Урок истории «Великие гуманисты Европы». 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками.

Задачи:

  • формирование представления о ценности гуманистического мировоззрения;
  • развитие навыков установления причинно-следственных связей, выявления сущностных характеристик и особенностей явлений (на основе анализа источников), построение логичных устных и письменных высказываний;
  • развитие навыков структурирования информации (в виде таблицы; в виде записей тезисов) и планирования действий (составления плана, постановка цели).

Ход урока

Философия гуманизма.

Учащимся предлагается самостоятельно объяснить понятие “философия”.

Определение корректируется в случае необходимости и записывается в тетрадь.

Учитель предлагает проанализировать источники № 1 и 2 и выписать в тетрадь черты (особенности), присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения.

Выписанные тезисы обсуждаются и корректируются.

Источник № 1. Джовамнни Пимко демлла Мирамндола, итальянский мыслитель 15 в.: “Сказал Бог: "Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочтешь... Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные... О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!”

Источник № 2. Марсилио Фичино, итальянский философ 15 в.: “Человек измеряет небо и землю... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал”.

Вариант записи в тетради:

Философы эпохи Возрождения о человеке:

- человек находится в центре мира

- человек сам формирует себе, благодаря воле и желанию

- человек может стать кем угодно

- гений (способности) человека почти равен Богу

Учитель предлагает сделать вывод (письменно) об изменении философии эпохи Возрождения по сравнению со средневековой христианской мыслью.

Ученики делают вывод в тетрадях, корректируют его в процессе обсуждения.

Возможный вывод: в центре внимания средневековой философии был Бог и вопросы религии, философия эпохи Возрождения обращается к человеку, ставя его в центр мира и т.п.

Учитель предлагает сформулировать название философского учения, представителями которого были философы, чьи высказывания только что проанализированы.

Для формулировки термина учитель сообщает ученикам, что этот термин происходит от латинского слова humanus – “человеческий” + в русском языке латинская буква “h” превращается в “г”.

Ученики предлагают варианты, в ходе обсуждения выбирается термин “гуманизм”.

В тетрадях записывает определение термина “гуманизм”. Например: гуманизм – философия, в центре внимания которой человек как высшая ценность.

Писатели эпохи Возрождения.

Учитель предлагает нарисовать в тетради таблицу, озаглавленную “Писатели эпохи Возрождения”.

Имя, страна Произведение Основные идеи
1.

2.

3.

   

Ученики на основе материала учебника заполняют колонки № 1 и 2.

Далее в процессе работы с источниками заполняется колонка № 3.

Ученики знакомятся с источником № 3 (отрывки из “Утопии” Томаса Мора).

Источник № 3. Отрывки из сочинения “Утопия” Томаса Мора.

На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые.

В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома, снабженные земледельческими орудиями. Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек - мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов.

Из каждого семейства живущих в деревне двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город. ...Чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую жизнь.

У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие - земледелие, от которого никто не избавлен. Кроме земледелия, каждый изучает какое-либо одно ремесло, как специальное.

Что же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола ... покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время.

Утопийцы ... отводят для работы только шесть часов. ... Такое количество времени не только вполне достаточно для запаса всем необходимым для жизни и ее удобств, но дает даже известный остаток.

[На рынке в городе] каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит.

Если у кого появится желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов [чиновники, которые осуществляют власть на острове]...

Если кто преступит свои пределы [уедет из города] по собственному почину [без разрешения], то ... его возвращают ... и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично — обращается в рабство.

Из золота и серебра повсюду ... они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей, ... вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов.

Ученикам предлагается ответить на вопросы к тексту:

В чём плюсы и минусы жизни на острове?

  1. Действительно ли Утопия устроена наилучшим образом?
  2. Томас Мор написал книгу о наилучшем устройстве государства, а что ему могло не нравиться в современном ему английском обществе?
  3. Чем объяснить тот факт, что на идеальном острове Утопия существуют рабы и строгая организация жизни?

