Урок технологии по теме "Изготовление тряпичной куклы". 3-й класс

Разделы: Технология, Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Образовательные:

  • Расширить кругозор учащихся : ознакомить учащихся с историей народной тряпичной игрушкой, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол, многообразием традиционных русских кукол; ознакомить с технологией изготовления народной тряпичной куклы;
  • Систематизировать сведения о народной кукле;

Развивающие:

  • Совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализа своей работы;
  • Развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса;
  • Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.
  • Развивать координацию движений рук, исполнительские умения;

Воспитательные:

  • Воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре, приобщение к традициям семейного уклада наших предков;
  • Воспитание бережного отношения к продуктам рукотворного творчества;
  • Воспитание эстетического вкуса, внимательности, терпения; привитие навыков культуры труда и аккуратности;
  • Воспитание творческого отношения к выполняемой работе.

Практические задачи:

  • Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки;
  • Научить простым приемам работы с тканью;
  • Пробудить у учащихся интерес к народному творчеству;

Наглядные средства:

  • Презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол и последовательности изготовления куклы «Колокольчик»
  • Образцы игрушки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: Компьютер, Презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол ,образцы кукол, выставка кукол, карточки с планом работы, разноцветные листочки для самооценки, ткань ,красные нитки, ножницы.

Практическая работа: Методы: беседа, наглядно-иллюстрированные, практическая работа.

Принцип: наглядности, доступности, посильности.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Время урока: 45 минут.

Структура урока:

  1. Организационно-подготовительный.
  2. Теоретическая часть.
    а) История народной тряпичной куклы
    б) Виды народной тряпичной куклы.
  3. Практическая часть. Технология изготовления куклы «Колокольчик»
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Объект труда: кукла «Колокольчик».

Ход урока

1. Организационно-подготовительный этап.

(слайд 1)

– Я вижу, что вы сегодня пришли на урок с хорошим настроением. И не напрасно. У нас сегодня необычный урок, потому что к нам пришли гости. Посмотрите на них, поздоровайтесь. Я уверена, что мы покажем, как умеем дружно и хорошо работать.

– Обратите внимание на пословицы, которые будут девизом нашего урока: (слайд 2) На проекционном экране написаны пословицы: “Умение везде найдёт применение”, “Не будет и скуки, когда заняты руки”, “Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся”.

Этим весёлым, радостным задором мы начинаем занятие (слайд 3) Тема нашего урока: «Русские традиции и обряды». Как вы понимаете эти слова? Сегодня речь пойдет об игрушке особой – народной. Такими куклами играли дети много лет назад на территории Руси. (слайд 4)

– За один урок мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению славянских кукол. С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. (слайд 5)

Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску. (Выставка игрушек современных и тряпичных.)

Из чего у нас игрушки –
Куклы, мягкие зверюшки?
Из искусственного меха.
Ткани и резины,
Из пластмассы и металла,
Дерева и глины.
Из таланта и терпенья,
Из народного уменья.
Яркие, нарядные –
Игрушкам очень рады мы.

А вот игрушки, которые мы сейчас видим, все разные, потому что они сделаны вручную.

2. Теоретическая часть.

Беседа.

“Мозговой штурм” (интерактивные формы обучения).

Вопрос к учащимся: – Что вы можете сказать об игрушке? (ответы детей выслушиваются)

(слайд 6) Я предлагаю вам прочитать текст о том, что такое игрушка и какую роль она играет в жизни человека.

– Создание игрушки – это ремесло, оно прекрасное, древнее, веселое и всегда молодое.

– Игрушка-произведение искусства: с неё начинается познание прекрасного.

– Игрушка украшает, освещает наш быт улыбкой.

– Игрушка сопровождает человека с рождения до старости.

(слайд 7) – Игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого.

(слайд 8) “Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”

Учитель: В этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом.

А теперь давайте начнем знакомство с таинственным и загадочным миром народной куклы.

– А как вы думаете, что обозначает слово “кукла”? (Выслушиваются ответы учащихся)

(слайд 9) Слово "кукла" родственное древне-греческому слову " kiklos" означает "нечто свёрнутое". С давних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутков и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе. (слайд 10)

(слайд 11) В словарях так же можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре же В.Даля и в словаре “Русских народных говоров” это слово имеет множество значений: слайды со словами и изображениями

  • (слайд 12) Снежная баба.
  • (слайд 13) Лен в связке.
  • (слайд 14) Горсть льна для трепания (отходы – “куклевина”), кудель, моток ниток.
  • (слайд 15) Связка ивовых прутьев.
  • (слайд 16) Почки (ростки).
  • (слайд 17) Различные хлебы и пироги.
  • (слайд 18) Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.
  • (слайд 19) Форма, болванка у вязальщиков.

– При слове “кукла” в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?

– Как же возникла кукла в понимании игрушки?

Давайте послушаем, что расскажут нам ваши одноклассники.

Рассказ учащихся (показ слайдовой презентации)

(слайд 20)– Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). (слайд 21) Вода смывала и уносила жилища, людей, посевы. И человек задавался вопросом: “А кто все это делает”? И нашел для себя ответ: “Конечно, это были высшие и могущественные существа – боги (слайд 22)”. И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Так появились боги. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы в истории человечества!

– Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения (слайд 23) Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.

– Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел. А взамен просили здоровья, урожая, любви. На изготовление этих кукол шли в основном подручные материалы. Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Все народные куклы традиционно делятся на три группы: (слайд 24)

  • игровые
  • обрядовые
  • обереги

– Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками.

– (слайд 25) А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Таких кукол делали вплоть до 18 века.

– Но не только этим была обусловлена её безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

В крестьянских семьях кукол было много, (слайд 26, 27) их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Хранили в шкатулочках и сундуках. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Учитель: Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными куклами позволит вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

Полностью текст работы и презентация представлены в Приложении.