Тема урока: "Л.Н. Толстой "Котенок"". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: - продолжить знакомство детей с биографией Л.Н.Толстого, его рассказами;

- продолжать учить детей находить главную мысль, ставить вопросы к тексту, составлять план;

- отрабатывать навыки осмысленного, правильного чтения;

- расширять представление о жизни и повадках домашних животных;

- развивать память, внимание;

- воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

- портрет Л.Н.Толстого

- аудиозаписи (биография Л.Н.Толстого, быль “Котёнок”)

- рабочие тетради учащихся

- толковый словарь

- мимические картинки “настроение”

- изображение котенка

- записи на доске

ХОД УРОКА.

1. Подготовка к восприятию – 1 минута.

А) дыхательная гимнастика: - глубокий вздох–выдох через нос-3 раза;

- вдох – выдох через рот – 3 раза;

- вдох-выдох порциями – 3 раза.

2. Актуализация опорных знаний – 7 минут.

- Тихо сели, открыли дополнительную книгу для чтения по синей закладке, и начали читать:

а) жужжащее чтение – 3минуты;

- О чем прочитали?

б) замер – 2 минуты (чтение текста за 1 минуту + дети подсчитывают количество прочитанных слов);

в) чтение скороговорки с логическим ударением

- Мне понравились ваши ответы. Они были полными и четкими. Посмотрите на доску. Что записано?

КОШКА НА ОКОШКЕ КАШКУ КУШАЛА ПО КРОШКЕ.

- Прочитаем скороговорку, изменяя каждый раз логическое ударение на слова.

- Вы прочитали скороговорку хорошо, а сейчас проверим, как вы дома научились читать выразительно. Что было задано на дом?

+ Мы должны были выбрать и выразительно прочитать понравившийся отрывок и подобрать к нему пословицу.

г) проверка домашнего задания – 5 минут.

д) итог.

- Я считаю, что ребята подобрали очень точные пословицы к своим отрывкам и сумели это доказать. Мне хочется сказать спасибо не только детям, но и их родителям за помощь, которую оказали они в подготовке д/з.

3. Постановка цели урока – 1 минута.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого и предлагаю вам послушать один эпизод из жизни этого человека.

4. Формирование новых зун.

А) слушание аудиозаписи - 4 мин.

Б) беседа по услышанному - 1мин.

- Как называли Л.Н.Толстого? (дедушка)

- Каким он был? (богат, владел землями, потом стал крестьянином, защищал простой народ, писал сам учебники)

- Где жил Л.Н. Толстой?

- Понравился ли писатель детям? Почему? (добрый, улыбался, близок был с детьми, веселый, благодарил)

- Какие отношения меду Толстым и детьми? (близкие, добрые, внимателен, ничего не упускал из виду).

5. Физминутка.

По дорожке - 2 раза
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке -2 раза
Мы попрыгаем, как, зайки.
Стоп, присели, отдохнем.
И домой пешком пойдем.

В) отгадывание загадки

- Итак, Л.Н.Толстой любил труд. Он работал вместе с крестьянами и считал, что всякий труд полезен и нужен. Л.Н. прожил долгую жизнь и написал разные произведения. С одним из таких произведений мы познакомимся сегодня, а название мы узнаем, отгадав загадку:

Я – пушистый игрунок,

Если бросишь мне клубок,

Я с ним поиграю –

Нитки размотаю. (Котенок.)

- Кто же это? (вывешивается рисунок котенка)

Г) чтение трудных слов с последующим объяснением

- Правильно, котенок! Но, прежде, чем слушать быль, нам нужно прочитать и объяснить трудные слова, которые встретятся в тексте (слова записаны на доске):

подле – около

что было духу – очень быстро

щавель

амбар – (чтение по толковому словарю)

Д) слушание аудиозаписи текста “Котенок” в сопровождении мимических картинок “Настроение” - 2 мин. 20 сек.

- Итак, послушайте быль “Котенок” и внимательно проследите за настроением героев во всем тексте. А, чтобы легче было, вам поможет...., она с этим текстом знакомилась дома.

Е) беседа по восприятию, с высказыванием мнения - 1 мин.

- Понравилась ли вам быль? Почему?

- Кто больше всего понравился? Почему?

- За кого вы волновались, когда слушали быль? (кот, ВАСЯ) Почему?

6. Совершенствование зун.

А) чтение детьми текста (отрывки) - 3 мин.

Б) подготовленный уч-ся задает вопросы по тексту (записаны в тетрадь) - 2мин.

- Катя знакомилась с былью дома и поэтому подготовила вам вопросы:

1. Когда пропала кошка?

2. Где нашел Вася котят?

3. Сколько их было?

4. Куда пошли дети?

В) ответы на вопросы с подтверждением из текста – 2 мин.

- На эти вопросы вы ответили грамотно, полно, а на мои вопросы нужно найти отрывок и зачитать.

1. Как котенок оказался один на дороге?

2. Какая опасность угрожала котенку?

3. Кто спас котенка? Как спас?

Г) нахождение в тексте слов на заданное правило -1,5 мин. (дифференцированная работа).

- А теперь посоревнуемся, кто быстрее всех найдет слово на заданное правило.

- Найдите 4 абзац.

- 1 ряд ищет 4-х сложное слово (оставила)

- 2 ряд – 2-х сложное слово, в котором 3 буквы (его)

- 3 ряд – односложное слово, в котором 3 звука (мать).

Д) игра “Прятки” -1 мин. – озвучить иллюстрации на стр.118 из текста (стр.119).

Е) чтение самого красивого места (работа в парах) – 2 мин.

- Найдите в тексте отрывок, который больше всего вам понравился, и зачитайте его своему соседу.

- Поднимите руку, кому понравился отрывок соседа.

Ж) работа с пословицами к тексту + чтение про себя (запись на доске)

- Прочитайте, что записано на доске.

  • Делу - время, а потехе – час.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Где смелость, там и победа.
  • Друзья познаются в беде.

- Как сказать одним словом?

- Какая из этих пословиц подойдет к были?

З) пословица – главная мысль текста.

- Какая пословица может быть главной мыслью текста? Почему?

7. Домашнее задание - пересказать текст.

8. Итог урока.

РЕЗЕРВ – восстановление деформированного плана к тексту для пересказа.