Урок литературного чтения «А.С. Пушкин "Зимнее утро" (отрывок)». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: обоснование личной позиции с опорой на текст, анализ изобразительных средств, используемых в произведении.

Характеристика деятельности учащихся.

Познавательные. Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне

Личностные. Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Регулятивные. Осуществлять поиск информации в различных источниках, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Ход урока

1. Организационный момент. (Звучит музыка)

Эмоционально-психологический настрой. (Слайд 1)

“СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ”

Сядьте поудобнее, расслабьтесь.

Сложите ваши ладошки лодочками. Представьте, что там маленький, пушистый, тёплый комочек – лучик. От его прикосновения вам становится тепло, уютно, уверенно. Это тепло разливается по всему телу. Этот комочек растёт, становится большим. И вот вы уже не в силах его сдерживать. Направьте его на меня и вот перед нами большое, ласковое, доброе солнышко.  

Давайте пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли.

Нам с вами вместе уютно, тепло, уверенно.

Мы одна команда. Я желаю вам удачи! (Слайд 2)

2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Речевая разминка.

- Сегодня мы с вами совершим увлекательную прогулку. Мы идём в гости. А куда догадайтесь сами.

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Слайд 3)

- Мы совершим прогулку в мир красок и звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в её картины. А после нашей встречи попробуем описать, какой мы увидели, услышали и почувствовали зиму? Но сначала – разминка. (Cлайд 4)

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. 

- Прочитайте предложенный текст шепотом.

- Прочитайте текст с удивлением.

- Прочитайте текст бодро и весело.

- Прочитайте текст скороговоркой.

- Прочитайте текст выразительно.

- И так мы отправляемся на прогулку. А кто может объяснить лексическое значение слова “ПРОГУЛКА”. (Cлайд 5)

“ПРОГУЛКА” - хождение или недалекая поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе.

- У слова прогулка есть синонимы. Назовем их. (Гуляние, моцион, променад) (Cлайд 6)

- А какая может быть прогулка? (Интересная, увлекательная, веселая, познавательная)

- Итак, приглашаю вас в зимнюю сказку (на фоне музыки П.Чайковского “Щелкунчик” учитель читает сказку “Снежный всадник”. (Слайд 7)

…Говорят, когда выпадает первый снег, Объявляется в лесах снежный всадник. На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по берёзовым рощам. То там, за ёлочками, то там, на просеке мелькнёт снежный всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше – по заснеженным оврагам, по сосновым борам. Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит. Мчится конь по дороге… (Слайд 3)

- Отправимся и мы в зимнюю дорогу.

Закройте глаза. Произнесите шёпотом слово “Зима”.

Какие слова и словосочетания возникли у вас в памяти, когда вы произносили это слово? (Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи…)

(Учитель фиксирует на доске)

- Чародей слова, удивительно верно и живо рисующий картины природы, тонко подмечающий и глубоко чувствующий особую неповторимую прелесть каждого времени года. (Слайд 8)

Это, конечно же, А.С. Пушкин. 

- И сегодня мы познакомимся ещё с одним его стихотворением. Откройте учебник на странице 8. Исследуйте страничку и определите тему нашего урока. 

- Определим цели нашего урока. (Слайд 9, 10)

Знаю Хочу Узнал
1 Как определить настроение рассказчика Какие оттенки настроения в этом стихотворение  
2 Как доказывать свою точку зрения Научиться выбирать из текста доказательства  
3 Как выражать свое отношение к прочитанному Научиться выразительно читать стихотворение, находить в нем красивые слова  

- Мы поговорим о зимней природе, о прекрасном, будем учиться чувствовать красоту, слушать в музыке образ природы. Но прежде, чем перейти к реализации нашего плана мы проверим выполнение вашего домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Представление исследовательских работ. (Занавес)

- Какие интересные факты вам удалось найти из жизни А.С. Пушкина?

“Маленький Пушкин”, “Дети А.С. Пушкина”.

3. Работа по теме урока.

