Проект "Зажигаем звездочки!"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Каждый человек талантлив, – отметил в “Концепции развития молодых талантов” Д.А.Медведев, – добьется ли человек успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества”.

Очень сложно проявить себя и показать свои таланты детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.к. они имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Часто такие дети испытывают трудности социальной адаптации, воспитания, общения, недостаточно самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Многие лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников и других людей, которые есть у обычного ребенка.

МБДОУ “Детский сад № 24” посещают дети с ОВЗ – это дети с тяжёлыми нарушениями ОДА, ДЦП, с незначительными интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития.

Часто семьи, воспитывающие ребёнка с ОВЗ, характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, гиперопёкой своего ребёнка либо, наоборот, безразличием. Это тоже затрудняет процесс социальной адаптации детей с отклонениями в развитии в обществе. Мы надеемся, что активное участие в проекте “Зажигаем звездочки”, разработанный на базе нашего дошкольного учреждения поможет родителям поверить в своего ребёнка, обратить внимание на его таланты и начать гордиться им.

Театрально-музыкальное направление развития даст возможность детям с ОВЗ проявить себя, развить свои способности, повысить свою самооценку, выступить перед публикой, завоевать уважение и популярность среди других детей и взрослых, наладить с ними общение. Совместная творческая театрально-музыкальная деятельность детей с нарушения в развитии и “здоровых” детей не только создаст условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволит ребёнку вступать в контакты с детьми из других групп. Расширение круга общения создаст полноценную среду развития, поможет каждому ребёнку найти своё “особенное” место, стать полноценным членом сообщества и не даст обыденности “засосать” детей с ОВЗ и превратить их в равнодушных, замкнутых пассивных маленьких “старичков”.

В ходе реализации проекта был разработан и проведён цикл занятий по хореографии, ритмопластике, ритмическому балету, технике речи, театрализованной деятельности, способствующих развитию творческого потенциала в музыкально-театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Была организованна совместная творческая деятельность старших дошкольников с разными уровнем здоровья, родителей и педагогов ДОУ, которая способствовала самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступали как равноправные партнёры взаимодействия. Именно на совместных репетициях и театральных постановках ребёнок естественно и непринуждённо усваивал богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения.

На итоговом мероприятии – премьере сказки “Муха Цокотуха” по сказке К.И.Чуковского и классической музыке П.И.Чайковского, Э.Грига, С. Прокофьева, а также музыки современных детских композиторов, дети с ОВЗ при поддержке “здоровых” детей, родителей и педагогов ДОУ продемонстрировали свои таланты и способности.

Цель проекта:

Создание условий для развития способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через систему специальных мероприятий по музыкально-театральной деятельности с целью полноценного комплексного развития и воспитания активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Оборудовать предметно-игровую среду для развития театрально-музыкальных способностей.
  • Повысить информированность родителей, педагогов об особенностях развития музыкально-театральных способностей у детей-дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
  • Разработать и реализовать систему занятий по развитию музыкально-театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в здоровье через систему специальных мероприятий: занятия по хореографии, музицированию, элементы занятий по актёрскому мастерству и технике речи.

В проекте принимали участие 10 воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ, а также их родители, которые привлекались для сопровождения детей на занятия по развитию музыкально-театральных способностей, для изготовления декораций и атрибутов театральных постановок, а также в качестве зрителей или героев театральных постановок. В проекте принимали участие 10 воспитанников, не имеющих сложных нарушений в развитии, посещающих занятия по театрализации в детском саду. Они привлекались к участию в совместных репетициях, сценок и сказок.

К осуществлению проекта также привлекались специалисты ДОУ – заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, музыкальные руководители, педагог-психолог, инструктор ФК, воспитатели.

Заместитель заведующего ДОУосуществлял общее руководство и контроль за реализацией проекта, согласовывал с педагогами графики совместных занятий и репетиций, с общественными организациями-партнёрами – графики выступлений; с педагогами – тематику театральных постановок.

Учитель-логопед совместно с учителем-дефектологом разрабатывали и проводили 1 раз в неделю занятия по технике речи с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в малых группах (5 человек).

Музыкальные руководители организовывали и проводили совместные с детьми, родителями и педагогами репетиции и демонстрации театральных постановок, сказок. Разрабатывали и проводили совместно с воспитателями и детьми дошкольного возраста с ОВЗ занятия по хореографии, ритмопластике, проводил консультации для педагогов ДОУ по развитию музыкально-театральных способностей у детей дошкольного с ОВЗ. Готовил информационный материал для издания буклетов, газеты ДОУ “Счастливое детство”.