Возможные ответы:

“Плюсы” жизни на острове – достаток во всем, всего 6 часов работы, равенство; “минусы” - существование рабов, строгие законы и т.п. Томасу Мору могло не нравиться разделение общества на богатых и бедных, существование людей, которые не занимаются никаким общественно полезным трудом и т.п. На идеальной Утопии есть рабы – это отражение особенностей мышления 16 в. и т.п.

Ученики записывают краткую информацию о произведении Томаса Мора в таблицу.

В дополнение учитель указывает, что в современном языке “утопия” понимается шире, чем просто название острова из книги Томаса Мора. Утопия – “место, которого нет”, что-то несбыточное.

Учитель предлагает устно порассуждать над вопросом: какой может быть утопия в современном мире?

Ученики знакомятся с источниками № 4 и 5 из Приложения (цитаты из произведений Эразма Роттердамского и Француа Рабле).

Источник № 4. Эразм Роттердамский, из сочинения “Похвала глупости”:

“Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?”

“Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают”.

Источник № 5. Француа Рабле, из романа “Гаргантюа и Пантагрюэль”:

“— Перед вами первостатейный король. Я хочу сделать из него порядочного человека. Эти чертовы короли здесь у нас, на земле, — сущие ослы: ничего-то они не знают, ни на что не годны, только и умеют, что причинять зло несчастным подданным да ради своей беззаконной и мерзкой прихоти будоражить весь мир войнами. Я хочу приспособить его к делу — научу его торговать зеленым соусом. А ну, кричи: “Кому соусу зеленого?”

Бедняга прокричал.

— Низко взял, — заметил Панург и, схватив короля за ухо, принялся наставлять его: — Бери выше: соль-ре-до! Так, так! Недурная, черт побери, глотка! Право, только теперь, когда ты перестал быть королем, для тебя начнется счастливая жизнь”.

“Государства будут счастливы тогда, когда короли будут философами или философы королями”.

Учитель предлагает ответить на вопрос: о каких недостатках (пороках) общества писали оба автора, что высмеивали? Что объединяет цитаты из Рабле и Роттердамского?

Вариант ответа:

И Эразм Роттердамский, и Рабле высмеивают отрицательные стороны жизни общества и государства – глупость, плохих правителей и т.п. Обществу и государству нужна мудрость и достойные правители и т.п.

Ученики делают запись о Рабле и Роттердамском в колонке № 3 (на основе высказываний и содержания учебника).

Выводы.

Учитель предлагает сделать вывод к таблице, ответив на вопрос: что объединяет произведения Томаса Мора, Эразма Роттердамского и Француа Рабле.

Ученики делают записи в тетради, определение обсуждается и корректируется.

Вариант вывода: Мор, Роттердамский и Рабле – представители эпохи Возрождения и философии гуманизма, поэтому в центре их внимания – человек и проблемы жизни общества.

В завершении урока учитель предлагает поразмышлять над вопросом: какие идеи философов и писателей эпохи Возрождения сохраняют актуальность для современного общества?

Вариант ответа: в современном мире человек находится в центре внимания, всё зависит от его потребностей и желаний; человек может практически всё; но в обществе остались те же недостатки, над которыми смеялись Рабле и Роттердамский, а люди всё также мечтают об идеальном устройстве жизни и т.п.

В конце урока в качестве “награды” за хорошую работу учитель может задать вопрос-шутку:

Известный выдумщик Оскар Уайльд как-то пошутил об одной известной нам стране: "Англия не станет цивилизованной до той поры, пока список ее колоний не пополнится ЕЮ. Обменять кое-какие из подвластных Англии территорий на эту страну было бы очень выгодно. Нам нужны ... люди, умеющие ... поразмыслить над тем, что не ограничено сегодняшним днем". Так какую необычную страну Оскар Уайльд в шутку предлагал присоединить к Англии?