«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными». 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели урока.

  • Закрепить знания теоретических положений по изучаемому материалу, проверить знания и умения, необходимые для решения тестовых заданий при подготовке к ЕГЭ.
  • Развивать умения постановки знаков препинания СПП с несколькими придаточными.
  • Формировать положительную мотивацию к обучению.

Оборудование урока.

Организационный момент, мотивация.

Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными. Какие цели поставим перед собой?

Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Эта тема очень важна в итоговой аттестации, знания по этой теме проверяются в ЗАДАНИИ 19.

Лингвистическая разминка.

 Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Орфоэпическая  минутка

Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго,  звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.

Задание 2. Орфографическая  минутка

Выпишите все слова, где пропущена буква И?

  • успока..ваться
  • отрасл..вой
  • выносл..вый
  • ткан..вый

Задание 3 Лексическая минутка

Вам предложен ряд паронимов. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ. Ученик по  словарю лингвистических терминов определяет, что такое паронимы.

Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями:

  • Относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;
  • Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;
  • Относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.

Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение.

Закрепление изученного

Задание 1. Фронтальный опрос по теме прошлого урока “ССП с несколькими придаточными. Виды подчинения придаточных”.

-- Какие виды подчинения в СПП с несколькими придаточными предложениями вы знаете?

-- Какое подчинение называют однородным?

-- Какое подчинение называют параллельным?

-- Что общего в СПП с параллельным и однородным подчинением?

Чем они отличаются?

-- Расскажите о последовательном подчинении

Задание 2. Работа со схемами

А) По схеме определите виды подчинения в предложениях

1. [ = ],(что ?=),(какое ?=)

2. (когда ?), [ ? = ],(что = ?)

3. [ ? = ],(какой ?=),(какою ?=)

Б) Укажите, какая из схем соответствует предложению

Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.

А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

-- определите подчинение

Задание 3. Игра “Веришь – не веришь” (Приложение 1)

Цель. Развитие монологической речи, умение создавать высказывание на лингвистическую тему. Совершенствовать  умение соотносить теоретические положения с примерами.

Для закрепления теоретического материала проводится игра “Веришь – не веришь” (текст игры в приложении). Ребята в тетрадях ставят номер вопроса и ответ “да” или “нет”.

Итоговая запись в тетрадях:

1.да 2.нет 3.да 4.да 5.да 6.да 7.нет 8.да 9.да 10.нет.

После записи один ученик комментирует ответы после повторного прочтения каждого вопроса. При возникновении спорной ситуации ребята обращаются к тексту параграфа.

Задание 4. Цифровой диктант.

Цель. Повторить основные теоретические сведения, развивать умение на слух определять вид связи. Развивать монологическую речь отвечающего, навыки самопроверки.

На доске записаны названия основных видов связи, которые ребята переносят в тетрадь. Прослушав предложения, ребята ставят номер предложения к соответствующему виду связи.

1. Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

2. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.

3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

4. Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

5. Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

Запись в тетрадях:

  • последовательное – 1,3
  • параллельное – 5
  • однородное – 2,4.

Работа над сложными случаями пунктуации

Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.

Сегодня мы с вами рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений.

-- Вспомним правило, которое отражено в схеме на доске (Схема предложений с однородными членами).

Знаки препинания при однородных членах предложения.

(Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами )

-- Посмотрите на следующие схемы на доске.

-- Что объединяет схемы этих предложений?

(Все они с однородным подчинением )

-- Т.е. все предложения здесь...

(однородные )

-- Глядя на схемы, сделайте вывод о знаках препинания в СПП с однородным подчинением.

(Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения )

Запишем несколько предложений и построим их схемы:

[Видел Егорушка], (как темнело небо) и (опускалась мгла), (как засветились звёзды).

[ ], (как...) и (...), (как...).

[Я люблю леса] и (когда они весело шелестят листвой), и (когда они спокойно стоят под снегом).

[ ] и (когда...), и (когда...).

2. Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед И .

Карточка 1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы.

3. При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, т. е. рядом будут два подчинительных союза.

[Старик предупредил], (что, (если погода не улучшится), об охоте нечего и думать).

[ ], (что , ( если ), ).

[Старик предупредил], (что_ (если погода не улучшится), (то об охоте нечего и думать).

[ ], (что_ ( если ), то ).

-- Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.

( В 1-м есть запятая, а во 2-м — нет)

--Структурно предложения отличаются?

( во 2-м есть ТО)

--Давайте попробуем убрать придаточное предложение.

( В 1-м изымается, а во 2-м – нет)

-- Какой вывод мы сделаем?

(Если поле придаточного предложения есть слово ТО, то запятая на стыке союзов не ставится, а если нет, то ставится)

Карточка 2. Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

5) Проверка знаний. Тест (Формат ЕГЭ)

ЗАДАНИЕ 19: Выпишите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.

Я постепенно стал удаляться в глубину леса(1) где густая тень (2)и (3)реже трава (4)где больше под ногами черной земли.

Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бегущих волн.

6) Домашнее задание (Самостоятельная работа по карточкам – Приложение 2)

Возможен выбор варианта по сложности.

7) Заключение.

Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением.

Мы знаем, что особого внимания требуют предложения...

(...где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова и предложения с однородным подчинением)

8) Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

Резервный материал - Пунктуационная работа

1. Если б он был чуть побольше то услышал бы что бабкины руки пахнут дымом .

2. У моего двоюродного брата Мишки такой характер что если уж ему что-нибудь втемяшится в голову то он доведёт дело до конца.

3.Рука его дрожала и когда Николай передавал лошадь коноводу  он чувствовал как со стуком приливает кровь к сердцу.

4. Алексей был в окопе один и когда скрылись повозки и поле очистилось от пыли он решил оглядеться вокруг.