Приобретение опыта музыкально-инструментального исполнительства как путь к самостоятельной творческой деятельности

Разделы: Музыка


В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Современная ситуация предъявляет к начальному музыкальному обучению изменившиеся требования. Среди его задач появились и иные, отвечающие насущным запросам человека. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом: предоставления шанса каждому человеку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой; творческое развитие его природной музыкальности; создание условий для творческих проявлений; помощь в формировании внутреннего мира и самопознании.

Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и малообязательного, а как необходимого. Т.Э. Тютюнникова в своей книге пишет: “Сегодня мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального обучения, у которого есть высокая миссия открыть каждому свою дорогу в музыку”. Главная цель всеобщего музыкального развития вовсе не в том, чтобы каждый ребенок развил до высокого уровня какие-то сугубо специальные способности или связал с искусством свою профессиональную судьбу. Главная цель – в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей своей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий, большой художник.

Цель: выявить психолого-педагогические условия развития навыков самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

1. Описать знания и умения, необходимые для самостоятельной творческой деятельности.

2. Выявить типичные ошибки, возникающие в музыкально- педагогической практике в процессе развития навыков самостоятельной творческой деятельности.

3. Предложить эффективные методы и приёмы для развития навыков самостоятельной
творческой деятельности.

Знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой деятельности

В мировой педагогике активно развиваются новые технологии обучения. Суть их новизны состоит, прежде всего, в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности в постижении знаний. Целью обучения при этом является не столько накопление какой-то суммы знаний, сколько формирование способности ориентироваться в мире знаний, умение оперировать полученными знаниями. Основной характеристикой новых технологий обучения являются следующие цели:

— не только учить ученика, но и научить его учиться;

— не только давать знания, но и развивать личность;

— воспитывать обучая.

Здесь нет особенных открытий. Но проблема достижения этих целей заключается в том, как их решить реально.

Умственное развитие ученика дает действительно полноценные результаты лишь тогда, когда оно опирается на активную самостоятельную работу. Современными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что самостоятельность мыслительных операций — одна из главных психологических предпосылок успешности овладения знаниями.

Как же понимается понятие “самостоятельность” применительно к музыкальным занятиям? Ответ на этот вопрос не столь прост и однозначен, как может показаться. Понятия “самостоятельное музыкальное мышление”, “самостоятельная работа на инструменте” трактуются по-разному и чаще всего очень приблизительно. К примеру, многими педагогами-практиками подчас не делается принципиальных различий между такими качествами учебной деятельности, как активность, самостоятельность, творчество. Между тем, названные качества отнюдь не идентичны по своей природе, например, активность обучающегося музыке может быть лишена элементов самостоятельности и творчества, а самостоятельное выполнение задания не обязательно окажется творческим.

Самостоятельность в обучении музыке проявляет себя на различных уровнях, синтезируя:

1) умение ученика без посторонней помощи сориентироваться в новом музыкальном материале, правильно расшифровать авторский текст, составить убедительную интерпретаторскую гипотезу;

2) умение отыскать эффективные пути в работе, найти нужные приемы и средства для воплощения художественного замысла;

3) способность критически оценить результаты собственной музыкальной деятельности, равно как и чужие интерпретаторские образцы.

Приоритетное значение в инструментальном исполнительстве имеют знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального произведения. Музыкальные навыки являются базой, прежде всего, для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата ребенка, что является необходимым условием для достижения художественного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения ребенка.

В области инструментального исполнительства для самостоятельной творческой деятельности необходимо сформировать у учащегося следующий комплекс исполнительских знаний, умений и навыков:

1) знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

2) знания художественно-исполнительских возможностей музыкального инструмента;

3) знания музыкальной терминологии;

4) навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

5) навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства;

6) навыки слухового контроля и самоконтроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;

7) навыков публичных выступлений;

Типичные ошибки, возникающие в музыкально-педагогической практике в процессе развития навыков самостоятельной творческой деятельности

К сожалению, в широкой музыкально-педагогической практике формирование творческой самостоятельности и инициативы у учащихся пребывает, как правило, не на должной высоте. Это явление порождается рядом причин — это и недоверчивое, скептическое отношение педагогов к способностям учащихся самим находить интересные интерпретаторские решения, и боязнь ошибок, и нежелание идти на риск, обусловленный самостоятельными, нерегулируемыми действиями молодых, недостаточно квалифицированных музыкантов, и стремление придать ученическому исполнению внешнюю респектабельность, эстрадную нарядность и привлекательность (что, естественно, значительно проще достигается при поддержке твердой, направляющей руки педагога), и многое другое. В конечном счёте, преподавателю игры на музыкальном инструменте гораздо легче научить чему-либо своего подопечного, чем воспитать у него индивидуальное, самобытное, творчески независимое художественное сознание. Этим, в первую очередь, объясняется тот факт, что проблема самостоятельности мышления учащегося-музыканта решается в массовом педагогическом обиходе значительно труднее и менее успешно, чем в практике тех или иных крупных мастеров.

Если преподавательская деятельность маститых педагогов-музыкантов имеет самые разнообразные, контрастные формы и методы воздействия на ученика, то у обычного музыканта путь в педагогике, как правило, один — директивно-установочный, ведущий в своих крайних проявлениях к подмене самостоятельной работы учащегося и его творческой инициативы “разжевыванием” каждой мельчайшей детали в процессе урока. Педагог сообщает, инструктирует, показывает, поясняет, а ученик принимает к сведению, запоминает, выполняет.

Без творческой инициативы и самостоятельности не мыслим подлинный музыкант-исполнитель. Над развитием этих качеств у ученика педагогу надо работать повседневно в течение всего периода обучения в учебном заведении. Ведь сознательное усвоение в процессе обучения — один из основных принципов педагогики. В музыкальной педагогике воспитание самостоятельности учащегося-музыканта в исполнительском классе осуществляется специальными методами, приемами и формами организации учебной деятельности.

На начальном этапе обучения педагог пробуждает инициативу учеников в процессе самого урока. Тем из них, у кого успеваемость более высокая, он может дать самостоятельно доучить наполовину выученное произведение. Ученику, который хорошо справится с этой задачей, можно предложить выучить самостоятельно целое произведение.

Развитию творческой инициативы помогает метод убеждения. Педагог должен не декретировать своих указаний, а показывать ученику на конкретных примерах, как нужно исполнять то или иное место произведения, почему именно таким приемом и такой аппликатурой.

В работе над музыкальным произведением нельзя ограничивать исполнение произведения учеником рамками представления педагога о звучании данного произведения. Это, однако, не означает, что в индивидуальном понимании произведения ученик может выходить из рамок стиля. Задача педагога — найти ту середину, которая, с одной стороны, предоставляла бы возможность развития творческой инициативы ученика, а с другой — удерживала бы его в пределах данного стиля. Над этим надо работать с первых же дней обучения игре на инструменте.

Вначале идёт количественное накопление музыкальных представлений и навыков. Педагог при этом стремиться постоянно фиксировать внимание учащегося на повторяемости однородных явлений, пригодности одних и тех же методов анализа и технической работы в различных конкретных случаях.

Чтобы развить творческую самостоятельность ученика, можно применять и такой прием, как выбор произведения по его желанию. Если предложенное учеником произведение является полноценным художественным произведением и соответствует уровню развития ученика на данном этапе обучения, педагог может внести его в рабочий план.

Очень полезно учащимся слушать друг друга в классе, так как это дает возможность легко заметить недостатки исполнения. Анализируя причины ошибок, допущенных товарищем, можно быстрее найти и исправить свои собственные. Для учащихся это важно и потому, что на эстраде они выступают довольно редко.

На развитие творческой самостоятельности учащегося благотворно влияет также всесторонняя музыкальная подготовка. Для этого надо часто слушать музыку (выступления солистов, симфонические концерты, оперу), заблаговременно готовясь к восприятию музыкальных произведений.

Воспитание и развитие самостоятельности учащегося стимулирует и специально подобранный репертуар, наличие в нём однотипных произведений, сходных элементов выразительности, однородных технических задач. От учащегося можно требовать и ожидать проявления инициативы – проведения некоторых аналогий, сравнений, “узнавания” музыкального материала, близкого по характеру и знакомого по типу изложения. Постепенно образуется почва для самостоятельных выводов и заключений учащегося.

Чем больше музыки знает учащийся, тем более далёкие горизонты перед ним раскрываются, тем шире круг явлений, которые он может охватить и проанализировать. Законы искусства, представшие перед учащимся сначала в единственном “наряде”, затем “обрастают” многочисленными примерами из музыкальной литературы, тем самым содержание закономерности в сознании ученика-исполнителя конкретизируется и обогащается. Вследствие этого растёт инициатива в работе, вызываемая к жизни знанием. Эрудиция не лежит мёртвым грузом, а будит активность мысли, стимулирует творчество.

Заключение

Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель. Гораздо важнее — пробудить интерес к познанию. В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Опыт музыкально-инструментального исполнительства, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности. Такой опыт помогает ученику глубже познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.

Для формирования активного, самостоятельного, творческого мышления у учащихся музыкально-исполнительских классов необходимы, прежде всего:

приобщение учащегося-исполнителя к пристальному, неотрывному вслушиванию в свою игру, обучение слушанию себя, переживанию совершающихся в музыке процессов;

выработка умения творчески, созидательно заниматься на музыкальном инструменте;

поощрение и стимулирование способности учащихся к своей независимой от сторонних воздействий оценке различных художественных явлений и, прежде всего, умение критически относиться к собственной профессиональной деятельности;

развитие способности ученика самостоятельно мыслить и его умения самостоятельно действовать.

При развитии независимого, творческого мышления задачи педагога выходят за рамки научения чему-либо молодого музыканта, они становятся значительно шире и существеннее и имеют целью дать ученику основные общие положения, опираясь на которые он сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи.

Методы преподавания, стимулирующие активность учащихся, инициативу и самостоятельность (поищи, подумай, попробуй) и методы авторитарной педагогики (запомни то-то, сделай то-то) оказываются, как правило, искусно сбалансированными в практике мастеров; соотношение этих методов может меняться в зависимости от ситуаций, возникающих в обучении, обуславливая разнообразие форм воздействия на ученика.

Стратегическая линия остается неизменной. По определению Нейгауза она звучит так: “Сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, т. е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью”.