Инструктор физической культуры – проводил 1 раз в неделю занятия пластическим балетом по методике Н.Н.Ефименко.

Воспитатели – разрабатывали и проводили занятия с элементами актёрского мастерства с дошкольниками ОВЗ, участвовали совместно с музыкальным руководителем в репетициях и демонстрациях театральных постановок, сказок, организовывали работу с родителями: приглашали к участию в проекте, проводили консультации по развитию музыкально-театральных способностей у детей дошкольного с ограниченными возможностями здоровья, привлекали к изготовлению и подготовке декораций, исполнению ролей и т.д. Готовили афиши, буклеты, подбирали информационный материал в газету “Наше счастливое детство”.

Этапы проекта:

На первом этапе проекта (сентябрь – декабрь 2011 г.) были проведены родительские собрания в группах детей старшего дошкольного, на котором родителей ознакомили с целью проекта, его содержанием, получили консультации по развитию музыкально-театральных способностей детей данной категории. Изучение состояния проблемы в научно-методической литературе.

На втором этапе (январь – декабрь 2012 г.) был разработан и апробирован цикл занятий по хореографии и ритмопластике, пластическому балету, технике речи, театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста имеющих различную сложность патологических нарушений здоровья. Были выпушены статьи в газете “Счастливое детство” с информацией по ходу данного проекта.

Заведующим детского сада, Попечительским советом и общественными организациями было приобретено: оборудование для музыкально-театральной деятельности, аудиотехника, интерактивное и мультимедийное оборудование, атрибуты, музыкально-дидактические игры и пособия. Проводилось совместное изготовление театральных костюмов. Организована совместная театрализованная деятельность “Театральный четверг” для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, детей имеющих норму развития, взрослых (родителей и педагогов) для совместных мероприятий. Изготовление декораций. Написание и утверждение сценариев и графиков показа театральных постановок и спектаклей. Выпуск афиш и пригласительных билетов. Постановка мини-спектаклей для родителей и детей групп, не участвующих в проекте.

На третьем этапе (январь – июнь 2013 г.): подготовлен совместный спектакль “Муха Цокотуха” К.И.Чуковского, с использованием классической музыки П.И Чайковского, Э Грига, С. Прокофьева, современных детских композиторов. Организован показ сказки в ДОУ, с приглашением детей и родителей, не участвующих в проекте, представителей общественных организаций. Отчет о проведенном мероприятии в газете ДОУ “Наше счастливое детство” и размещен был информации на сайте детского сада.

План мероприятий (на 1 неделю):

  • Занятие по ритмопластике (пластическому балету), хореографии и музицированию позволит корректировать и развивать у детей двигательные и вокальные способности, пластическую выразительность, умение ощущать и контролировать свое тело, поможет развивать слух и чувство ритма детей. В развитии музыкального слуха и ритма детей будет применяться и Орф-подход. Это уникальный способ коррекции и развития, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Использование принципов педагогики Карла Орфа способствуют более быстрому и эффективному развитию и последующей тренировке чувства метроритма, чувства ансамбля, формированию навыков коллективной игры у детей с ОВЗ. В работе с детьми используется всё разнообразие шумовых и ударных инструментов: треугольники, бубенцы и колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки и тон – блоки, маракасы, кастаньеты и многие другие. Дополняют ансамбль шумовых инструментов ксилофоны, металлофоны. Они чудесно украшают негромкое детское пение. А самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать и украсить пение детей станут звучащие жесты – звуки тела (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.).
  • Занятие по технике речи (учитель-логопед и учитель-дефектолог) с использованием упражнений и игры на формирование правильного чёткого произношения у детей с ограниченными возможностями здоровья (дыхание, артикуляцию, интонацию, темп речи, силу голоса, логическое ударение), обогащение и расширение словарного запаси, речь детей становится чётче, образнее и выразительнее.
  • “Театральный четверг” (1 раз в неделю на базе ДОУ), в него входит занятие по театральной деятельности предполагает развитие актёрского мастерства детей с ОВЗ. Совместное участие в мимических этюдах, театральных постановках с детьми, имеющими норму развития и взрослыми – родителями, педагогами, позволяет им перенимать образцы поведения, усваивать их опыт, учит сотрудничеству и общению друг с другом.

