"Добрая старая сказка «Репка» на новый лад, или Чередование а–о, е–и в корне слова". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели: повторить правила правописания корней с чередованием а – о, и – е; закрепить умение видеть повторяемые орфограммы и слова-исключения из правил (формировать орфографическую зоркость); закрепить умение отличать корни с чередованием от омонимичных корней с проверяемыми безударными гласными; закрепить умение работать в группе; вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: повторение и обобщение ЗУН.

Приемы: работа в группах (каждой группе даны одинаковые задания, после выполнения работы каждая группа делится результатом, который оценивается учителем), беседа, составление опорных схем, осложненное списывание, упражнения.

Оборудование: карточки с заданием, рисунок репки с пятеркой на хвосте, рисунки из сказки, фломастеры, листы бумаги.

Ход урока

I. Орг. момент. Организация групп учителем, знакомство с правилами работы в группе.

1 слайд

2 слайд

- Вы хотели бы сегодня в сказку "Репка" заглянуть

Да?!

Тогда смелее в путь!

Посадил Дед эту Репку (учитель магнитом прикрепляет рисунок репки на доску, хвостик у нее в земле).

Но засела она крепко (учитель пытается репку вытащить из земли, но не может).

Дальше помните, что в сказке было?

Дед за Репку тянет - тянет
Пот струёй со лба бежит:
Репка вдруг и говорит:
Ты, Дедуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Быстрый очень ты какой.
Вот тебе наказ такой:
Ты устал и отдохни
И конвертик разверни (учитель показывает конверт с заданием)

Дед удивляется:

Вот так диво! Просто диво!
Чтобы Репка говорила?!
И конверты раздавала.
А Репка ему отвечает:
Это лишь всего начало!

II. Выполнение задания на повторение.

3 слайд

Дед: Что ж давай его сюда. Читает задание: Орфографическая пятиминутка.

Это вам не шутка!
Это вам не ерунда!
Трудно, правда, для меня.
Помогите мне, друзья!

1 задание “Орфографическая пятиминутка”.

Вставьте пропущенные буквы, сгруппируйте слова по видам орфограмм.

П..с..дил де.. ре..ку, выр..сла ре..ка б..льшая-преб..льшая.. Стал де.. ре..ку из з..мли т..щить: тян..т-п..тян..т, выт..нуть (не)мож..т.

4 слайд

Ответ:

посадил, потянет,

посадил, большая-пребольшая, земли, тащить, вытянуть,

выросла,

дед, репка,

тянет-потянет, может,

не__может

Проверка правильности выполнения задания.

III. Определение темы урока.

5 слайд

Дед:

Вот решили! Ну, за дело! (Пробует тянуть репку опять)
Что-то Репка крепко села!
Позову-ка Бабку я.
Вмиг управимся тогда.
Бабка, Бабка - помоги,
Репку вытащить беги.

(Бабка, конечно, приходит на помощь деду).

Бабка:

Звал ли ты меня, дружок?
Вот так Репка! Ну, видок!
Дед: Не простая это Репка
И засела она крепко.
Бабка: Не тужи, я помогу
Репку вытащить смогу.

Репка:

Ты, Бабуля, не спеши,
Ты отличница? Скажи!
Русский ты язык учила?
Ничего не позабыла?
Лучше силы береги.

Слово с чередованием мне назови!

(Ребята помогают бабке, называют слово с чередованием из Орфографической пятиминутки. Это слово выросла)

Репка: Тема урока – чередованья, ну-ка, давай-ка, пиши-ка заданье!

(Учитель уточняет тему урока: Чередование а – о, е – и в корне слова.

IV. Выполнение заданий по теме урока.

Репка:

Рядом с Дедом ты садись,
За задание берись.

(Учитель даёт второй конверт с заданием).

Учитель обращается к классу:

Время, друг мой, не тяни,
Бабке с Дедом помоги.

6 слайд

2 задание “Что написано пером – не вырубишь топором”

К заданному правилу составьте опорную схему, которой можно было бы пользоваться при выполнении упражнений.

Корень ЛАГ – ЛОЖ,

Корень КАС – КОС,

Корень РАСТ – РОС – РАЩ,

Корень ГАР – ГОР,

Корень ЗАР – ЗОР,

Буквы Е – И в корнях с чередованием.

Проверка правильности выполнения задания, после чего схемы вывешиваются на доску.

7 слайд

(Дед с Бабкой опять пытаются тянуть Репку).

Бабка:

Ах! Устала, не могу.
Лучше Внучку позову.

8 слайд

Внучка, Внучка! Выручай!
Бабке и Дедом помогай!

(В сказке появляется внучка, пробует тянуть репку, но репка не поддается).

Репка:

Внучка, Внучка не спеши,
Лучше правила учи!
Ну-ка буковки вставляй,
Бабе с дедом помогай!
Рядом с Бабушкой садись,
За задание берись.

Учитель даёт 3 задание и говорит классу:

Здесь задание. И что же?
Внучке мы поможем тоже.

9 слайд

3 задание “Баба с Дедом на печи не валяются, Баба с Дедом делом занимаются”.

