Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

Разделы: Биология, Русский язык, Литература

Класс: 8


Цель: обобщить знания о человеке с точки зрения биологического, культурологического и литературного аспекта.

Задачи:

  • Обучающие – формирование практических умений использовать полученные знания по теме «Человек» на уроках биологии, литературы и русского языка; обогащение словарного запаса; развитие устной монологической речи; научить правильно и быстро находить ответы на вопросы в нестандартных ситуациях;
  • Развивающие – формирование навыков и умения работы в группе; сопоставления биологических объектов; актуализация информации, полученной ранее на уроках; развитие творческого потенциала каждого ученика; способности выделять главную информацию;
  • Воспитательные: формировать умение вести диалоги при обсуждении заданной темы в группе, а также концентрировать внимание на обсуждаемом предмете.

Тип урока: комбинированный урок-исследование.

Формы организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, электронная доска, презентация к уроку, раздаточный материал с заданиями.

Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Каждая предварительно сформированная группа, получившая заранее разработанные задания, должна, самостоятельно проанализировав их, представить свои варианты исследовательско-творческой работы. Группы изучают наиболее важные части тела (голова, руки и ноги): «биологи» – в сравнении с теми же частями тела человекообразной обезьяны (шимпанзе), обозначая их сходство и различие с последующими выводами об эволюционном развитии человека; «лингвисты» исследуют слова, обозначающие названия этих частей тела, с точки зрения их функционирования в различных разделах науки о языке; «литераторы», анализируя художественные тексты (стихи и прозу), через описание, например, руки определяют некоторые черты человеческого характера, сочиняют стихи на заданные рифмы, пишут рассказ-миниатюру.
Каждый из трех этапов работы сопровождается стихами как известных поэтов, так и стихами собственного сочинения авторов представленного урока, при чтении которых звучит «Музыка живописи» Микалоюса Чюрлёниса, а также демонстрируется видеоряд с репродукциями картин известных художников.

Человек – великое создание,
Гениальное творенье мирозданья.

Литературный чтец:

Человек – великое создание,
Гениальное творенье мирозданья.
В нем начала всех начал земли
Обрести гармонию смогли.
В нем зажжен души нетленный свет,
Что не гаснет много тысяч лет
Он мыслитель в каждом деле.
Сколько мощи в этом хрупком теле!
Тело человека – часть природы,
Эволюции творенье – все народы.
Тело уникально и прекрасно –
Эволюция трудилась не напрасно.

Ведущий: Как же вы устроены, господин Тело?
Весь внешний и внутренний атлас тела условно может быть представлен в трехчастной композиции – верхняя, серединная и нижняя составляющие человека.
Верхняя: голова с волосами, ресницами, глазами, губами и зубами.
Срединная часть человека: плечи, грудь, руки, живот.
Нижняя часть человека: ноги.

Учитель: Наверное, мы не сказали ничего нового, однако в этом всем нам известном все-таки есть такие составляющие, над которыми сегодня поработают и биологи, и  лингвисты, и литераторы. Неслучайно поэтому мы предложили вам заранее организоваться в группы по интересам, соблюдая несколько условий:

  • в группе работает одинаковое количество учащихся (6 человек);
  • группы должны быть примерно равноценны по степени подготовленности;
  •  заранее следовало выбрать лидера в  каждой группе и распределить обязанности между участниками:  аналитики, докладчик, оформитель, человек-часы;
  • выбрать ведущего, организующего ход урока, и литературного чтеца.

Приглашаем группы занять свои рабочие места.
Наше сегодняшнее исследование будет состоять из трех этапов, которые соответствуют атласу человеческого тела. Итак, первый этап – самая важная, самая необходимая, определяющая наше «Я»  верхняя часть тела –  голова.  Будьте внимательны: на выполнение каждого задания отводится 7 минут.

Литературный чтец:

Я был создан землею – с тоски.
А в минуты печали земля
Подарила мне шар головы,
Так похожий на землю и солнце.
Голова моя – шар солнца,
Излучающий свет и счастье,
Оживляющий все земное,
Заселяющий землю людьми.

(Пока звучат стихи, ведущий раздает группам заранее подготовленные задания первого этапа).

Задания:

Биологам:

1. Используя  рисунки и фотографии, определить:

– черты сходства  и различия черепа человека и человекообразной обезьяны;
– объяснить, чем вызваны эти сходства и различия.

2.   Сравнить мимику человека и обезьяны и сделать вывод этого сравнения. 
Объяснить, какие группы мышц определяют мимику и почему они сильнее развиты именно у человека.

Лингвистам:

  1. Вспомнить и записать фразеологизмы со словом «голова», подобрать к ним синонимы.
  2. На основе проделанной работы попробовать сделать вывод о том, что такое «голова».

