Урок швейного дела. Тема: "Изготовление выкройки блузки по журналу мод". 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


Цели урока:

1. Формировать коммуникативные компетенции через использование журналов мод.
2. Закреплять умения переводить выкройки из журнальной вкладки в натуральную величину.
3. Развивать логическое мышление, внимание самостоятельность при выполнении практического задания
4. Воспитывать положительное отношение к профессии и труду в целом, взаимопомощь, связь с жизнью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Журналы мод, таблицы “Силуэты”, “Типы фигур”, “Раскладка выкройки на ткани”, “Таблица размеров”, разборный план изготовления выкройки, карточки мерок, карточки-задания для практической работы, рабочие коробки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Одежда – постоянный спутник человека. Она не всегда была такой, какой мы видим ее сейчас.

Костюмы прошедших веков и более современные мы легко отмечаем по характерному силуэту. Что называется силуэтом?

Силуэт – это внешнее очертание одежды.

В последнее время в моде можно выделить какие силуэты?

Выполнение задания.

1. Определить силуэт по схеме на карточке.

2. Найти названный силуэт на стенде, под какой он буквой? (Приложение 1)

Учитель. Каждому историческому периоду свойственны свои формы одежды, ее покрой, отделка и ткани.

Все эти особенности создают стиль в одежде. А что такое стиль?

Стиль – это манера одеваться.

В современной одежде различают какие стили?

Классический – строгая форма платья с небольшими воротниками, прямые или полуприлегающие. Жакеты типа мужского пиджака, блузки типа строгих рубашек, прямые строгие юбки.

Спортивный– куртки, брюки, блузон, изделия удобны, не стесняют движений. Для них характерны карманы , кокетки, застежки, пряжки, шнуровки.

Фольклорный– элементы покроя народов различных национальностей.

Романтический– отличается наглядностью. Широкие юбки, мягкие воротники

Отделка– оборка, кружево.

Выполнение задания.

  1. Найти по журналам мод модели с различными стилями в одежде (классический, романтический, спортивный).
  2. Описать фасон найденных моделей по таблице “ План описания фасона”.

(Приложение 2)

Учитель. Описать фасон вы можете и умеете, а где это может пригодиться в жизни?

(Ответы детей.)

– При покупке одежды.

– При заказе у закройщика.

Учитель. Вы знаете что мода возникает от стремления людей улучшить одежду. Сделать ее красивее, удобнее.

Мода меняется, появляются новые ткани, новые материалы и поэтому каждой девушке необходимо научиться одеваться, ориентироваться в журналах мод, знать особенности своей фигуры.

Вы знаете что в различных журналах, по телевизору, в каталогах одежду демонстрируют манекенщицы с идеальной фигурой и стандартными размерами (мерками). В жизни же такие фигуры редки, а каждый человек имеет свои особенности телосложения.

Назовите какие могут быть особенности телосложения?

Таблица “Различные типы фигур”. (Приложение 3)

(Ответы детей.)

– Широкие или узкие бедра.
– Высокие или низкие бедра.
– Плечи широкие или узкие.
– Осанка может быть сутулая, перегибистая, нормальная.
– Рост, руки, ноги.

Учитель. Нельзя брать из моды все без разбора, но нельзя и сторониться ее.

Нужно знать, что мода не диктует она лишь предлагает и подсказывает, как подчеркнуть свою индивидуальность.

Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды различных направлений, но очень важно одеваться в соответствии с назначением.

Вопросы к учащимся:

1. Можно ли надеть нарядное платье из блестящей ткани в учебное заведение или на работу?
2. Какого стиля одежду не стоит надевать на дискотеку?
3. Какого стиля одежду вы бы надели в театр?

Учитель. А теперь давайте порассуждаем где можно приобрести одежду?

(Ответы детей.)

Учитель. Правильно.

– Купить в магазине,
– купить на рынке,
– заказать в ателье,
– сшить самим.

Для того чтобы сшить самим блузку можно воспользоваться журналами мод, в частности журналом “Бурда”, мы уже пользовались этим журналом.

Готовые выкройки данные в журнале разрабатывают художники-модельеры по стандартным меркам. Зная правила изготовления выкроек можно сшить по ним любое изделие для себя.

Но сегодня наша задача изготовить выкройку блузки.

