Гуманизация образовательного процесса на основе целостно-интегрированного подхода к изучению предметов в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


На современном этапе развития общества в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

происходит переосмысление целей начального образования, позволяет придать ему подлинно развивающий характер. Смена приоритетов в образовании создает основу для более широкой и полноценной реализации идей гуманистической педагогики, которая позволяет осуществить переход от знаниевой к личностно ориентированной парадигме. Гуманная педагогика ставит в центре образовательного процесса ученика, его интересы и склонности, его уникальность и неповторимость.

Одним из условий гуманизации образовательного процесса младших школьников является осуществление целостно-интегрированного подхода к изучению предметов в начальной школе. Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует более широкому эмоциональному развитию личности ребенка, формированию его творческого, логического и вариативного мышления.

Интеграция учебных предметов не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления ее недостатков.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. Применение целостно-интегрированного подхода к изучению предметов в начальной школе позволяет:

- значительно повысить уровень знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук;

- изменить уровень интеллектуальной деятельности, обеспечиваемый рассмотрением учебного материала с ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.

- способствовать появлению у младших школьников желания овладеть различными действиями и способами обучения;

- содействовать эмоциональному развитию обучающихся посредством привлечения музыки, живописи, лепки, литературы;

- дать возможность перевода эмоций детей в чувства, чувств в мысли, а затем в мобилизации эмоционльно- волевой сферы учеников на преодоление трудностей в обучении;

- включить младших школьников в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рассказы, сказки, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам;

- создать условия для сохранности психического и физического здоровья детей;

- совершенствовать навыки межличностного общения, приобретения жизненно-необходимого опыта в расширении социального пространства личности.

Кроме того, интегрирование учебных дисциплин облегчает процесс обучения, делает его более увлекательным, активизирует познавательную деятельность младших школьников, способствует претворению в жизнь одного из главных принципов начального обучения: “Учение с увлечением”.

В настоящее время отмечается значительное повышение интереса к изучению истории, культуры и традиций своего народа. Неоценимую помощь в этом направлении могут дать интегрированные уроки, которые помогут молодому поколению получить целостное, единое представление об обществе и своем месте в нём.

В качестве примера может послужить интегрированный урок развития речи, технологии, музыки, изобразительного искусства, краеведения.

Тема урока: Русские матрёшки.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся закрепят знания об истории возникновения и развития русской матрёшки в процессе изготовления сувенира из солёного теста “Матрёшка”.

Авторский медиапродукт: презентация PowerPoint

Оборудование: выставка “Русские матрёшки”; кукла перчатка Петрушка; солёное тесто; скалки; дощечки для лепки; стеки; стаканчики с водой; кисточки; краски; картонные шаблоны “Матрешка”.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

“Петрушка”:

Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки!
Я пришел к вам на урок,
Путь из сказки был далек.
А пришли со мной подружки
Деревянные игрушки.
Все в платочках цветных,
В фартуках расписных.
Как зовут их, угадайте,
Хором дружно отвечайте.

- Правильно, это матрешки. А что вы о них знаете?

1. Вопросы из “волшебного сундучка”

“Петрушка”: - Правильно, это матрешки. А знаете ли вы историю русской матрешки?

- Это мы сейчас проверим:

Сундучок я вам принес,
В нем заданий – целый воз.

(Дети отвечают на вопросы “волшебного сундучка”).

1. Игрушка какой страны послужила прообразом русской матрёшки?

(История матрёшки берёт своё начало в Японии. Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие ... Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию.)

2. Где и когда появилась первая русская матрёшка?

(Местом рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где в XIX в. С 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.)

3. Кто создал первую русскую матрёшку?

(По образу понравившейся японской игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.)

4. Назовите самые известные промысловые центры производства матрешек.

(Загорск, Семеново, Полхов – Майдан).

5. В чем своеобразие Воронежской матрешки?

(“Мамой” Воронежской матрешки является художница Елена Геннадьевна Матвеева. Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Хотя найдена она была случайно, но в итоге такое конструктивное решение оказалось весьма удачным. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. Ну а я считаю, что такая форма обусловлена исторически: в Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). Вот эти "пышные" формы я одела в традиционный воронежский костюм. На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке производили на мануфактурах фабриканта Баранова, они были доступны по цене и пользовались большой популярностью у воронежских модниц. Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма.)

6. Что воплотил в себе образ матрешки?

(Образ матрешки воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан).

7. Что символизирует матрешка?

(Дружбу, любовь, пожелания счастья и благополучия).

2. Загадки “Такие разные матрёшки”

- А хорошо ли вам известны особенности матрёшек разных промысловых центров России?

“Петрушка”:-

А для этого, ребятки,
Отгадайте-ка загадки!

***

На красавице- матрёшке
Расцвёл сказочный букет.
С хохломой так схожа роспись –
Каких узоров только нет!
Богат и наряден
Чудесный узор.
Простой он по форме,
А радует взор.
На фартуке – ягоды,
Травы, цветы...
И сердце замрёт
От подобной красы.
(Семеновская матрешка)

***

А у этой вот матрёшки
Узоры названы “ пестрёшкой”.
Скромно украшена она –
Роспись по краю фартука, платка.
(Загорская матрешка)

***

И тоньше, и выше, иначе одета:
Платка, сарафана и фартука нет.
Зато вся пестреет цветами, как лето,
Вот в чем заключается главный секрет.
(Матрешка из Полхов – Майдана)

***

По форме с яйцом она схожа,
Румяна лицом и пригожа.
Обычаи старины соблюдая,
Одета в костюм родного края.
(Воронежская матрёшка)

“Петрушка”:

Хороши матрёшки наши!
Не поймёшь, какая краше?
И хотелось мне спросить:
Вы такую смогли бы смастерить?

