План-конспект литературно-музыкального развлечения по мотивам сказок А.С. Пушкина на тему "Сказки у старого дерева"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: обобщить знания учащихся о А.С. Пушкина, его творчестве и сказках. Учить мыслить самостоятельно. Развивать память, мышление, внимание. Развивать творческие способности. Прививать любовь к чтению, к книге.

Задачи.

Социализация – формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции.

Физическая культура и здоровье –  сохранять психическое здоровье детей; создавать эмоционально-благоприятную обстановку на занятии.

 Познание – систематизировать знания детей о сказках А.С.Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта.

Коммуникация – учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя, слушать и понимать заданный вопрос, упражнять детей в грамматическом оформлении высказывания, развивать быстроту и гибкость мышления

Чтение художественной литературы – воспитывать любовь к книге; приобщать детей к словесному искусству, закрепить, развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов сказки, развивать интонационную выразительность речи, учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования

Демонстрационный материал: книги-сказки А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам: “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и  рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, портрет А.С.Пушкина 

Предварительная работа: чтение сказок Пушкина: “Сказка о рыбаке т рыбке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о попе и его работнике Балде”. Рисование героев из сказок с использованием различных изобразительных техник. Заучивание отрывков из сказок. Организация выставки детских рисунков.

Оборудование и материалы: зал украшен иллюстрациями сказок А. С. Пушкина, макет дуба с золотой цепью и прикрепленными листьями с заданиями, корзинка с предметами из сказок (яблоко, орех, петушок, зеркало, заяц, лебедь, веревка, лошадь и т.д), корзинка с яблоками по количеству участников, портрет А. С. Пушкина, записи фонограмм мелодий(“В гостях у сказки” ,“Полет шмеля”, “Марш Черномора”), письмо, силуэты “Золотой рыбки” (в качестве поощрения по итогам каждого задания).

Действующие лица: воспитатель (ведущий), ученый кот, дети старшей и подготовительной группы.

Ход занятия

Воспитатель:

У сказки чистая душа
Как ручеёк лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной
Родной народ её творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В неё мечту свою вложил,
Как золото в ларец.

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая, умная, весёлая. Ребята, а вы любите сказки? Вот сейчас мы и проверим!

Посмотрите на мольберт. Кто изображён на портрете?

Дети: (А.С. Пушкин).

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, которые написал наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Готовы? Тогда в путь. (Звучит музыка “В гостях у сказки” и дети отправляются в путь).

Воспитатель: Посмотрите, какое большое дерево. Кто знает, как оно называется?

Дети: Дуб.

Воспитатель: Скажу вам по секрету это дерево не простое, а волшебное. Смотрите около него конверт. Давайте вскроем его и прочитаем, что там написано!

(Дорогой друг произнеси слова заклинания и ты оживишь сказочных героев).

Воспитатель: Ребята давайте произнесём заклинание.

Дети: Да! (все вместе читают заклинание).

“У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
Идёт на право песнь заводит
На лево сказки говорит…..”

(Появляется оживлённы герой Кот).

Кот: Ну и шмякнулся я, ну и мяукнулся, если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье не собрать бы мне косточек. Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава коту Учёному! Мур- р.

(Обращается к детям).

А вы почему меня не хвалите? Думаете легко попасть из Лукоморья прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому, что я самый учёный кот на свете!

Мяу - мур-р! Я приглашаю вас ребята в путешествие по сказкам Пушкина. Прошёл слух в нашей сказочной стране Лукоморье, что уж очень хорошо вы знаете эти сказки. Вот я и хочу проверить правда ли это?

Воспитатель: Ну что же кот учёный давай пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране Лукоморья. Для этого мы разделимся на четыре команды. Сейчас мы узнаем, в какой команде самые умные и находчивые ребята, кто из лучше знает сказки Пушкина. Кот, ты ведь у нас самый умный. Объясни-ка нам, что за листочки на дубе висят?

Кот: это листочки не простые, а волшебные на каждом из них задание для ребят.

Листок №1.

Задание: Какие сказки Пушкина вы знаете?

Ответы детей: (“Сказка о рыбаке т рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о попе и его работнике Балде”).

Кот: вижу, что вы умные! А изобразить сказочных героев вы можете? Давайте поиграем в игру “Море волнуется”.

Игра “Море волнуется” (Под музыку “Марш Черномора” дети совершают ритмичные движения, когда музыка останавливается, дети принимают позу любого сказочного героя из сказок А.С. Пушкина, выбираются и поощряются самые узнаваемые герои).

Листок № 2.

Задание: Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте:

1. Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз не сводит
Глядь поверх текучих вод
Лебедь белая ……

Дети: Плывёт.

