Разработка уроков технологии. Понятие о проекте. Этапы проекта. Практическая работа "Снятие мерок для построения чертежа поварского колпака". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Урок 1-2. Тема: Понятие о проекте. Этапы проекта. Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа поварского колпака».

Раздел. Проект.

Цели урока:

  • Дать понятие о проекте;
  • Формировать у учащихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом материала, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
  • Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
  • Воспитывать интерес к труду, точность, аккуратность, усидчивость и внимательность.
  • Выполнить практическую работу.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, модели поварских колпаков, проекты (как пример), сантиметровая лента.

Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • заполнение классного журнала;
  • проверка готовности учащихся к уроку;

2. Сообщение темы, целей урока.

– Исходя из темы урока, давайте подумаем, какие цели стоят перед нами, чему мы должны научиться. Итак обобщим: На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с понятием «проект», с основными этапами проекта, составим план работы над проектом. А также выполним практическую работу.

3. Изучение нового материала.

3.1. Понятие о проекте.

Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа. Проект состоит из отдельных частей. Он может содержать расчеты, технологические карты. Выполнение проекта можно разделить на несколько этапов. Давайте запишем план работы над проектом в тетрадь.

План работы над проектом. (Приложение 1.)

Рассмотрим более подробно деятельность на каждом этапе выполнения проекта.

Итак, первый этапобоснование проблемы, потребности. Например:

Мы с вами на уроках технологии изучаем раздел «Кулинария». Для соблюдения санитарно-гигиенических правил на уроках кулинарии нам нужна рабочая форма. Какая? Дети называют (фартук, головной убор – косынка). Фартук должен полностью закрывать перед платья, а головной убор – волосы. Это позволит защитить продукты питания от попадания на них микробов, а платье – от загрязнения. Девочки одевают косынки, а мальчики – …? Так вот поварской колпак подойдет и девочкам и мальчикам. Вот мы обосновали потребность в изготовлении поварского колпака. Фартук и головной убор, изготавливают из одной ткани. Ткани для фартука и колпака должны быть гладкими, не ворсистыми, хорошо отстирываться, швы и отделки – прочными. Лучше всего выбрать льняное полотно, ситец или сатин. Изделия из таких тканей имеют красивый внешний вид, хорошо стираются и гладятся.

Решив сшить такое изделие (поварской колпак) надо выбрать понравившуюся модель и подобрать к ней ткань не только по виду (хлопчатобумажная, льняная и др.), но и по цвету и рисунку. Сразу же следует решить вопрос и об оформлении изделия: будет ли оно отделано тесьмой, кантом или вышивкой?

Следующий этап – сбор информации о головных уборах. История поварского колпака. Приложение 2.

Процесс изготовления любой одежды включает в себя расчет и построение выкройки, подготовка ее к раскрою, раскрой, изготовление и оформление изделия.

Следующий этап – моделирование. Каждый из вас на этом этапе работы должен выбрать одну из моделей.

Работа творческая. Все свои идеи вы будете зарисовывать на бумаге. Самый удачный вариант мы нарисуем в рабочей тетради.

На следующем этапе работы вы составляете технологические карты (схемы) изготовления изделия.

В качестве образца я вам раздаю возможные варианты оформления проектов.

Вы немного устали, перед практической работой давайте проведем физкультминутку.

4. Физкультминутка. (Приложение 3.)

  1. Поднять руки вверх, потянуться, вдох, выдох, опустить руки (2-3 раза).
  2. Встать, наклон вперед, руками дотянуться до носков, выпрямиться (2-3 раза).
  3. Руки на пояс, поворот влево, поворот вправо (2-3 раза).
  4. Руки на пояс, присесть (2-3 раза).
  5. Руки вдоль туловища, шаг на месте (2-3 раза).
  6. Сели за парты, руки на парту, сжали и разжали пальцы в кулак (4-5 раз).

5. Практическая работа. Снятие мерок для построения чертежа поварского колпака.

