрантов приезжают из Узбекистана, Германии (данные 2011 года).

Половозрастной состав.

Слайд 16

Сравните половозрастные пирамиды 1959 г с пирамидой 20012 г.

Слайд 17

Сравните показатели возрастных групп 1994 г с показателями 2012 г.

Таким образом, число пенсионеров из года в год увеличивается, а людей трудоспособного возраста – уменьшается. Кто будет в ближайшем будущем обеспечивать пенсию пенсионерам?

Предложите свои пути решения проблемы.

Возможные варианты ответов:

Увеличить возраст выхода на пенсию;

Увеличить подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд страны;

Дополнительно стимулировать работающих пенсионеров;

Продолжить современную демографическую политику, направленную на увеличение численности населения страны.

Трудовые ресурсы РТ.

Слайд 18 Анализ данных таблицы.

В настоящее время наша республика испытывает нехватку квалифицированных трудовых ресурсов. В тоже время у нас есть безработные граждане.

70 % безработных – женщины;

Примерно 30 % – молодежь (от 16 до 29 лет);

Каждый пятый безработный зарегистрирован в селе.

Объясните создавшуюся ситуацию.

Возможный ответ: требуются квалифицированные, с опытом работы специалисты , как правило мужских специальностей.

Предложите свои варианты решения проблемы безработицы.

Возможные варианты ответов:

Создать рабочие места для женщин;

Создать рабочие места в сельской местности;

Сделать все возможное для повышения престижа сельских профессий(поднять зарплату на селе, обеспечивать специалистов бесплатным комфортабельным жильем, улучшить инфраструктуру села);

Обеспечивать выпускников учебных заведений работой по специальности, для закрепления их знаний и приобретения опыта.

Итак, мы рассмотрели особенности населения и трудовых ресурсов РТ.

Интересно, а совпадают ли особенности размещения населения, половозрастной состав населения Зеленодольского района с выявленными на уроке особенностями населения РТ?

Заслушивается отчет о проведенной практической работе “Население Зеленодольского района”, рассматриваются и анализируются построенные картосхемы “Национальный состав населения Зеленодольского района РТ”, “Плотность размещения населения Зеленодольского района РТ”.

Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.

Запись домашнего задания (Слайд 19).