Открытый урок технологии на тему "Панно "Берегиня"". 3-й класс

Разделы: Технология

Класс: 3


Цели и задачи:

Образовательные: углубить знания учащихся о дереве береза; научить делать панно – оберег.

Развивающие: развивать моторику рук, мышление, память, глазомер, художественный вкус, творчество.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать культуру общения с природой, эстетическое отношение к ней, чувство товарищества.

Задачи для учащихся:

  • планировать свою деятельность при работе над изделием;
  • создавать на основе заданной технологии собственное изделие.

Оборудование для учителя: Презентация к уроку (Приложение 1), образец панно, музыкальное сопровождение (русская народная музыка “Полянка”, Шопен “Нежность”).

Оборудование для учащихся: Проволока, клей, ножницы, пластилин, цветная фольга, клеёнка для застила парт.

Ход урока

I. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Сиянье ваших ясных глаз.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь глазами, передайте частичку своего настроения.

Сейчас урок технологии, девиз урока: с малой удачи начинается успех!

2. Проблемная ситуация. Игра “Найди лишнее слово”.

– А сейчас мы поиграем, найдите лишнее слово к слову берегиня. Берегиня – хранительница очага, волшебница, богиня, девушка, березка (слова на доске).

Что такое берегиня? Кого можно так назвать? К слову берегиня можно отнести хранительницу очага, а волшебницу, богиню, девушку? Какое же слово лишнее? (Березка.) Оказывается, слово береза тоже связано с именем русской богини Берегини, матерью всех духов и богатств. Слайд 2.

Как вы думаете, что в народе называют золотом берегинь? (осеннюю опавшую листву с берез) Слайд 3.

Мы ещё вернемся в конце урока к березке, можно ли её назвать берегиней?

3. Игра “Волшебная веточка”. Объявление темы урока.

– Сегодня мы будем говорить о березе. Давайте вспомним, что вы знаете о ней.

Дети передают палочку друг другу и говорят, что знают о березе.

Береза – символ нашей страны.

У березы белый, стройный ствол.

У неё тонкие и гибкие ветви.

В жару береза делает прохладу, а холод согревает.

Береза может лечить людей.

Она даёт березовый сок.

О березе пишут, стихи в них береза, как девушка.

песни, картины (дети называют песни, стихи о березе, показ картин художников Левитана и Грабаря). Слайд 4.

II. Формирование нового знания.

Береза – дерево четырех дел.

 Береза – любимое дерево нашего народа, дерево необыкновенной доброты. Ее еще называют деревом жизни. Березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Ученые нашли в ней вещество, которое есть только в березе, оно то и окрашивает бересту в белый цвет. Его назвали бетулином. Предполагают, что именно он придает березе такую устойчивость к морозам.

Кроме того, бетулин обладает противомикробным действием, потому что в нем находятся мельчайшие частицы серебра. Поэтому прогулки в березовой роще очень полезны. Береза – дерево четырех дел. 1-е – мир освещать. Как вы понимаете это? Слайд 5.

2-е дело – крик утишать. Слайд 6.

Березовые ветви – прекрасный талисман, отгоняет печали и хвори, оберегает детей от болезней и страхов, злых духов. Из березового дерева делали колыбели для детей (Сообщение ученика).

3-е дело – больных исцелять. Слайд 7. К березе стоит обращаться больным людям. Она поможет вернуть силы, перенести болезнь. Лучше жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас. Березовый сок оказывает омолаживающее действие. В нем содержится много полезных для организма веществ, витаминов (сообщение ученика).

4-е дело чистоту соблюдать. Слайд 8.

Березовый сок очищает кровь человека, а березовый веник помогает при боли, после физических нагрузок, хорошо очищает кожу, успокаивает. Помогает при болезнях бронхов и легких. Настой веника полезен для кожи головы: укрепляет волосы и уничтожает перхоть. Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотритесь к березам. Если весной из березы течет много сока, то лето будет дождливое (сообщение ученика).

– А что из березы делали дети? (Делали игрушки.)
– Как вы думаете, сколько существует видов берез?

Вообще существует около 120 видов березы, 64 из которых встречаются в России. Продолжительность жизни дерева не превышает 120 лет. Как выдумаете, какое дерево самое прочное у нас в стране? (Железная береза, которая доживает до 400 лет.) Слайд 9.

– А много ли осталось этих деревьев? (Не так много, так как деревья вырубаются.)

2) Показ изделия панно.

– Для того, чтобы украсить свой дом, но сохранить сами деревья и их красоту, предлагаю вам сделать вот такое панно.

3) Планирование учащимися способов достижения цели.

– А вы сами можете сделать панно? Предложите, как вы будете его делать?

4) Планирование практической деятельности учащихся.

– Для работы нам понадобятся кусочки проволоки, белая бумага, цветная фольга, пластилин, ножницы. Заранее сделали каркас для панно. Какую фигуру напоминает нам каркас? (Напоминает окружность.) А как называется линия, которая проходит через центр окружности и соединяет две точки окружности? (Диаметр.) Слайд 10.

– И я вам предлагаю вот такой способ работы.

5) Последовательность сборки панно.

а) Прикрепление проволоки – боковых веток березы. Слайд 11.

Берем одну проволоку. На небольшом расстоянии от центральной проволоки заматываем один конец проволоки, проводим вдоль центральной проволоки, немного сгибаем и закрепляем с левой стороны на каркасе. Другую проволоку закрепляем справа от центральной проволоки, проводим вдоль, немного сгибаем и закрепляем справой стороны на каркасе. Берем маленькие кусочки проволоки и прикрепляем их выше: один конец на центральной проволоке, другой слева на каркасе, так же прикрепляем вторую проволочку только справа на каркасе. Слайд 12.

б) Изготовление ствола дерева.

– Здесь вы будете работать группами.

1 группа. Для этого чертим квадрат со стороной 6 см, и вырезаем. С двух сторон квадрата намазываем клеем, обворачиваем вокруг трех проволок и проглаживаем пальцами склейку. Слайд 13.

Рисуем черные черточки на стволе, как на коре березы.

2 группа – из белого пластилина делаем лепешечку и обворачиваем ею три проволочки, формируя ствол. При помощи черного пластилина создаем черточки, как на стволе березы. Слайд 14.

в) Украшение панно.

1 группа и 2 группа работают одинаково. Прикрепление листочков на маленькие кусочки пластилина (Слайд 15) и делаем сережки: раскатываем маленькие колбаски и прикрепляем их к листочкам (Слайд 16).

Готовое панно (Слайд 17).

6) Физкультминутка с музыкальным сопровождением (русская народная музыка “Полянка”).

Березоньки-подруженьки
Надели платья-душечки – белые в полосочку,
Вышли на пригорочек.
Посмотрели, повернулись,
Ветви к небу потянулись.
Поиграли, подышали,
Лесорубов увидали,
Чтоб они их не срубили,
Листьями их завалили.
Мы березок понимаем,
От души их обнимаем.

7) Проверка восприятия планирования практической работы учащимися.

– Как вы будете делать панно?

8) Техника безопасности с инструментами. Слайд 18.

– Какие правила вы будете соблюдать при работе с инструментами?

8) Практическая работа учащихся с музыкальным сопровождением (Шопен “Нежность”).

– Итак, вперед в мастерскую. Слайд 19.

9) Контроль и самопроверка учащимися.

– Что получилось? Насколько аккуратно выполнена работа? (Отметить группы.)

III. Рефлексия. Я узнал… Мне понравилось…

IV. Фото-сессия работ. Урок окончен.