Результаты проекта:

Ожидаемый результат

Мероприятия

Повышение информированности родителей, педагогов об особенностях развития музыкально-театральных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Проведены родительские собрания. Разработаны рекомендации и консультации для педагогов и родителей по развитию музыкально-театральных способностей у детей с ОВЗ.

Разработка и реализация цикла занятий по хореографии и ритмопластике, пластическому балету, технике речи, театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста имеющих различную сложность патологических нарушений здоровья.

Проведено 42 занятия, в ходе которых 10 воспитанников с ОВЗ проявили свои театрально-музыкальные способности, приобрели опыт участия в театральных постановках, сценках, композиция. Они познакомились с произведениями великих композиторов, живописцев. У детей улучшилась речь, стала чётче и выразительнее. Научились исполнять хореографические движения, общению и взаимодействию друг с другом, взрослыми.

Организована совместная театрализованная деятельность дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей имеющих норму развития и взрослых (родителей и педагогов) – “театральный четверг”

Проведено 14 совместных мероприятий для 10 детей с ОВЗ, 10 воспитанников “норма”, родителей и педагогов. У детей с ОВЗ расширился круг общения, появилась возможность совместной деятельности с детьми, имеющими “норму” развития и занимающимися в театральной студии, родителями и педагогами. Именно в совместных мероприятиях ребёнок с нарушениями в развитии естественно и непринуждённо усвоил богатейший опыт “здоровых” детей, занимающихся в театральной студии, взрослых, перенимая образцы поведения. Активное участие родителей в проекте помогло им поверить в своего ребёнка, обратить внимание на его таланты, начать гордиться им.

Подготовить совместный спектакль-сказку “Муха Цокотуха” по сказке К.И. Чуковского, с использованием классической музыке П.И Чайковского, Э Грига, С. Прокофьева, а также музыки современных детских композиторов. Организовать показ сказки в детском саду, приглашением детей и родителей, не участвующих в проекте, представителей общественных организаций.

Будет организовано выступлением, в котором дети с ОВЗ и “нормой” развития, родителей, педагогов. Выступление детей с ОВЗ позволит им показать, что они тоже талантливы и способны показать это, поможет им повысить свою самооценку, выступить на большой сцене, завоевать уважение и популярность среди других детей и взрослых, наладить общение со сверстниками и взрослыми, поможет им социально адаптироваться в обществе. Это поможет им поверить в способности детей с ограниченными возможностями здоровья.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Система работы по развитию музыкально-театральных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья и “здоровых” детей, отработанная в ходе реализации проекта, применяется в дальнейшей деятельности ДОУ и может быть интересна практическим работникам коррекционных образовательных учреждений.

Библиографический список:

  1. Барышникова Т.А. “Азбука хореографии”: М. – “Рольф” ,2001
  2. Буренина А.И. “Ритмическая мозаика”: С-Пб. – “ЛОИРО” 2000.
  3. Вайнфельд О.А. “Музыка, движение, фантазия!”: С-Пб. – “Детство-Пресс”, 2002.
  4. Ветлугина Н.А. “Методика музыкального воспитания в детском саду”: М. – “Просвещение”, 1982.
  5. Галиченко И.Г. “Танцуем, играем, всех приглашаем”: Ярославль – “Академия развития”, 2000.
  6. Колодницкий Т.А. “Ритмические упражнения, хореография и игры”: М.:“Дрофа”, 2003.
  7. Павлова Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Павлова Н. Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 3. – С. 42-47.
  8. Пасечник Л. Семья и проблемы воспитания: трудности семейной жизни людей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии : статья вторая / Пасечник Л.// Дошкольное воспитание. – 2010. – № 2. – С. 24-31.
  9. Разенкова Ю. А. Потребности семей с детьми раннего и дошкольного возрастов, проживающих в Курской области / Разенкова Ю. А.// Дефектология. – 2009. – № 3. – С. 76-83.
  10. Райнпрехт Х. В семье ребенок – инвалид / Райнпрехт Х.// Защити меня!. – 2004. – № 3. – С. 33 – 34.
  11. Роот З.Я. “Музыкально-дидактические игры”: М.: “Айрис-Пресс”,2004.
  12. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / Ткачева В. В.// Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 3-9.
  13. Федорова Г.П. “Играем, танцуем, поём!: С-Пб: “Детство-Пресс”, 2002.
  14. “Музыкальная палитра” №3, 2001, №3, 2003, №4, 2003, №2, 2006 г.