Интегрированный урок (технология + география) по теме "Тайна 20-ти веков". 8-й класс

Разделы: География, Технология

Класс: 8


Разделы: преподавание технологии, преподавание географии, коррекционная педагогика

Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить обучающихся с получением и свойствами натуральных шёлковых волокон; исследовать свойства шёлковых тканей органолептическим методом, провести сравнительный анализ натуральных шёлковых и искусственных тканей; ознакомить детей с Великим шёлковым путём, особенностями китайской культуры.
  • Развивающие:
    • совершенствовать  высшие психические процессы, аналитико-синтетическую деятельность, когнитивную функцию речи,
    • повышать мотивацию к трудовой деятельности.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство прекрасного.
  • Коррекционные:
    • совершенствовать коммуникативные навыки, внимание, память, мышление, расширять словарный запас.

Тип урока: изучение нового материала, практикум

Межпредметные связи: технология, история, география, русский язык, биология, математика.

Оборудование:

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор,
  • коллекция: «Ткани, изготовленные из натурального шёлка», 
  • лоскутки разных видов ткани,
  • презентация к уроку «Тайна 20-ти веков»,
  • раздаточный материал и инструменты для проведения практической работы: спички, спиртовка, 2 блюдца, образцы лоскутков натурального и искусственного шёлка, инструкция по выполнению
  • практической работы,
  • образцы лоскутков разных тканей (в том числе натурального и искусственного шёлка),
  • карта Великого шёлкового пути,
  • мелодии  китайской музыки,
  • фотографии изделий из шёлка и шёлковых нитей.

Предполагаемый учебный результат.

  • Умение сравнивать, анализировать и находить отличительные свойства натуральных и искусственных шёлковых тканей методом  эксперимента.
  • Умение  исследовать натуральные шёлковые ткани и давать им характеристику, отличать шёлк  от других видов ткани  (х/б, шерстяной, синтетической).
  • Делать выводы о влиянии Великого Шёлкового Пути на распространение шёлка с Китая в западные страны.

Методы работы. Словесные (объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, колллекция «Ткани, изготовленные из натурального шёлка и шерсти»), практические (работа с образцами искусственного и натурального шёлка)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

– отметить отсутствующих;
– настроить обучающихся на рабочий лад.

II. Изучение нового материала

1) Сообщение темы урока.

Учитель технологии: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок, не просто урок, а интегрированный, то есть урок проведут два учителя:  я – учитель технологии и учитель географии – Сидорченко Елена Петровна. Урок называется «Тайна 20-ти веков» (Презентация, слайд 1 «Тема урока»).

Звучит китайская музыка (Приложение 1)

2) Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель географии: Сегодня речь пойдёт об одной таинственной стране, я вам буду показывать слайды, а вы отгадайте, что это за государство? (Демонстрация слайдов 2, 3, 4 под китайскую музыку).
Это государство находится на юго-востоке материка Евразии. Вы можете совершить подъём на Великую Стену, посетить Императорский дворец в Запретном городе, постоять у многоярусной башни, используемой как храм – пагоды, а местные девушки – настоящие красавицы (слайд 2)
В ресторане вы можете отведать традиционное блюдо – утку по-пекински с хрустящей корочкой и там расскажут,  как правильно приготовить настоящий зелёный чай и вы можете принять участие в церемонии чаепития, а расплатиться  придётся местными деньгами – юанями. Жители этой страны на поливных землях 2-3 раза в год выращивают и собирают урожай риса, так как очень любят блюда из риса и кушают их специальными палочками для еды. Или вы хотите поближе познакомиться со сказочным медведем – пандой? (слайд 3)
В древние времена здесь создали бумагу из бамбука, первый компас, ручка которого всегда показывает направление на юг. В этой стране изобрели порох,  известны первые упоминания о воздушных змеях из шёлка и бумаги со II века до н.э. (так называемый змей-дракон), зонт появился в XI веке до н. э. и считался символом власти. Это государство славится производством керамики и фарфора  (слайд 4)

– Вы догадались, о какой стране идёт речь?

Предполагаемый ответ: о Китае.

Учитель технологии:  показывает лоскутки  разных видов ткани – хлопковая, шерстяная, синтетическая, шёлковая. Скажите, какая ткань вам больше всего понравилась и почему?

