Урок-игра "Путешествие по эукариотической клетке"

Разделы: Биология


Цель: обобщить и систематизировать знания по теме “Строение и функции эукариотической клетки”

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить, систематизировать, обобщить знание учащихся о строении клетки.
  • Продолжить формирование у учащихся представления о том, что клетка является структурно- функциональной единицей всех живых организмов.

Развивающие:

  • Продолжить развивать у учащихся навыки работы в группе
  • Продолжить развивать у учащихся работы с различными источниками информации.

Воспитательная:

  • Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха.

Форма: дидактическая игра-путешествие

Оборудование: Раздаточный материал, таблица “ Эукариотическая клетка”

Ход урока-игры

Условие игры: каждый правильный ответ + 10 АТФ, неправильный ответ – 5 АТФ.

В ходе игры можно воспользоваться 3 мудростями (три раза воспользоваться учебником).

Подсказка учителя” полочка-выручалочка” - 30 баллов.

I этап. Проникновение в растительную клетку

Сейчас мы совершим путешествие по растительной клетке. Нужно пройти все испытания и попасть в клетку.

Перед вами растительная клетка. Чтобы попасть внутрь клетки вам нужно ответить на вопросы

Блиц-вопросы мембранных клеток (ответьте “да” или “нет”)

1. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.

2. Осмос – это диффузия воды.

3. При активном транспорте затрачивается энергия.

4. Плазмолемма состоит из двух слоев липидов.

5. Функция клеточной стенки - транспорт веществ.

6. Плазмолемма обеспечивает связь клетки со средой обитания.

7. Диффузия – это вид активного транспорта.

8. Пиноцитоз - это вид фагоцитоза.

9. Фагоцитоз-  это вид эндоцитоза.

10. У животных нет клеточной стенки.

II этап. Внутреннее содержимое клетки. Гиалоплазма.

Вы попали в жидкую часть клетки растения- цитоплазму.

Чтобы двигаться дальше, надо выполнить задания.

1. Составить два списка органоидов:

А) органоиды, которые есть в растительной клетке.

Б) органоиды, которых нет в растительной клетке.

2. Выполнить тест(выбрать один правильный ответ)

1. К прокариотам относятся

А) Бактерии

Б) грибы

В) растения

Г) животные

2. Образование белка не происходит :

А) в митохондриях

Б) в ядре

В) в пластидах

Г) в рибосомах

3. Клеточная стенка грибов состоит:

А) из муреина

Б) из хитина

В) из целлюлозы

Г) из крахмала

4. Какие вещества не входят в состав клеточной оболочки?

А) белки

Б) липиды

В) нуклеиновые кислоты

Г) углеводы

5. Крупные частицы попадают в клетку путем:

А) пиноцитоза

Б) осмоса

В) фагоцитоза

Г) облегченной диффузии.

III этап. Вакуоль

Вы попали в вакуоль растительной клетки. (сообщение ученика)

Чтобы двигаться дальше мы должны выполнить задания: Назвать функцию вакуоли.

С помощью пазлов (вырезанный рисунок хлоропласта) угадать название органоида.

IV этап. Пластиды клетки

1. Перечислить группы пластидов.

2. На рисунке написать структурные компоненты хлоропласта. (сообщение ученика)

V этап. Эндоплазматическая сеть

Чтобы набрать еще больше АТФ, ЭПС предлагает нам выполнить задание, заполнить таблицу:

органоиды одномембранные двухмембранные немембранные
Ядро      
ЭПС      
Митохондрии      
Жгутики      
Комплекс Гольджи      
Рибосомы      
Лизосомы      
Клеточный центр      
Пластиды      
Реснички      

VI этап. Аппарат Гольджи.

По описанию назовите следующий органоид.

Поступающие в просветы полостей и канальцев ЭПС продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в этот органоид клетки. Он имеет следующие размеры: 5-6 мкм, состоит из 3-8 Сложенных стопкой, уплощенных, слегка изогнутых, дискообразных полостей.

В клетке выполняет следующие функции:

- участвует в транспорте продуктов биосинтеза к поверхности клетки и выведения их из клетки;

- в формировании лизосом.

 Аппарат Гольджи предлагает увеличить АТФ, ответить на его вопросы:

1. Назовите функции ЭПС

2. Назовите функции рибосом.

3. Назовите функции лизосом.

VII этап. Митохондрии

От Аппарата Гольджи мы направляемся к двухмембранному органоиду – митохондрию.

(сообщение ученика)

Митохондрия тоже хочет на помочь набрать АТФ, поэтому задает вам вопрос:

1. Почему митохондрии называют “силовыми станциями”?

VIII этап. Ядро

Вы добрались до цели. Ядро вам тоже приготовило вопросы.

1. Какие структуры ядра вы знаете?

2. Назовите органоиды которые характерны только для растительных клеток

3. Какие органеллы имеют собственную ДНК.

IX этап. Подведение итогов. Выставление оценок.