Комплексная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим и лепке на тему "Русская народная игрушка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Содействовать проникновению детей в мир отношений, переживаний и чувств изобразительного и музыкального искусства. Знакомить детей с удивительными свойствами цвета на примере живописи и графики.

Задачи образовательные:

  • продолжить знакомство с народным декоративно – прикладным искусством - обобщить знания детей о русских игрушках – дымковских, богородских, филимоновских, русской матрёшке;
  • рассказать об истории каргопольской игрушки – истории возниконовения, основателе промысла, особенностях каргопольской игрушки.

Задачи воспитательные:

  • продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве;
  • формировать представление о добре и зле;
  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру (к изделиям народных мастеров), воспитывать уважение к их труду;
  • развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров;
  • показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками.

Задачи развивающие:

  • развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке;
  • закреплять навыки связной речи
  • развивать творческую фантазию детей;
  • продолжать упражнять детей в лепке изделия, состоящего из отдельных частей с последующим плавным соединением их с помощью примазывания; упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных частей.

Материалы и оборудование:

  • репродукции и образцы декоративно – прикладного искусства (в том числе сделанных самими детьми на предыдущих занятиях);
  • демонстрационный материал «Каргопольская игрушка»;
  • фотоиллюстрации (бабушки Ульяны, старинных игрушек - самых первых каргопольских игрушек, фото окрестностей Каргополя – Торопово, Гринево, Печниково)
  • пластмассовые блюдца с водой
  • глина
  • салфетки
  • клеёнки
  • стеки
  • фартуки для работы
  • аудио- или CD-записи весёлой плясовой народной песни и художественного свиста

Предварительная работа: беседы о декоративно-прикладном искусстве «Что ты знаешь о русских народных игрушках?» (знакомство с историей возникновения, особенностях русской игрушки, о её популярности в то время, какое настроение возникает при рассматривании русских игрушек);рассматривание иллюстраций, настоящих игрушек и их последующее обыгрывание, знакомство на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой с русским фольклором – потешками, прибаутками, загадками, стихотворениями, сказками (заучивание, обыгрывание, драматизация); рисование, лепка, аппликация на заданную тематику; игра в народные игры.

Активизация словаря: дымковская, богородская, филимоновская, каргопольская игрушки, русская матрёшка; гончарный промысел; декоративно – прикладное искусство; ремесло, кринка, обереги – покровители, ратное дело, чурка, полушалок, кентавр, прищипывание, примазывание, сплющивание, оттягивание.

Ход занятия

Педагог знакомит с историей возникновения каргопольской игрушки от имени бабушки Ульяны. Для этого целесообразно нарядиться в соответствующий костюм. Выставку игрушек нужно организовать так, как будто дети попали в избу к бабушке Ульяне (с русской печью, иконами, самоваром на столе).Наряду с игрушками присутствуют иллюстрации с изображением бабушки Ульяны, карта местности, фото старинных игрушек (самые первые каргопольские игрушки). Бабушка Ульяна сидит за столом. Рядом с ней на полу лежит лукошко с грибами. На столе – всё для лепки игрушек.

Педагог. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите в мою светёлку, коль пришли. Много ко мне туристов захаживает и художники, и ученые-искусствоведы. Отовсюду приезжают. Не раз писали обо мне в газетах и журналах. Вы тоже хотите, чтобы я вам игрушки показала?

Дети. Хотим.

Педагог. Ну, что ж, покажу и расскажу.

(бабашка Ульяна достаёт из- под стола фанерный сундук и начинает доставать из него игрушки)

Педагог. Родилась и выросла я здесь – в деревне Гринёво. Издавна крестьяне нескольких деревень в наших окрестностях Каргополя – Торопово, Гринево, Печниково, занимались гончарным промыслом. (демонстрация на карте данной местности).Места здесь скучные, сухие безводные – так и называются они «каргопольской сушью»! Основное занятие крестьян – землепашество, но наличие пригодных глин в округе дало возможность развитию подсобного гончарного промысла. Глиняная посуда: печные горшки, миски, кринки и прочее, очень хорошо продавались. Среди них были и глиняные игрушки - лошадки – на воле, в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигурки баб, «утушки» для свистания и (демонстрация фотографий). Гончар лепил игрушки между прочим, отдыхая среди трудов от однообразия горшков и кринок, стоили эти игрушки гроши, и значения серьезного им никто не придавал, покупали их вместе с горшками - ребятишек побаловать, и недолог был их век. Каргопольская игрушка была блеклой, неяркой: покупными красками мастер не располагал. Мел, печная сажа, цветная глина — вот и все краски.

И вот однажды я тоже попробовала слепить игрушку и вот, что у меня получилось, я покажу вам позже.

Тут бабушка Ульяна достаёт из сундука дымковские игрушки. Звучит запись русской свистовой мелодии).

Б.У. А это как сюда попало? Это не каргопольскими мастерами сделано! Ребята, вы не знаете, что это? Какая яркая игрушка!