Литераторам:

Сочинить четверостишие на заданные рифмы:

… сова
… голова
… человек
… век

Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе, затем объявляет о начале второго этапа и так же, как и на первом этапе раздает задания, пока читается стихотворение.        

Литературный чтец:

О руки мои!
Как песчинки – в горе,
Как малые капли – в большом океане,
Как тонкие лучики – в красной заре,
И вы сопричастны любому деянью.

Задания:

Биологам:

  1. Найдите черты сходства и различия руки человека и человекообразной обезьяны.
  2. Что повлияло на процесс развития руки человека?

Лингвистам:

Заменить данные слова синонимичными фразеологизмами, в которые входит слово «рука»:

Быть сдержанным –
Много трудиться –
Уличить в чем-то –
Ничего не получается –
Ничего не делать –
Перестать обращать внимание –
Помочь кому-либо –
Хороший мастер –

Литераторам:

По представленным отрывкам из стихотворных и прозаических текстов, в которых дается описание руки, определить, какие черты характера  угадываются в человеке.

Руки милой – пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.

С. А. Есенин

Можно вспомнить руки,
Какие были у отца.
В узлах из жил и сухожилий,
В мослах поскрюченных перстов –
Те, что – со вздохом – как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
И точно граблями, бывало,
Цепляя ложки черенок,
Такой увертливый и малый,
Он ухватить не сразу мог.
Те руки, что своею волей –
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей –
Сплошная.

А. Т. Твардовский

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика...

И.С. Тургенев

Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе, затем объявляет о начале третьего этапа и так же раздает задания, пока читается стихотворение. 

Литературный чтец:

Пусть говорят, что правды нет в ногах,
Пускай твердят, мы знаем – ну и что же?
Но ведь никто не ходит на руках,
Рука лишь в крайнем случае поможет.

Довершают ноги дела
Те, что голова начала.
Они твердо стоят как скала,
Эту твердость земля им дала.

Эволюции важный скачок
Встать нам на ноги прочно помог.
Выбить почву нельзя из-под ног –
Человек во весь рост встал и смог

Посмотреть, как прекрасна Земля,
Как восходит поутру заря,
На руках приголубить дитя,
Осознать частью мира себя.

Задания:

Биологам:

  • Чем отличается нога человека от задней конечности человекообразной обезьяны и чем вызваны эти отличия?
  • Какие преимущества получил человек, перейдя к прямохождению?

Лингвистам:

  • Составить словарную статью для слова «нога», включив в нее лексическое значение слова, его морфологические признаки.
  • Образовать ряд однокоренных родственных слов (не менее 10 слов).

Литераторам:

Написать небольшой рассказ, заключительным предложением которого станет пословица «Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается».  

Ведущий последовательно предоставляет слово каждой группе и передает слово литературному чтецу.

Литературный чтец:

С чем может тело Божие сравниться?
Его представить можно как оркестр.
Должны в оркестре звуки чинно литься –
На своем месте каждый инструмент.
Есть инструменты разные в оркестре:
И контрабас, и скрипка, и орган, –
Но мы сильны тогда, когда мы вместе,
Когда мы исполняем Божий план.
И собраны все вместе не случайно,
И каждый знает партию и роль.
И хоть красиво по отдельности звучанье –
В единстве сила и гармонии настрой.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель: Да, человек – удивительное создание природы. Свою биологическую сущность он сочетает с духовной и телесной красотой. И все это, несмотря на то, что у него и шимпанзе свыше 98% общих генов. Подчиняясь единому плану строения всех наземных позвоночных, человек намного опередил все остальные организмы, которые живут на Земле. Сегодня вы в этом убедились, исследуя, пожалуй, самые важные части нашего тела. Вы посмотрели на тело человека не только с точки зрения анатомии, но затронули также литературный и культурологический аспекты. И это только малая толика того, что таит в себе наше тело. И ваше сегодняшнее предложение продолжить раскрытие загадок человеческого тела мы с удовольствием принимаем.

Домашнее задание:  подготовить предложения по дальнейшей исследовательской работе по теме «Как же вы устроены, господин Тело»?

Звучит  «Музыка живописи» Микалоюса Чюрлёниса  на фоне слайдокомпозиции, составленной из произведений живописи Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Гвидо Рени, К. Брюллова,  И. Симонова.

Список используемой литературы:

  1. Гудков Д., Ковшова М. Телесный код русской культуры. Москва, изд-во «Гнозис», 2008.
  2. Межелайтис Э. Человек. Москва, изд-во «Художественная литература», 1964.
  3. Этинген Л.Е. Как же вы устроены, господин Тело? Москва, изд-во ТОО фирма «LINKA – PRESS», 1997.
  4. Стихи Сазонова В.П. и Самарцевой Г., взятые в сети Интернет, а также стихи собственного сочинения авторов урока.