Урок русского языка по теме "Слова книжные и разговорные". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

деятельственная:

- организация работы в классе для открытия и закрепления нового знания;

- выработка умения определять и отличать данные слова друг от друга;

содержательная:

- формировать представление о книжных и разговорных словах.

В процессе работы формируются:

личностные УУД:

- познавательный интерес к русскому языку;

- понимание необходимости учиться;

- аргументированная оценка своих и чужих поступков;

регулятивные УУД:

- принимать решения в проблемной ситуации;

- определять цель, проблему в ходе урока;

- выдвигать версии;

коммуникативные УУД:

- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- прислушиваться к мнению других и приходить к решению проблемы в совместной деятельности;

- организованно работать в паре, группе (вырабатывать решения, задавать вопросы);

познавательные УУД:

- проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя;

- извлекать нужную информацию для себя и принимать ее на практике.

Оборудование урока: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, словари русского языка.

Ход урока

1. Организационный этап.

Цели этапа:

- организовать направленное внимание на начало урока;

- проверить готовность рабочих мест;

- создать положительный настрой обучающихся на урок.

2. Этап к мотивации учебной деятельности.

Цели этапа:

- направить детей к самостоятельной постановке познавательной цели;

- создать проблемную ситуацию на уроке.

Учитель приглашает по желанию к доске 2 обучающихся. Каждый из них получает слова героев, которым нужно инсценировать данную ситуацию:

Доктор:

- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

Мальчик:

- Приветик!

Доктор:

- На что жалуетесь?

Мальчик:

- Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.

Доктор:

- Температуру измеряли?

Мальчик:

- Да я вчера градусник кокнул!

Доктор:

- А как вы лечились вчера, например?

Мальчик:

- Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор:

- Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.

Учитель:

- Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой ситуации? Какой совет вы бы дали мальчику?

С помощью дискуссии на уроке ребята находят данные слова, приходят к мнению, что такие слова нельзя употреблять в разговоре с доктором. Делают вывод, что в русском языке есть разговорные слова, которые уместно употреблять тогда, когда мы общаемся с друзьями и родственниками, которые не старше нас. Таким образом, ребята подходят к данной теме урока: “Слова разговорные и книжные”.

Учитель предлагает ребятам самостоятельно заполнить таблицу (можно работать в паре)

Признаки Разговорная речь Книжная речь
Где пользуемся языком?    
Обдумываем ли заранее мысли?    
Отбираем ли заранее языковой материал?    
Как чувствуем себя в разговоре    
Какие слова употребляем?    
Какие грамматические формы и построения используем?    
Следим ли за правильностью произношения и ударения?    

Проверка проводится коллективно: ребята называют признаки, дополняют друг друга, доказывают свою точку зрения.

Учитель:

- У каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?

Обучающиеся:

- Устная и письменная.

Учитель:

- В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили на два основных стиля. Каких?

Обучающиеся:

- Разговорный стиль и книжный стиль.

3. Этап реализации поставленной цели.

Цель этапа:

- определять и отличать книжные слова от разговорных;

- умение пользоваться словарями русского языка.

Для того, чтобы сформировать у детей представление о книжных словах, выработать умение отличать книжные слова от разговорных, учитель предлагает сравнить два слова синонима: большой и титанический.

Ребята с помощью толкового словаря самостоятельно определяют значения данных слов. Сообщают учителю, что оба слова имеют одно и то же лексическое значение, но все-таки отличаются по своему употреблению.

Учитель предлагает ребятам самостоятельно сформулировать и записать в тетрадь теоретические памятки:

“Книжные слова – это…”

“Разговорные слова – это…”

Для более точной записи теории можно обратиться к учебнику и справочной литературе.

4. Этап первичного закрепления изученного.

Цель этапа:

- выявить проблемы первичного осмысления данной темы,

- знакомство с новыми понятиями.

Учитель предлагает ребятам прочитать диалог, найти признаки разговорной речи, указать их.

В квартире Ивановых зазвонил телефон:

- Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. В темпе!

- Что стряслось?

- Хочу узнать: у него задачка сошлась с ответом?

А кто это говорит?

- Санька.

- Скажи, Саня, шепотом спросила бабушка Ивановых, в этой задачке спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи?

- Не,- ответил Саня. – А че тут такого?

Ребята отвечают, что признаки разговорной речи видны в словах Саньки. Его речь имеет более свободный порядок слов. В основном неполные предложения. Нет главных членов предложения. Предложения короткие. Это диалог.

Учитель читает под диктовку слова. Ребята распределяют их по столбикам

Книжные слова Разговорные слова
   
   
   
   
   

Волноваться, рыдать, шваркать, нервничать, психовать, плакать, трескать, бросать, рисковый, вкушать, дерзновенный, есть, смелый, низвергать, реветь (если будут затруднения в определении значений слов, можно обратиться к толковому словарю).

В процессе коллективной проверки данного задания ребята делают вывод, что среди слов присутствуют и такие слова, которые могут употребляться в любой ситуации: в устной непринужденной беседе, в научных стилях, в художественной литературе и т. д. Это нейтральные слова.

Обучающиеся получают раздаточный материал с заданием. Ребятам нужно прочитать текст. Найти информацию, которая для них оказалась новой.

Пересказать ее своими словами.

В толковых словах русского языка используются специальные пометы, которые указывают на особенности употребления слова в речи.

Помета (книж.), т.е. книжное, означает, что слово характерно для письменной речи. Часто эти слова по происхождению являются иноязычными.

Помета (разг.), т.е разговорное, означает, что слово свойственно обиходной, бытовой речи, придает ей непринужденность.

Отсутствие помет говорит о том, что слово употребляться может и в книжных, и в разговорных стилях речи. Это нейтральные слова.

5. Физкультминутка (на усмотрение учителя).

6. Этап включения нового понятия в систему урока.

Цель этапа:

- умение использовать книжные, разговорные и нейтральные слова к месту.

Учитель предлагает ребятам в парах составить небольшой рассказ на свободную тему с данными словами из таблицы:

1 ряд - с нейтральными словами;

2 ряд - с книжными словами;

3 ряд - с разговорными словами.

7. Этап рефлексии.

Цель этапа:

- осознание своей учебной деятельности;

- самооценка результатов своей деятельности и класса.

Подводятся итоги совместной деятельности учителя и обучающихся. Ребята фиксируют материал, который изучался на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Высказывают свои мнения по поводу успеха или неуспеха в учебном процессе.

Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока.

- Смогли ли вы решить поставленные задачи?

Примерные вопросы к обучающимся:

- Понравился ли вам данный урок?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться при изучении данной темы урока?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Как вы оцениваете работу учителя на уроке?

8. Домашнее задание (на выбор учителя).

1) Найти примеры текстов разговорного и книжного стиля и доказать их стилевую принадлежность;

2) Составить диалог (инсценировка какой-либо ситуации в школе, на улице, в магазине и др.).