2. У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи …..

Дети: Кругом.

3. Жил старик со своею старухой
У самого синего ….

Дети: Моря.

4. Свет, мой зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее
Всех румянее и ….

Дети: Белее.

5. В чешуе, как жар горя
Тридцать три…

Дети: (богатыря)

6. Три девицы под окном
Пряли поздно…

Дети: Вечерком.

7. Белка песенки поет и
Орешки все грызет,
А орешки не простые
В них скорлупки …

Дети: Золотые.

8. Царь с царицею простился
В путь дорогу снарядился
И царица у окна
Села ждать его…

Дети: Одна.

Кот: Хорошо справились с заданием! Срываем следующий листок.

Листок № 3.

Задание: Посмотрите, что лежит в волшебной корзинке. Определите ребята, из какой сказки эти предметы?

Кот: Ой, как много тут предметов из разных сказок. Погляди, что у Пушкина приметил, очень быстро назови.

Дети:

яблоко – (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”);

орех – (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”);

петушок – (“Сказка о золотом петушке”);

зеркало - (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”);

заяц – (“Сказка о попе и о работнике его Балде”);

лебедь – (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”);

веревка - (“Сказка о попе и о работнике его Балде”);

лошадь - (“Сказка о попе и о работнике его Балде”);

Кот: Умницы, какие! Справились с заданием!

Срываем следующий лист.

Лист №4.

Задание: Назовите последовательность превращения князя Гвидона в насекомых (Ззвучит музыка “Полет шмеля”).

Дети: 1 муха,2 шмель, 3 комар.

Кот: А помните, каким метким стрелком был Гвидон. Интересно посмотреть, какие вы стрелки.

Игра “Меткий стрелок”

(Воспитатель стоит в центре хоровода, в руках у него пустая коробка. У каждого участника в обеих ручках по одному “золотому орешку”. По команде воспитателя начинается игра. Воспитатель, медленно вращаясь, дает возможность каждому ребенку попасть в свою коробку. Причем, играющий должен бросить, только один “золотой орешек”, а другой остается у него в руке.

Когда полный круг пройден, воспитатель останавливает игру и “судит” — кто остается играть дальше. Когда пройден полный второй круг – остаются только “меткие стрелки”.

Затем коробка опустошается, и игра продолжается до определения самого меткого стрелка, как Гвидо)н.

Кот: К кому первому обратился Елисей, когда искал царевну?

Дети: Солнцу.

Кот: А к кому во второй раз?

Дети: К месяцу.

Кот: Кто же ребята был третьим?

Дети: Ветер.

Кот: Молодцы! Я назову сейчас животных, а вы выберете тех из них, которые помогали Балде обхитрить чертей.

Дети: Заяц, коза, слон, лиса, лошадь.

Кот: Ай да молодцы! Все выполнили правильно! Я еще не видел ребят умнее и смекалистее вас. Срываем еще листок с нашего дуба.

Лист №5.

Задание: Мы с ведущей будем вам движениями показывать эпизод из сказки. А вы должны отгадать, откуда он и назвать персонажей.

Кот - тянет невод из моря.

Дети: “Сказка о рыбаке и рыбке”, а персонаж - старик.

Воспитатель - изображает белку щелкающую орешки.

Дети: “Сказка о царе Салтане”, а персонаж – белка.

Кот – изображая Гвидона, натягивает стрелу.

Дети: “Сказка о царе Салтане”, а персонаж - Гвидон.

Воспитатель - изображает Балду, дающего щелчок в лоб.

Дети: “Сказка о попе и о работнике его Балде”, а персонаж - Балда.

Кот: Все, все хватит! Дети знают сказки Пушкина! Но я срываю следующий лист.

Лист №6.

Кот:Вспомните все числа, которые встречаются в сказках Пушкина.

Дети: 33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 щелчка, 3 раза забрасывал невод, 3 раза летал князь Гвидон к царю Салтану, 9 месяцев ждала царица царя, 30 витязей, 30 лет и 3 года жили старик со старухой.

Кот: Молодцы ребята! Так весело мы с вами провели время. Как мне у вас понравилось. Вы такие умные, любознательные, хорошо знаете сказки моего любимого Александра Сергеевича. Я так подружился с вами, что не хочется и назад в Лукоморье возвращаться. А в подарок даю вам корзину спелых, сочных яблок.

Воспитатель: Дети давайте проводим нашего гостя и подарим ему наши рисунки по сказкам Пушкина. Пусть кот передаст их всем жителям волшебной страны Лукоморье!

Кот: Спасибо! Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок! До свиданья, до сказочных встреч!

Заключительное слово воспитателя:

Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С. Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.