Ответы детей: Нам понравилась ткань шёлковая, потому, что она лёгкая и блестящая, красивая, от неё исходит тепло, когда к шёлковой ткани прикасаешься.

 – Какая ткань из представленных больше всех подходит для кимоно девушки? На интерактивной доске – «Девушки  в кимоно» (слайд 5)

Предполагаемый ответ: Шелковая ткань.

Учитель географии: Знаете ли вы, что родиной шёлка является Китай? (слайд 7 «Великий Шёлковый Путь»)
Великий Шёлковый Путь, в древности и средние века караванная дорога из Китая в страны Азии (Средиземноморье). Более 2000 лет тому назад император У Ди направил своего посланца на запад, чтобы проложить дорогу, по которой пойдут караваны с шелком из Китая на Запад, отсюда его название. Этот путь соединял ханьскую столицу Чанъань с городами Ближнего Востока, его протяженность составляла 6400 км. Купцы странствовали сотни лет верхом на верблюдах и для защиты объединялись в группы, которые назывались караванами (от 3 до 300 верблюдов), но приблизительно к 1000 г. н.э. этот путь стал утрачивать свое значение. Города, расположенные вдоль дороги, становились все могущественнее и оказались в состоянии контролировать идущую через них торговлю. Караваны всегда были под угрозой нападения со стороны разбойников или кочевых народностей. В то же время путешествия по морю становились безопасней и дешевле, и постепенно сухопутные перевозки уступили место морским.

Учитель технологии: А вы знаете, кто именно открыл шёлк людям?
(слайд 8) В старой китайской легенде говорится, что впервые секрет изготовления шелка был открыт в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды 14-летняя Си Линь Чи,  жена третьего императора Китая в саду дворца под кроной тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда  (межпредметные связи с естествознанием о тутовом шелкопряде). Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линь Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду.
Восточная  легенда рассказывает, что Си Линь Чи была любознательна, отличалась познаниями в математике, астрономии и медицине. Но она прославилась в веках тем, что изготавливала ткани  из необычных ниток – и таким образом мир узнал шелк. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок она стала для китайцев богиней  (межпредметные связи с историей)

Учитель географии: С тех пор китайцы начали  разводить, как они говорили  «шёлковых» червей. Купцы со всего света  приезжали в Китай, но никому не удавалось  узнать,  из чего делается  эта драгоценная ткань. Тайна шёлка хранилась много столетий.  Посчитайте,  сколько лет в 20 веках?  (межпредметная связь с математикой: 1 век – 100 лет, а 20 веков – 20* 100 = 2000 лет. Итак, сколько лет хранилась тайна производства шёлка в Китае?

Предполагаемый ответ: 2000 лет.

Учитель географии: Между тем королевы  и герцогини  Европы  желали  иметь в своём гардеробе как можно  больше  шёлковых  платьев (слайд 9)

Учитель технологии: Так как китайский шёлк имел натуральное происхождение, не только Китай, но и Япония сразу признала в нем «правильную  ткань». И нарядные и свадебные кимоно стали шить из шёлка (слайд 10)
Шёлк тутового шёлкопряда бывает разным по цвету – белым, жёлтым, розовым (слайд 11).
Великолепной материей ещё со средних веков считается атлас – плотная шёлковая ткань  с блестящей поверхностью. Из атласа шили не только нарядные платья для знатных дам, но и делали бальные туфельки и корсеты (слайды 12-13)

Учитель  географии: Китайцы издавна наблюдали за поведением и повадками животных в природе и создали специальные физические упражнения на растяжку (ушу, цигун, йога). Выполняя их вы сможете оздоровить и омолодить свой организм. Давайте попробуем это сделать сейчас.

Физминутка

Под китайскую музыку (Приложение 1) дети выполняют несколько упражнений. (Слайд 14)

(Слайды 15-16) – демонстрация современных изделий из шёлка: платья, туфли, клатчи и др.

Учитель технологии:  Познакомимся со свойствами натуральной шёлковой ткани (слайд 17) Порой очень важно  знать, какая  шёлковая ткань искусственная, а какая натуральная?