Необходимые материалы: сантиметровая лента, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

5.1. Вводный инструктаж:

  • для снятия мерки нам понадобится сантиметровая лента.
  • снимаем мерку вокруг головы по лобной части над уровнем бровей и по самой выпуклой затылочной части.
  • результат записываем в тетрадь.

Мерки для поварского колпака

Мерка Условное обозначение мерки Величина измерения, см
Обхват головы О гол. 54

6. Подведение итогов.

  • сообщение учителя о достижении целей урока;
  • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
  • выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
    • Что такое творческий проект?
    • Назовите этапы проектирования.
    • Правила снятия мерок для определения размера головного убора.

7. Д/з:

  • Прописать проект.
  • Принести ткань, нитки, инструменты.

8. Уборка рабочих мест.

Урок 3-4. Тема: Построение чертежа изделия в М 1:4 и в натуральную величину.

Раздел. Проект.

Цели урока:

  • формировать умения учащихся выполнять чертеж головного убора;
  • способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
  • воспитывать интерес к труду, точность, аккуратность, усидчивость и внимательность.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.

Оборудование: компьютер, проектор, карандаш, линейка закройщика, ножницы, рабочая тетрадь, инструкционные карты, листы бумаги для построения выкройки в натуральную величину.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Контрольные вопросы.

  1. Что такое творческий проект?
  2. Назовите этапы проектирования.
  3. Правила снятия мерок для определения размера головного убора.

3. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня на уроке мы с вами выполним практическую работу – построим чертеж поварского колпака в масштабе 1:4 и в натуральную величину.

Познавательные сведения.

Колпак – головной убор конусообразной или округлой формы.

Основные детали поварского колпака – тулья и околыш. Тулья – это верхняя часть головного убора, покрывающая голову, состоит из стенки и донышка. Околыш – часть головного убора в виде обода, облегающего голову. Околыш может быть притачным или цельнокроеным со стенкой.

Часто поварской колпак изготавливают в форме берета. Донышко увеличивают, собирают на сборки или в складку и притачивают к околышу. Приложение 4.

Чертеж околыша или стенки представляет собой прямоугольник, длина которого равна размеру головы. Чертеж донышка – круг. Величина радиуса круга зависит от размера головы и рассчитывается по формуле длины окружности: R = С : 2π. Чтобы избежать сложных расчетов величины радиуса, можно предложить учащимся воспользоваться таблицей «Соответствие размера головы и радиуса донышка». Приложение 5.

Чертеж выкроек строим на половину изделия.

4. Практическая работа. Построение чертежа поварского колпака в М 1:4 и в натуральную величину.

Необходимые материалы: карандаш, линейка закройщика, рабочая тетрадь.

Ход работы

4.1. Вводный инструктаж:

– Давайте приступим к изготовлению чертежа поварского колпака в М 1:4.

– Для работы нам понадобятся: карандаш, линейка закройщика. Выполнять чертеж мы будем в рабочей тетради по инструкционным картам.

Знакомимся с последовательностью выполнения чертежа. Дети читают инструкционную карту (Приложение 6), учитель показывает на доске.

(предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы).

4.2. Построение чертежа в натуральную величину.

5. Подведение итогов и оценивание работы.

  • сообщение учителя о достижении целей урока;
  • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
    •  – Чему сегодня мы научились на уроке?
    • Что было сложно?
    • Вы довольны своей работой?

6. Уборка рабочих мест.

Урок 5-6. Тема: Моделирование одежды и головных уборов.

Раздел. Проектирование и изготовление рабочей одежды.

Цели урока:

  • формировать умения учащихся моделировать головной убор;
  • способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
  • воспитывать интерес к труду, творческой фантазии, художественного вкуса, точность, аккуратность, усидчивость и внимательность.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.

Оборудование: таблицы, карандаш, линейка закройщика, инструкционные карты.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • заполнение классного журнала;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • настрой учащихся на работу.

2. Контрольные вопросы.