Ребёнок. Это дымковская игрушка. Она сделана из глины, мастерами из деревни Дымково. Это такое поселение, где жили люди и женщины там занимались лепкой глиняных игрушек, в основном это были свистульки.

(бабушка Ульяна выставляет на стол из сундука игрушки, дети читают стихи, загадки о дымковских игрушках)

Загадки и стихи А. Дьякова о дымковских игрушках.

Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
(наездник на козле)

Стоит молодушка,
А с ней коровушка:
Важная, спокойная,
Бурёнушка дойная.
(барышня)

Индя – индя – индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
(индюк)

Б.У. Какие вы молодцы, ребята! Да, здесь у меня живут сказки из Дымково. Вы с ними уже знакомы. Здесь и барышня – водоноска, и храбрый солдат, олень – золотые рога, и петушок – золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.- А это что за диво дивное? (затем достаёт филимоновскую игрушку).

Ребёнок. Эту игрушку тоже делали из глины. Они тоже яркие, весёлые, добрые и шумные. Уж как они свистеть – свиристеть умеют!

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
(www.bibliofond.ru)

Б.У. А вы спросите, зачем эти игрушки? Да, уж видно, такая душа у нашего русского народа, что и веселиться он умеет, не только работать. А что за веселье без забав и игрушек? Богат народ русский любовью к земле своей родной, к своим детям. Вот для них, детишек, и делали всякие игрушки для забав. Делали не только из глины, из разных материалов – дерева, из кусочков ткани, для дочек своих мастерили куколок из соломы. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц. А вы знаете почему?

Ребёнок. Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение – они служили оберегами – покровителями. Конь – служил символом труда, чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает от человека от тёмных сил. Ещё была очень популярен образ сказочной птицы Сирин до сказочной Жар – птицы.

Б.У. Всё-то вы знаете! А вот игрушки из села Богородское. От названия села, где их изготавливали, пошло их название – богородские игрушки. А про них вы что-нибудь знаете?

Ребёнок. Эти игрушки сделаны из липы. Мастера брали чурку, приглядывались к ней, как будто хотели увидеть образ будущей игрушки, а потом брали нож и вырезали круглые ушки, короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже Михайло Потапыч готов! Очень любили богородские мастера медведей делать. И хитрость в своей игрушке придумали – игрушки умеют двигаться! Потянешь за планочки – и вот уже медведь дрова рубит, а на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. Очень чудные игрушки! Много радости приносят, и за то мы мастерам богородским спасибо говорим!

В Богородске-городке
Все гуляют налегке
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.
(www.koipkro.ru)

Б.У. Как много вы знаете про русский промысел! А вот отгадайте загадку мою, только дослушайте до конца, и узнаете, какой ещё сюрприз у меня для вас припрятан:

Словно репка она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок – глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянились немножко
Наша русская…. (матрёшка)

(О.А. Скоролупова «Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством» ООО «Издательство Скрипторий 2003»)

Ребёнок. Так это же матрёшка! Мы про неё тоже знаем! Её вырезали из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается ещё одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Расписывают матрёшек в крестьянский костюм: сарафан, платок, полушалок, передник.

Владимир Моисеев МАТРЕШКА

Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.

(тут бабушка Ульяна достаёт и показывает сказочную игрушку, изображающая бородатого кентавра.)

Ребёнок. «Это кто, бабушка, кентавр этот?»

Б.У.— «Называется Полкан». Разгадка кентавра — лубочный богатырь Полкан.

Ребёнок «Вы Полкана сами придумали?»

Б.У.— «Отец мой так делал, и я делаю».

Ребёнок «А это кто?» — спрашивают про фигурку женщины в кокошнике с ребенком на руках, типа вятской няньки. «Называется кокошник».

Ребёнок «А это?» — про женскую фигурку с муфтой.

Б.У.— «Называется муфта».

Ребёнок «А это?»

Б.У.— «Корова». Прекрасная корова, с вытянутым туловищем, черная, в белых кругах с красными крестами — солярными знаками, с красным ободком на шее, с бело-синими рогами.

Ребёнок «А это кто?» - «Заяц».

Ребёнок «Почему с гармошкой?» -

Б.У.— «Заяц в лес ходил, цветочков нарвал пришел домой, взял гармошку, веселый…А вот тут какой-то человек влез оленю на рога, тоже с гармошкой». - «Поиграть ему захотелось, все ты спрашиваешь...».

Б.У. Нравятся вам игрушки мои?

Дети. Да, бабушка Ульяна, очень! А подарите нам свои игрушки!

Б.У. Э! Какие вы прыткие! А я вас научу их делать. Хотите?

Дети. Хотим!

Б.У. Тогда, за работу!

Дети приступают к лепке из глины.

Итог занятия.

Б.У. Ну, что понравилось вам, ребята? Посмотрите, какими сказочными получались ваши игрушки! Что в них особенного?