Детская журналистика как средство развития коммуникативной деятельности и повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

В январе 2011 года я пришла на работу в детский сад №156 в логопедическую подготовительную группу. С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста, а именно детей подготовительной группы, мною был разработан проект кружковой работы под названием “Юные журналисты”. Основываясь на лексических темах и работе учителя-логопеда Дмитриевой Л.М., я собрала материалы по организации кружка для детей в форме работы редакции газеты, которая издавалась один раз в месяц. Все должности в редакции занимали дети. Активное участие принимали и родители. Их задача заключалась в том, чтобы помочь детям найти информацию для статьи в научно-познавательной литературе, интернете и т.д. в соответствии с темой номера. Группа детей выполняла роль художников, под руководством художественного редактора (тоже ребёнка). Таким образом, все вместе мы выпустили четыре номера газеты: “Эти забавные животные”, “Кем быть”, “Маленькие модники”, “Космические истории”

В своем проекте я обращаюсь к проблеме общения и его роли для развития личности ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Актуальность данного опыта определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка – дошкольника.

Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

  • речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
  • ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Исследования, взгляды ученых на природу языковых способностей были учтены при реализации проекта.

Таким образом, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью. И это, безусловно, будет способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников, развитию умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе. Наблюдение показало, что дети овладели лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:

  • Расширять потребность детей в активном познании окружающей жизни, развивать речь.
  • Знакомить дошкольников с профессиями средств массовой информации и типографии.
  • Способствовать самореализации детей через создание детского новостного журнала.
  • Воспитывать стремление и желание взаимодействовать со сверстниками в интересах общего дела, умение радоваться своим успехам и успехам друзей.

Цель определена таким образом: содействие формированию у дошкольников познавательного интереса к окружающей действительности; потребности радовать близких добрыми делами и новостями.

В условиях реализации Программы воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, мы реализуем ведущие цели в процессе разнообразных видов детской деятельности, в том числе и словесного творчества. Одним из приоритетов Программы является поддержка увлечений детей разнообразной познавательной деятельностью, создание условий для посещения кружков, секций.

Основополагающим направлением моего проекта является помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения.

Основными принципами реализации проекта являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь со всеми образовательными областями, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Таким образом, данный проект стал неотъемлемой частью нашей педагогической деятельности, он не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Первые встречи проходят со всеми детьми, участниками редакции журнала, далее по подгруппам, имеют свою структуру, отработанную в ходе работы с детьми.

На каждом этапе ставятся конкретные задачи. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Журналист – профессия творческая”; игровая ситуация “Кто что делает?”

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога.

Используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Кружковая работа построена на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями. При правильном педагогическом процессе у детей формируется интерес к окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Действия детей заключаются в выполнении работы сотрудников редакции журнала и строятся мною индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями.

Такие наши занятия помогают детям узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о журналистике, понимать ее назначение в жизни людей. Дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, художника, дизайнера, редакторов; с особенностями их творческого труда.

Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, “писать статьи” (составлять рассказы, которые я записываю), сочинять сказки (записывают родители), соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном. Так же начинают интересоваться событиями в нашей стране, что расширяет их представления о родном крае, Родине, государственных праздниках.

У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!

Мне хотелось, чтобы во время познавательной деятельности, именуемой кружковой работой, дети больше мыслили, больше смеялись, даже дурачились вместе со мной, усваивая при этом максимум информации, не столько познавательной, сколько языковой.

Занятия включают в себя различные познавательные темы (профессии, город, праздники и т.д.), развитие связной речи при беседе по теме, составление новостных анонсов, придумывание вопросов для интервью, статей.

Помимо подгрупповых занятий (имеется ввиду состав редакции: корреспонденты, журналисты, художники), провожу и индивидуальную работу с детьми-редакторами: беседуем на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделируем различные ситуации общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).

Дети учатся вычленять понятия “интервью”, “речь”, “репортаж”, “диалог”, “корреспонденция”, Ожидаемый результат от данной работы - подготовка грамотных потребителей СМИ, умеющих в случае необходимости фильтровать полученную информацию.

Одним из средств реализации проекта стали коммуникативные игры по теме “Детская журналистика”.

Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (н-р: музыкального руководителя), проводим беседы с детьми на эту тему, предлагаем дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “У кого микрофон?”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и т.д. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по конкретной теме, но и в области смежных с ней. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

Перед интервью с ребятами средней группы “Почемучки” вспомнили себя малышами, что нас тогда интересовало, в какие игры играли? С группой журналистов тщательно подбирали вопросы, их содержание, последовательность. Брали интервью друг у друга, у родителей. Дети придумали игру “Спроси меня, а я тебя”. В общем – тренировались, общались, раскрепощались.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая деятельность.

В нашем детском саду ребята вместе со взрослыми один раз в сезон выпускают журнал “Семафорчик-чик”. Такое название мы с детьми выбрали, отталкиваясь от профессий родителей наших детей. Большинство из них имеют непосредственное участие в работе железной дороги. Развивая линию профориентации, я подвела ребят именно к этой теме при выборе названия журнала. Чем оно обусловлено? Тем, что журнал детский, и именно поэтому и употребили уменьшительно-ласкательный суффикс. Почему “чик”? Да потому, что это аббревиатура слов Честно, Интересно, Красиво. Работа над придумкой названия нашего журнала повлияла на расширение словарного запаса, умение прислушиваться к мнению других и доказывать свою точку зрения, что и привело, в конечном счете, к такому названию.

В издании журнала участвуют все члены семей ребят – сотрудников редакции детского журнала. Каждый выпуск включает в себя события трех месяцев.

Издание журнала состоит из нескольких этапов:

  1. Воспитатель предлагает детям выпустить собственный журнал.
  2. Дошкольники делятся на микрогруппы по интересам.
  3. Придумывают название рубрик для будущего номера (например “Как хорошо уметь читать и даже сказки сочинять”, “Вкусная страничка”, “Давайте поиграем” и т. д.)
  4. Работа детей, родителей, педагога над содержанием и оформлением каждого номера.
  5. Верстка и выпуск номера в печать.
  6. Рассматривание, чтение в группе; презентация каждого номера родителям, сотрудникам и ребятам других групп детского сада.

Одним из средств реализации проекта стала разработанная и созданная мною презентация о работе редакции, типографии, о профессиях в журналистике “Это интересно”.

Успех реализации моего первого опыта по выпуску с детьми ежемесячной газеты, повлиял и на выбор направления кружковой работы и в этом учебном году. На мой взгляд, успех имеет прямую зависимость от подготовки воспитателей, как теоретической, так и практической, а также от заинтересованности детей и родителей. Особое внимание уделяли работе с родителями, предлагали им выполнять конкретные поручения воспитателя по формированию у ребенка определенных увлечений разнообразной познавательной деятельностью, связанных с освоением мира, позитивного общения с близкими людьми. Для этого нами были составлен план работы с родителями.

  1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта “Юные журналисты”: записывать сочинения своих детей; помогать ведущим различных рубрик в сборе информации;
  2. Привлечь родителей к организации и проведению в группе традиционных встреч по ознакомлению дошкольников с профессиями “Гость группы”.

Для повышения эффективности проводимых в рамках данного проекта мероприятий педагогу следует наладить обратную связь, получение информации о ходе процесса и его результатах. Таким образом, при реализации данного опыта необходима тесная связь с родителями для закрепления знаний, изменения мотивационных установок.

Немаловажное значение имеет и поддержка администрации дошкольного учреждения, так как без специального технического оснащения работа данного кружка невозможна.

К концу учебного года у детей у детей, надеюсь, разовьются необходимые формы общения со сверстниками, они научатся вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие. Речь станет выразительной, которая позволит им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т.д., ведь им в сентябре идти в школу. А это значит, возникнет необходимость знакомиться, общаться с новыми людьми: сверстниками и взрослыми. Надеюсь, что полученный уровень речевой и коммуникативной компетентности позволит моим ребятам уверенно чувствовать себя в новом коллективе.

Смею надеяться, что даже родители, проявлявшие скептицизм по отношению к проводимой работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к ним, по окончании работы будут испытывать чувства гордости за своих детей.

В результате реализуемого проекта дети не только приобретут знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и будут использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети станут относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшится число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатится их лексический запас.

Мой проект был представлен коллегам на практическом семинаре в стенах детского сада. Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам – практикам в совершенствовании взаимодействия с семьями с целью коррекции детско-родительских отношений, формирования у дошкольников речевой и коммуникативной компетентности, позволит и детям и взрослым раскрепоститься, научит их общаться друг с другом, повысит эмоциональный настрой, сплотит семью.

Перспективный план работы кружка “Юные журналисты” в Приложении.