  1. Назовите основные детали поварского колпака (тулья и околыш)
  2. Что представляет собой чертеж околыша (прямоугольник) и чертеж донышка? (круг).
  3. От чего зависит величина радиуса круга (донышка)? (От размера головы и рассчитывается по формуле R = С:2π).
  4. Какая ткань используется для изготовления поварского колпака? (Тонкие х/б или смесовые (хлопок и полиэстер)).

3. Актуализация знаний учащихся.

Продолжаем нашу работу над проектом. На этом уроке мы познакомимся с таким понятием как моделирование одежды и видами отделки. Попробуем смоделировать поварской колпак.

3.1. Дать понятие о художественном и техническом моделировании.

Моделирование – это творческий процесс создания новых моделей путем изменения готовой выкройки.

При моделировании одежды вносят изменения в детали выкройки и подбирают различные отделки. Детали изделия по форме и цвету должны сочетаться между собой. Пользуясь цветной таблицей, вы сможете определить родственнее и контрастные, теплые и холодные цвета. Это поможет вам в подборе отделки поварского колпака. (Приложение 7).

При подготовке к раскрою на выкройку надо нанести линии фасона, написать название каждой детали, отметить направление долевой нити, указать величину припусков на швы, вырезать детали выкройки.

3.2. Выбор модели и техническое моделирование поварского колпака.

При моделировании основы колпака можно изменить ширину околыша и увеличить радиус донышка. Для моделирования складок в длину окружности донышка надо заложить 12 складок Σ + 84 см. Избежать сложных расчетов также поможет таблица (размер радиуса с учетом прибавки к обхвату головы 1 см).

3.3. Виды отделки изделий – вышивка, аппликация, тесьма и др.

Отделкой могут служить вышивка, тесьма, ткань другого цвета, отделочные детали и т.п.

Тесьма – это плетеные полоски, выработанные из хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных или синтетических ниток. Она бывает разнообразной по расцветке. Тесьма хорошо растягивается в ширину и может быть уложена на изделии в любом направлении.

Шитье – это полосы тонкой хлопчатобумажной ткани, на которых выполнена машинная вышивка.

Кружево изготавливают на специальных кружевных машинах из хлопчатобумажной и льняной пряжи, а также из капроновых и искусственных ниток. Кружево вырабатывают узкой полоской.

Моделирование колпака. План работы.

  • Зарисовка эскиза колпака со складками.
  • Изменение формы деталей колпака.
  • Оформление выкройки.

4. Практическая работа. Моделирование поварского колпака со складками.

Необходимые материалы: чертеж, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка. (Приложение 8).

Учитель. Расход ткани рассчитываем по формуле О гол. + 5. Дети записывают в тетрадь.

(Для ускорения процесса изготовления выкройки можно применить следующий прием. Сложить миллиметровую бумагу вдвое и начертить в натуральную величину четверть круга. Разметить складки и сделать засечки на отметке Х→ О).

5. Подведение итогов и оценивание работ.

  • сообщение учителя о достижении целей урока;
  • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

6. Уборка рабочих мест.

Урок 7-8. Тема: Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке.

Раздел. Проектирование и изготовление рабочей одежды.

Цели урока:

  • формировать умения учащихся правильно выполнять раскрой изделия;
  • способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
  • воспитывать интерес к труду, творческой фантазии, художественного вкуса, точность, аккуратность, усидчивость и внимательность.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.

Оборудование: компьютер, проектор, инструкционные карты, ножницы, ткань х/б, портновский мел.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • заполнение классного журнала;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • настрой учащихся на работу.

2. Контрольные вопросы.

  1. Что означает декатировать ткань? (предотвратить последующую усадку)
  2. Как определить направление долевой нити ткани, лицевую и изнаночную стороны?

3. Актуализация знаний учащихся.

Перед тем как раскроить поварской колпак нужно подготовить ткань. Необходимые материалы: ткань, нитки, ножницы, детали выкройки, утюг.