Вставьте пропущенные буквы в словах с чередованием и разграничьте сочетания слов по смыслу: Дела Бабки / Дела Деда, так вы узнаете, как они живут, чем занимаются.

  1. до з..ри подн..малась,
  2. к работе не прик..сался,
  3. ни на кого не пол..галась,
  4. всё только репу выр..щивал,
  5. скатерть расст..лала,
  6. возле репы на солнце заг..рал,
  7. на стол соб..рала,
  8. на репу глядючи, как з..рюшка бл..стал,
  9. полы нат..рала,
  10. от счастья, что репа большая, зам..рал,
  11. в доме уб..рала, сундуки с добром на ключ зап..рала,
  12. даже ни к кому не прид..рался,
  13. позже всех спать л..жилась,
  14. ни с кем не преп..рался.

10 слайд

Ответы:

Дела Бабки

до зари поднималась,
ни на кого не полагалась,
скатерть расстилала,
на стол собирала,
полы натирала,
в доме убирала, сундуки с добром на ключ запирала,
позже всех спать ложилась

Дела Деда

к работе не прикасался,
всё только репу выращивал,
возле репы на солнце загорал,
на репу глядючи, как зорюшка блистал,
от счастья, что репа большая, замирал,
даже ни к кому не придирался,
ни с кем не препирался.

Проверка правильности выполнения задания.

11 слайд

Внучка:

Ох! Устала. Не могу.
Лучше Жучку позову.
Жучка, Жучка, выручай!
Нам скорее помогай!

(В сказке появляется Жучка).

Репка:

Жучка, Жучка не спеши,
Исключения учи!
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Девочкой садись,
За задание берись.

Учитель:

Время даром не тяните,
Жучке тоже помогите.

12 слайд

4 задание “Ох, слова-исключения! Доставляют огорчения!”

Вспомните, как пишутся слова-исключения из правил на чередование, вставьте пропущенные буквы, составьте с ними словосочетания и запишите их.

Отр..сль, р..сток, р..стовщик, Р..стов; з..ревать; выг..рки.

13 слайд

Ответы: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, зоревать, выгарки.

Проверка правильности выполнения задания.

Снова пробуют тянуть Репку, но ничего не получается.

14 слайд

Жучка:

Я устала. Не могу.
Лучше Кошку позову.
Мурка, Мурка, выручай!
Нам скорее помогай!

(Появляется Мурка).

Репка:

Мурка, Мурка поспеши,
Жучку быстро научи
Орфограммы различать.
Это вам не хвостиком вилять!
Рядом с Жучкою садись,
За задание берись.

Учитель:

Соберёмся мы в кружок
И поможем им, дружок.

15 слайд

5 задание “Не хватайте вы вершки, больно хитрые эти корешки!

Разграничьте слова с чередованием и слова с проверяемой безударной гласной в корне, запишите их в разные столбики, объясните их правописание.

К..сой дождик, легко прик..саться, к..снуться рукой, к..сить траву;

Пом..риться с другом, ум..рать со смеху, зам..реть от страха, прим..рить платье;

Морские водор..сли, ор..сить цветы, р..скошный замок, колючее р..стение;

Заг..реть на солнце, красивый заг..р, г..ристая местность, долго г..ревать.

16 слайд

Ответы:

Корни с чередованием

легко прикасаться, коснуться рукой;
умирать со смеху, замереть от страха;
морские водоросли, колючее растение;
загореть на солнце, красивый загар.

Корни с проверяемой безударной гласной

косой дождик - косо, косить траву - косы;
помириться с другом - мир,
примерить платье - мерка;
оросить цветы - росы,
роскошный замок - роскошь;
гористая местность - горы,
долго горевать - горе.

Проверка правильности выполнения задания.

17 слайд

Мурка:

Я устала. Не могу.
Лучше Мышку позову.
Мышка, Мышка, выручай!
Нам скорее помогай!

(Появляется Мышка)

Репка:

Мышка, Мышка не спеши,
Лучше быстро нам скажи,

Как такие одинаковые корни называются?

Вы, ребята, знаете? И не сомневаетесь?

(Ответ учащихся: Это корни – омонимы, они пишутся и произносятся одинаково, но значения имеют разные).

18 слайд

Репка:

Тему быстро повторили,
Никого не посрамили!
Вы ребята - молодцы!
Собрались одни спецы!
Ну и Мышка – молодец!
Тут и сказочке конец!

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Чтоб работа закипела
Вот теперь берись за дело.
Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,
Кошка с Мышкой встали дружно.
Друг за друга ухватились,
Поднатужились и вот:
Репка из земли идёт.

(Учитель вытаскивает репку, а у нее на хвосте пятерка)

Репка:

Славно все вы потрудились!
Все старались, не ленились.
Всех мы вас благодарим.
И СПАСИБО говорим!

VI. Домашнее задание: Составить сочетания слов или предложения, используя слова с чередованием, на тему “Занятия Внучки, Жучки, Кошки или Мышки”.

Использованные материалы.

  1. Учебник Русский язык. 6 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., -М., Просвещение, 2007.
  2. Интернет. Сказка в стихах Добрая старая сказка "Репка" на новый лад. Автор: Жукова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов.