"Ударение. Словесное и логическое ударение". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о смыслоразличительной роли словесного ударения.

Задачи:

  • воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи, бережное отношение к природе, окружающему миру;
  • содействовать развитию познавательной активности, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового анализа и синтеза;
  • способствовать формированию понятий об омонимах, их употреблении в речи, закреплению знаний об ударении, его подвижности и смыслоразличительной роли.

Оборудование: учебники русского языка для 2 класса В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, сборник правил и упражнений по русскому языку О.В.Узоровой,Е.А.Нефёдовой, знаки +, -, ? и карточки-светофоры, листочки с заданиями.

1. Повторение изученного

По сборнику правил и упражнений О.В.Узоровой и Е.А.Нефёдовой идет повторение написание слов с мягким знаком.

2. Повторение словарных слов

Дети по цепочке записывают слова на доске и подчёркивают в них буквы мягких согласных звуков.

Далее идёт коллективная работа:

  • Найдите четырёхсложное слово.
  • Разделите его на слоги.
  • Как определить количество слогов в слове?

3. Самоопределение к деятельности

У вас на столе лежат листочки. На них написаны двусложные слова (прощай, школа, река, замок). Слева и справа от них схемы с ударением на 1 и 2 слоги. Распределите слова по схемам. (Два человека работают на доске)

Проблемный диалог (сталкиваем мнения):

В процессе работы дети сталкиваются с проблемой, что один ребёнок поставил ударение в слове ЗАМОК на первый слог, а другой – на второй.

- Почему у вас получились разные ответы?

(каждый высказывает своё мнение)

- Кто же из этих детей прав?

(дети затрудняются ответить)

- Какой вопрос возникает?

- Какой вывод можно сделать?

(От места ударения в слове зависит его значение.)

- Определите тему урока. Поставьте цели нашего урока.

4. Работа по теме урока

1. Введение термина “омонимы”.

- Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. И значение у них разное.

2. Работа в парах. Составление предложений с омонимами.

На столы для работы в парах раздаются деформированные предложения с омонимами.

Ирис – любимые конфеты детей.
На клумбе распустился фиолетовый ирис.

Старинный замок был разрушен.
На двери висел большой замок.

Пруд был очень мелок.
Цветной мелок лежал у доски.

- Посовещайтесь, составьте предложение, над каждым словом поставьте ударение.

(Проверка.)

3. Упражнение 103 по учебнику.

5. Подведение итогов урока

По схеме “Я узнал, я вспомнил, я научился”.

  • Какова роль ударения в слове?
  • Какие слова называются омонимами?

6. Рефлексия

- У каждого из вас на столе карточка-светофор. Если у вас на уроке всё получалось, если урок вам понравился, поднимите вверх зелёный свет. А если было трудно, если что-то осталось непонятно, то поднимите красный свет.