Тема урока "Общие сведения о питании. Виды овощей. Витамины и минеральные соли". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели урока:

  • Изучить виды овощей;
  • Сформировать понятие о процессе пищеварения; культуре питания.
  • Развивать у учащихся представление о физиологии питания;
  • Научить определять содержание витаминов и пищевых веществ в овощах по таблице;
  • Воспитывать аккуратность и внимательность в работе (приготовление блюд из овощей, соблюдение санитарно-гигиенических требований).

Задачи урока:

  • расширить кругозор учащихся при изучении материала о видах овощей и физиологии питания;
  • повторить и обобщить знания учащихся о процессе пищеварения, его роли в жизни человека;
  • приобщать учащихся к работе в коллективе.

Тип урока: Урок усвоения нового материала. Комбинированный.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.

Межпредметные связи: биология.

  • Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент):
  • Здоровый образ жизни, музыкальная терапия, физкультминутка.

Средства обучения:

  • Учебники, раздаточный материал (таблица с группами овощей и физиологии человека, карточки-задания), компьютер, экран, проектор.
  • Наглядные пособия:
  • образцы овощей; презентация
  • Инструменты и приспособления:
  • рабочая тетрадь.

На классной доске выписаны новые слова и понятия:

  • Белки, жиры, углеводы.
  • Питание - процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
  • Витамины и минеральные соли – это биологически активные вещества.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Как нужно питаться, чтобы надолго сохранить своё здоровье?

Правильно, рационально, уметь сочетать продукты, вкусно готовить.

На основе знаний умений и навыков, полученных в жизни, можно приступить к изучению раздела Кулинария. Технология обработки пищевых прдуктов.

Этот раздел начинается с изучения общих сведений о питании, видов овощей, витаминов и минеральных веществ.

Тема урока: Общие сведения о питании. Виды овощей. Витамины и минеральные соли.

Обозначаю цели и задачи урока.

II. Сообщение познавательных сведений.

1. Питание - процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для построения и возобновления клеток и тканей тела, восполнения энергетических затрат, поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

С пищей организм получает необходимые для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы, а так же биологически активные вещества- витамины и минеральные соли. Переработкой пищи занимается пищеварительная система.

Фрагменты из фильма “Чудо пищеварения” https://www.youtube.com/watch?v=XHjA5vKax60

Принципы рационального питания, культура питания.

А. Режим питания.

Б. Разнообразие и сбалансированность.

В. Умереннось в еде.

Режим питания предполагает 4-х. разовое дробное питание. Завтрак30% от общей калорийности, обед-40%, полдник или второй завтрак-10%, ужин-20%.Разнообразие питания включает в себя мясные, рыбные, молочные продукты, бобовые, овощи и фрукты. Культура питания включает в себя правильную кулинарную обработку, красивое оформление.

Рациональное питание невозможно без витаминов и минеральных солей. Особенно ими богаты овощи и фрукты, плоды.

2. Значение овощей в питании человека.

Из истории возникновения овощей, где и когда появился тот или иной овощ.

Например: капута выращивается с 3-го тыс. до нашей эры. Родина этого растения – Средиземноморье;

Родина картофеля Центральная и Южная Америка, местное население выращивало его 14 тыс. лет назад. В России появление картофеля связано с именем Петра I;

Место происхождения огурца – влажные тропические леса Индии, 3 тыс. до нашей эры;

Родина томата – тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европу данный овощ попал в XVI веке.

III. Практическая работа.

Приготовление салата витаминного с маслом растительным.

Физкультминутка

Упражнения

Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперёд, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (10-25 сек.).

Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, руки вниз, голова опущена. 1-2 – руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, откинув голову назад, – 3-4 – и.п. (Темп медленный, повторить 3-4 раза).

И.П. – сидя на стуле, руки вниз, 1-2 - руки за спину, прогнуться – 3-4 – и.п. (Темп медленный, повторить 3-4 раза).

И.П. – сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять правое плечо, затем левое поочерёдно, пытаясь коснуться мочек ушей (Темп средний, повторить 4-6 раз).

И.П. – сидя на стуле, руки согнуть в локтях. 1-2 – сводим предплечия впереди; 3-4 – не разгибая рук, сводим лопатки (Темп средний, повторить 3-4 раза).

И.П. – сидя на стуле, 1-2 -расслабить кисти рук потряхивающими движениями, 3-4 -сжимать-разжимать кисти рук. (Темп средний, повторить 3-4 раза).

Текущий инструктаж

Показываю правила обработки овощей.

IV. Выполнение практической работы: “Приготовление салата из овощей с сыром”.

Во время практической работы звучит музыка релаксации (валеологический компонент)

  1. Работа выполняется группами (бригадами) учащихся.
  2. Бригадир помогает учителю руководить процессом выполнения.
  3. Целевой обход помогает предупредить ошибки. Контролирую правильность выполняемой работы.
  4. Дегустация.

V. Закрепление материала.

Беседа по вопросам:

  1. С какой целью мы питаемся?
  2. Какие Вы знаете принципы рационального питания.
  3. Какую роль играют овощи в питании человека?
  4. Какую классификацию овощей Вы знаете?
  5. Роль питательных веществ, витаминов и минеральных солей в питании человека.

VI. Подведение итогов.

Сообщить оценки за теоретические знания. Выставить оценки за практическую работу.

VII. Анализ урока.

Сделать необходимые замечания.

Список используемой литературы

  1. Технология. Обсуживающий труд. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литикова и др.; под ред. В. Д. Симоненко. 4-е изд., перераб. -М.: Вентана – Граф, 2011.
  2. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2004.
  3. Книга для учителя. Кулинарные работы и обработка ткани. Дидактический материал по трудовому обучению / Под редакцией Е.В. Старикова и Г.А. Корчагина. М.: Просвещение, 1996.
  4. Технология. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко /авт.-сост. Е. А. Киселёва и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Фрагменты из фильма “Чудо пищеварения” https://www.youtube.com/watch?v=XHjA5vKax60
  6. Сборник технических нормативов. - Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах.> / Под ред. В.Т.Лапшиной М.: Изд. Хлебпродинформ, 2004г.