  1. Подготовка ткани к раскрою. (Приложение 9).
  2. Повторяем технику безопасности при работе с ножницами и булавками.

4. Практическая работа. Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке.

(Приложение 10).

5. Подведение итогов и оценивание работ.

  • сообщение учителя о достижении целей урока;
  • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
  • сообщение о теме следующего урока;
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

6. Уборка рабочих мест.

Урок 9-10. Тема: Художественная отделка изделия. Обработка односторонних складок и сборок.

Раздел. Проектирование и изготовление рабочей одежды.

Цели урока:

  • формировать умения учащихся выполнять художественную отделку изделия;
  • способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
  • воспитывать интерес к труду, творческой фантазии, художественного вкуса, точность, аккуратность, усидчивость и внимательность.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.

Оборудование: компьютер, проектор, инструкционные карты, тесьма, мулине, иголки, ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Контрольные вопросы.

  1. Какие отделочные материалы применяют для отделки швейных изделий?
  2. Для чего при пошиве изделий применяют отделочные материалы?

3. Актуализация знаний учащихся. (Приложение 11).

4. Практическая работа. Художественная отделка изделия. (Приложение 12)

5. Подведение итогов и оценивание работ.

  • сообщение учителя о достижении целей урока;
  • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

6. Уборка рабочих мест.

Урок 11-12. Тема: Сборка изделия. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.

Раздел. Проектирование и изготовление рабочей одежды.

Цели урока:

  • формировать умения учащихся обрабатывать срезы зигзагообразной строчкой;
  • способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
  • воспитывать интерес к труду, аккуратность, усидчивость и внимательность.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.

Оборудование: компьютер, проектор, инструкционные карты, ножницы, швейные машины, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Актуализация знаний учащихся.

Вы уже знакомы с приемами влажно-тепловой обработки. Давайте их вспомним.

Утюгом утюжат ткани, детали швейных изделий, готовые швейные изделия, удаляют замины, приутюживают швы. Работы, которые выполняют с помощью тепла и влаги, называют влажно-тепловой обработкой. От этой обработки во многом зависит внешний вид и качество готового изделия.

Влажно-тепловую обработку выполняют как в процессе изготовления изделия, так и при окончательной отделке его.

Чтобы повысить качество влажно-тепловых работ, применяют пульверизатор и проутюжильник. С помощью пульверизатора равномерно увлажняют ткань, деталь или изделие перед утюжкой.

Проутюжильник – это кусок льняной или хлопчатобумажной белой ткани. Перед утюжкой его увлажняют, и через него выполняют влажно-тепловую обработку. (Приложение 13)

4. Практическая работа. Сборка изделия. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. (Приложение 14).

5. Подведение итогов и оценивание работ.

6. Уборка рабочих мест.

Урок 13-14. Тема: Защита проекта.

Раздел. Проектирование и изготовление рабочей одежды.

Цели урока:

  • подвести не только общие, но и индивидуальные итоги проекта;
  • дать индивидуальные рекомендации каждому учащемуся, выполнившего проект;
  • сконцентрироваться в большей мере на позитивных результатах проектов;
  • дать возможность высказаться каждому учащемуся с критикой работы в рамках проекта;

Тип урока: обобщение

Оборудование: проекты учащихся, готовые изделия учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Презентация. Выступление учащихся.

3. Рефлексия.

Что нового тобой приобретено в ходе его выполнения?

Обдуманно ли тобой выбраны идеи?

Твоя идея была хорошо обоснована как лучшая?

Какие трудности в работе над проектом тебе встретились? Как удалось с ними справиться?

Какой этап проектирования тебе особенно интересен? Почему?

Литература:

  1. В.Е. Мельников, В.А. Мигунов, П.А. Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». – Великий Новгород, 1999.
  2. Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. – Москва: Легпромбытиздат, 1993.
  3. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова «Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся». – Волгоград: Издательство «Учитель».
  4. Журналы. «Школа и производство».
  5. Интернет ресурсы. (fin-servis.ru/).

Приложение