- А смастерим мы необычную матрешку. Рассмотрите приготовленные материалы, как вы думаете, из чего будет сделана наша матрешка? (Из соленого теста).

II. Изготовление сувенира из соленого теста “Матрешки”

  1. Небольшой шар соленого теста при помощи скалки раскатать толщиной примерно 1 см.
  2. Картонный шаблон матрёшки увлажнить при помощи воды и кисточки.
  3. Положить шаблон увлажнённой стороной на тесто, прижать его и обрезать лишнее тесто.
  4. Перевернуть деталь и сгладить края.
  5. Разметить при помощи пластиковой крышки контур лица, вдавливая ее в тесто.
  6. Из небольшого кусочка теста выполнить деталь продолговатой формы, разделить ее на три равные части.
  7. Из каждой части вылепить матрешку маленького размера.
  8. Обратной стороной кисточки на каждой матрешке сделать отверстия.
  9. Расписать матрешек
    - перьевой росчерк лица.
    - платок, кофта, фартук (контур).
    - расцвечиваются платок, кофта, фартук.
    - декоративная роспись фартука, платка.
  10. Продеть в отверстия тесьму. Сувенир готов!

III. Музыкальная игра “Мелодии из сундучка”

“Петрушка”:

Я сегодня для вас
Мелодий много припас.
Среди них одну найдите,
Матрешку музыкой опишите!

(Дети слушают несколько фрагментов музыкальных произведений, обсуждают характер музыки, выбирают один фрагмент, рисующий музыкальный образ матрешки).

IV.Составление текста- описания.

- Молодцы, ребята, красивые матрешки у вас получились. А сможете ли вы рассказать о них?

- Сейчас вы будете описывать этих матрешек, как бы рисовать их словами. Как вы думаете, к какому типу будет относиться составленный вами текст?

(Мы будем описывать матрешек, значит, мы создадим текст, который называется “описание”. )

- При описании важно отобрать главные признаки, по которым можно определить именно вашу авторскую матрешку.

(Учитель совместно с учащимися составляет памятку).

  1. Форма.
  2. Лицо.
  3. Одежда (сарафан, фартук, платок).
  4. Роспись.

- О чем еще следует сказать?

(О своем отношении. Можно выразить восхищение красотой игрушки.)

(В памятке появляется еще один пункт:)

Свое отношение.

V. Упражнение в поэтическом творчестве.

- Петрушке очень понравилось играть с вами. Он приготовил для вас подарки.

“Петрушка”:

- Вот платочек со стишком,
Не хватает слов на нем.
Нужные слова найдите,
На платочке напишите.
ШЛА МАТРЕШКА ...,
НЕСЛА ... .

(Детям раздаются “платочки” с двустишием, они придумывают свои варианты).

Из детских работ:

Шла Матрешка по тропинке,
Несла ягоды в корзинке.

* * *

Шла Матрешка по мосточку,
Несла сестрам по платочку.

* * *

Шла Матрешка в сарафане,
Несла пряники в кармане.

* * *

Шла Матрешка из села,
Несла кружку молока.

 VI. Рефлексия учебной деятельности.

“Петрушка”: - Молодцы, ребята! Каких замечательных матрёшек вылепили! Я тоже внимательно смотрел и учился, только не всё запомнил.

- Ребята, вспомните и назовите этапы изготовления игрушки для нашего гостя.

- Кто остался доволен своей работой на сегодняшнем уроке? Какие цели вы ставили в начале работы? Каких целей вам удалось достичь? Что, по вашему мнению, вам помешало добиться большего результата?

“Петрушка”:

Хорошо вы мастерили
И награду заслужили.
Подходите ко мне, детки,
Получите по конфетке.

Самовар поёт,
Всех к столу зовёт.
Угощайтесь, не стесняйтесь.
Ума, силы набирайтесь.

(Урок заканчивается чаепитием.)

Периодический опрос и анкетирование учеников позволяет сделать выводы об эффективности проведения интегрированных уроков. Такие уроки очень нравятся детям. Они активны, естественны, в классе нет равнодушных, скучающих лиц. Помогать ученику учится, испытывать радость и удовлетворение от учебной деятельности – это и есть гуманизация школьной жизни. Гуманна та школа, в которой детям хорошо и комфортно, где даже самый маленький человек ощущает свою значимость для других, чувствует любовь и уважение окружающих.

Литература.

  1. Алехин А. Матрешки.- М., 1989 г.
  2. Русская матрёшка. - М.: Мозаика, 2003.
  3. Берестов В. Матрешкины потешки. - М., 1992 г.
  4. И. Бусеева – Давыдова. Игрушки Крутца. - М.: Детская литература,1991.
  5. Дайн Г. Русская народная игрушка. - М., 1981 г.
  6. Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.
  8. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
  9. Нефедова О. Русская матрёшка.// Юный художник. №12, 1982.
  10. Соловьева Л.Н.Русская матрёшка. - М.: – ИНТЕРБУК, 1993.
  11. http://stranamasterov.ru/node/173036