III. Объяснение нового материала.

Учитель. В журнале имеется вкладыш-инструкция, где находится информация по изготовлению выкройки, раскрою и даже пошиву изделий из журнала. (Приложение 4)

Рассматривание инструкции.

Учитель. Приступая к работе над выкройкой необходимо определить свой размер по данному журналу.

Для этого имеются “Таблицы размеров” (Приложение 5). Чтобы ими воспользоваться необходимо снять мерки со своей фигуры.

Даже если вы забыли как снимаются мерки можно найти это в журнале

“Как снимать мерки”. (Приложение 6)

Выполнить задание:

  1. Назвать мерку по ее обозначению.
  2. Найти эту мерку в таблице размеров журнала.

(О г От Об Д с Д п т)

Выполнить задание:

1. Снять мерки (работа в парах).
2. Определить свой размер по данному журналу.

Учитель.

1. Откройте таблицу “ Парад моделей”, (Приложение7) здесь предложены эскизы всех моделей журнала.

Вопросы к учащимся:

– что обозначает цифра около эскиза,
– буквы около эскиза,
– черные кружки,
– сколько размеров у данной модели.

(Ответы учащихся.)

2. Откройте страницу “ Актуальная мода” (Приложение 8) здесь указаны название изделия, его размеры и инструкции по изготовлению.

Что обозначает заголовок – “Вам потребуется”? (Приложение 9)

Название и количество ткани на данную модель.

В некоторых журналах по шитью нет такой информации, но вы сами сможете посчитать количество ткани на блузку, учитывая ширину ткани.

Выполнить задание:

1. Рассчитать количество ткани на блузку с рукавом
– при ширине ткани 150 см.

Расчетная формула: Ди + Др + 20см = 70+60+20=150см=1м50см

– при ширине ткани 80см.

Расчетная формула : 2Ди+Др+20см=2*70+60+20=220см=2м20см

Вопросы учащимся:

Какую раскладку выкройки на ткани надо выбрать для первого и второго случая?

(Приложение10)

Учитель. Перед началом работы с выкройками, необходимо изучить инструкцию к модели выбранной для изготовления:

Информация о модели находится в рамке (Приложение11):

1. Буквой немецкого алфавита обозначен лист, на котором находится выкройка данной модели. (Приложение 12)

2. Указан цвет контура выкройки модели (красный, синий, зеленый или черный)

3. Приведены уменьшенные детали выкройки и вид контурной линии для каждого размера.

4. Обозначены номера деталей выкройки , эти же номера находятся на большом листе с выкройками.

Название же деталей можно найти в колонке под заголовком “Раскрой”.

Учитель. Я вижу, что вы хорошо знаете как работать с журналом мод.

Выполнить задание:

1. Составить план изготовления выкройки блузки. (Приложение 13)

(Ответы учащихся.)

2. Прочитать 5 пункт плана:

– Перевести детали со всеми условными обозначениями.
– А что такое условные обозначения?

Учитель. На деталях выкройки имеются условные обозначения, например, направление долевой нити, сгиб детали, ее середина и другие.

Выполнение задания:

1. Найдите на 1 странице вкладыша инструкции таблицу “Условные обозначения”. (Приложение 14)

2. Определить по эскизу условного обозначения его название.

Учитель. Перед тем как вы приступите к практической работе.

Вопросы к учащимся:

– Как найти выкройку на большом листе?
– Как перевести ее на бумагу?

IV. Практическая работа.

Учитель. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией, используя “Карту памяти” (Приложение15) и повторить правила по технике безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.

– После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей.)

 Да, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку своего рабочего места.

Организация учащимися свои рабочих мест.

– Продолжаем знакомиться с ходом практической работы.

– Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?

(Ответы детей.) Повторение правил техники безопасности.

– Есть ли вопросы по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

Работа по индивидуальным карточкам-заданиям. (Приложение 16)

1. Изготовить выкройку блузки.
2. Определить количество ткани на свой размер.
3.Проставить рядом с цифрами названия деталей блузки и их количество.

Выполнение работ учащимися.

Текущий инструктаж учителя:
– Как удобнее разложить лист с выкройками?
– Как экономнее использовать бумагу?
– Подписать названия всех деталей блузки.

V. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Учитель. Сегодня вы закрепили знания по изготовлению выкройки по журналу мод, эти знания вам пригодятся в вашей самостоятельной жизни.

Оценка работы учащихся на уроке.