III. Практическая работа. Проведение опыта по определению  натурального шёлка.

Натуральный шёлк проверяют путём  поджога  лоскутка:
Натуральный шёлк – пламя жёлтое, быстро бегущее, после сгорания – пепел серого цвета, запах  жжёной бумаги. Искусственный шёлк – пламя яркое, после сгорания – стекловидный сгусток, запах пластмассы. Попробуйте его поджечь. Подожженный шелк имеет легкий запах паленой шерсти, а искусственный – или горелой бумаги, или синтетики (слайд 18)
Еще один, более доступный способ отличить натуральный шелк от искусственного основан на ощущениях. Возьмите шарфик и приложите его к щеке. Он моментально приобретает температуру вашего тела. Такая способность стала основой определения, часто применяемого к шелку, – его нередко называют «второй кожей».

Предполагаемый результат. Умение сравнивать искусственную и натуральную шёлковую ткань определять их отличительные свойства.

IV. Проверка домашнего задания: опережающее задание – сообщения о полезных свойствах натурального шёлка.

Сообщения:

1) натуральный шелк – это  волокно, похожее на человеческий волос. Шелк на 97% состоит из белков, 3% жиров и восков, а также 18 аминокислот, положительно влияющих на обмен веществ  человека. Поэтому иногда шелк даже называют «второй кожей».

2)  шелковая нить гладкая, прочная, мягкая, она не раздражает даже чувствительную кожу и не вызывает никаких  повреждений. Кроме того, натуральный шёлк способствует  молодости и здоровью кожи.

3)  шёлк – не даёт размножаться вредным микробам на коже. Он не притягивает  и не накапливает в себе пыль,  на нём не образуется грибок, что делает постельные принадлежности из него идеальными для людей, страдающих различными аллергическими заболеваниями.

4)  шелк  даёт необходимое дополнительное тепло телу. Поэтому его используют люди, которые  страдают  нарушением кровообращения, болями в костных  суставах.

5)  шёлк не электризуется,  впитывает  влагу, но при этом остаётся на ощупь сухим.  Шёлковая ткань  хорошо пропускает воздух.

6)  шелковая нить крепкая, как стальная проволока.

Учитель технологии: давайте познакомимся со свойствами натурального шелка (слайд)

  • Не притягивает пыль
  • Гигиеничен  (в шелке не заводятся болезнетворные бактерии)
  • Гипоаллергенен  (рекомендован людям, страдающим аллергией)
  • Не теряет блеск со временем
  • Прочен при растяжении
  • Не горит и не плавится
  • Превосходно драпируется

V. Закрепление полученных на уроке знаний (фронтальный опрос):

  1. Что такое шёлк?
  2. Как получают волокна шёлка?
  3. Какими свойствами обладает шёлковая ткань?
  4. Как отличить натуральный шёлк от искусственного?
  5. (Слайд 6)  Воспитанницы  на интерактивной доске  пишут прилагательные, которые характеризуют шёлковую ткань (межпредметные связи  с русским языком – подбор прилагательных: лёгкая, тонкая, блестящая, красивая, нарядная, богатая, тёплая, нежная, приятная, лечебная, крепкая, прочная, пропускающая влагу).
  6. (Слайд) Ребус: какая ткань зашифрована в этом ребусе?
  7. Предполагаемый ответ: шёлк.
  8. Каково значение «Великого Шёлкового Пути»?

Учитель географии: секрет изготовления шелка в Китае охранялся с особым трепетом. Отсюда и представления о происхождении шелковых нитей у древних мыслителей были фантастическими:  мол, и на деревьях они растут, и являются продуктом жизнедеятельности животного с большими рогами, и не нити это вообще, а пух особых птиц... Вот отсюда и вытекает  название нашего урока  «тайна 20-ти  веков».  Но сегодня мы знаем, как изготавливается  шёлк и изделия из него. Совершим виртуальную  экскурсию на шёлковую фабрику в Китае (слайды 20, 21, 22, 23, 24)
Многие пробовали вывести коконы из страны в другие страны, монахи  в своих посохах, Александр Македонский – великий полководец, завоевавший  почти весь мир, интересовался этим диковинным материалом, ведь шелк ценился в буквальном смысле на вес золота. За контрабанду листьев тутового дерева и личинок шелкопряда по китайским законам предполагалась мучительная смерть. Но это уже другая история…

VI. Домашнее задание (слайд 25)

VII. Рефлексия (слайд 25)

  • Сегодня на уроке я узнал(а)…
  • Мне было интересно, неинтересно
  • Мне захотелось …
  • Сегодня я смог(ла)…
  • Урок дал мне для жизни…

Результаты урока. Оценка работы на уроке.