Урок географии по теме "Климат. Климатообразующие факторы". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Тип урока: комбинированный (обобщение и повторение по теме, формирование новых знаний).

Цели по содержанию:

  1. Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Земли; повторить термины и понятия, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат Земли: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.
  2. Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: карты атласа: климатическая; климатические пояса Земли; настенная климатическая карта; карточки “Географического лото”, физическая карта полушарий, раздаточный материал к практической работе для каждого учащегося. Электронная презентация “Климатообразующие факторы”

Ход урока

1 Организационный момент.

2. Основная часть.

– Обобщение, систематизация знаний. (Географический диктант, игра “Домино”.)
– Изучение нового материала (схема климатообразующие факторы).

3. Закрепление изученного. (Выполнение практической работы.)

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание: мини – проект “Атмосфера Земли”.

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости!

Я рада всех приветствовать в кабинете география! Надеюсь, что гостям будет не скучно на сегодняшнем уроке, а для ребят он будет интересным и познавательным. Мне хотелось бы урок начать стихотворением. Прошу Вас внимательно слушать и если вы со мной согласны громко сказать – да ! Если не согласны – нет !

Что такое атмосфера?
Может, это литосфера? – Нет !
Может, это гидросфера – Нет !
Может, это просто точка? – Нет !
Значит, это оболочка? –Да !
Из чего она? Из камня? – Нет !
Состоит из смеси газов? – Да !
Той, что воздухом зовут,
Они жизнь для нас дают!
У Земли он очень плотный
И тяжелый он на вес,
Но чем выше, это точно,
Воздух там разрежен весь.
В чем причина? Что за диво?
Что ты там не говори, но внизу на воздух мирно
Давят верхние слои.
В атмосфере выделяют –
Посчитайте: раз, два, три –
Тропосферу, стратосферу,
Ну и верхние слои.
Тропосфера – самый нижний!
В ней туман и облака,
Там невидимо, неслышно
Происходят чудеса.
В ней погодные явленья
Происходят каждый день
Гром и молния, осадки
Формируются подчас
Здесь летают пыль и копоть,
Здесь, чем выше, – холодней !
Пар и 80% воздуха –
Все содержится здесь в ней
И значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей
От мороза ли темною ночью
От перегрева в солнечный день
От паденья на Землю точно
Самых разных космических тел
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит вывод верный,
Но грустный
Человек без нее не живет!

Атмосфера климаты Земли” одна из самых сложных и важных в изучении географии.
Без знаний о климатических процессах происходящих в атмосфере, нельзя понять особенности океанов, материков. Климат определяет интенсивность всех процессов, происходящих на Земле.
Наша задача сегодня повторить и систематизировать знания о планетарных закономерностях распределения тепла, влаги, господствующих ветрах, об образовании и размещении климатических поясов, а также познакомиться с климатообразующими факторами.

Задание № 1. Географический диктант. Работаем по вариантам. Затем меняемся заданиями и производим взаимопроверку. Приложение 1.

Задание № 2. На повторение темы “Атмосфера Земли” составлена игра “ Домино”. Поработайте пожалуйста командами. Участники , которые быстро и правильно собирут карточки игры, получат дополнительные баллы. Приложение 2.

Перед выполнением практической работы предлагаю Вам посмотреть презентацию “Климатообразующие факторы”. Приложение 3.

Задание № 3. На основе презентации, текста учебника составьте в тетради схему “Климатообразующие факторы”.

Задание № 4. Практическая работа.

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климати-ческом поясе.

Ход работы:

Используя карты атласа, заполните таблицу и сделайте вывод о различиях климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе:

Вариант 1. Сравнение климата полуострова Флорида и полуострова Калифорния.

Территория Географическое положение Климатичес-

кий пояс

Тип климата Средняя температура Годовое количество осадков Режим выпадения
января июля
Флорида
Калифорния

Вариант 2. Сравнение климата полуострова Аляска и полуострова Лабрадор.

Территория Географическое положение Климатический пояс Тип климата Средняя температура Годовое количество осадков Режим выпадения
января июля
Аляска
Лабрадор