Знакомство со стихотворением

 - Стихотворение изучают в школе  как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. (Слайд 12)

Мы живо ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо: впереди и новые стихи, и новые друзья, и  женитьба на любимой женщине, и счастливая семейная жизнь. Всё прекрасно, и будто не решён один вопрос: работать ли дома, в тепле, или выехать на прогулку по родным  и дорогим его сердцу местам? (Слайд 9)

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. (Слайд 10, 11)

Мне очень нравится это стихотворение своей красотой.  Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое. Для того, чтобы было все понятно прочитаем слова-сноски и дадим им объяснение. (Занавес)

Словарная работа. Работа в группах. 

- Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны.

Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим. 

- Сравним свои предположения с правильными ответами. (Слайд 13)

НЕГА — блаженство;

На современный русский язык его лучше перевести словом сон, поскольку сон – самое полное “состояние  безмятежного покоя”.

АВРОРА — утренняя звезда;

НЫНЧЕ – сегодня.

ЯНТАРЬ – твердое прозрачное вещество желтого или желто-коричневого цвета. Образовалось из смолы древних деревьев.

ВЗОР – взгляд

СОМКНУТЫ – закрыты

ВЕЧОР – вечер;

МГЛА  – тьма, мрак;

ЛЕЖАНКА  – невысокий (на уровне современной кровати) выступ у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.

ВЕЛЕТЬ – приказать

- Ну а теперь, внимание наша прогулка начинается!

(Просмотр видеофильма с озвучиванием стихотворения) (Слайд 12)

- Вам понравилось стихотворение? Чем? (Задором, оно радостное. В нем ощущается и мороз и тепло)

- Как вы думаете, от чьего имени ведется рассказ? (Рассказывает сам Пушкин)

- К кому обращается поэт? (К неизвестной нам красавице)

- Самостоятельно перечитайте стихотворение и подготовьтесь отвечать на вопросы.

Самостоятельное чтение.

- Что такое строфа?

Строфа – отрывок, часть стихотворения, несколько строк, отделенных друг от друга интервалом.

- Дадим заголовки этим маленьким стихотворениям. Вам предлагается два варианта заголовков. Обсудите в парах: какой вариант более подходит к нашему стихотворению. Предложите свои варианты. (Cлайд 14)

1) Пробуждение героя.

2) Воспоминание о вчерашней вьюге.

3) Описание природы зимним утром.

4) Описание комнаты.

5) Приглашение на прогулку.

- Можно ли это стихотворение назвать пейзажной зарисовкой? (Нет, здесь присутствует общение двух близких людей.)

- Подтвердите это словами из текста.

- Важно ли, что герой в стихотворении не один? (Да, это придает стихотворению элемент переживания красоты зимнего утра)

- А теперь попробуем определить настроение в каждой строфе. (Занавес)

Работа в группах.

- Перечитайте стихотворение по строфам и проанализируйте, как меняется в них настроение. Достаньте из конверта карточки помощники, Выложите по порядку цветные прямоугольники (в соответствии с меняющимся настроением). Вам помогут фото на слайде.

Красный – чудесное, бодрое, радостное.

Желтый – тепло, уют, покой.

Зеленый – солнечное, восторженное, мечтательное.

Сиреневый – печальное, грустное. (Cлайд 16)

(После выполнения идет проверка) (Cлайд 17)

Физкультминутка.

Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?          (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,               (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                      (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,              (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                      (поднимаем руки вверх, крутим “фонарики”)

Подготовка к выразительному чтению.

- Итак, какое настроение в первой строфе? (Бодрое, энергичное)

- Найдите в тексте слова, которые подсказали вам это.

- Что происходит во второй строфе? (Грустное. Настроение изменилось. Там был день. Светло и празднично. А тут вечер. Вспоминают, какая погода была вечером.)

- Докажите словами из текста.

- Кто из вас слышал слово КОНТРАСТ? Как вы думаете, что оно означает?

(Это как черное и белое, день и ночь)

- Почему именно сейчас я вспомнила о контрасте? (Мороз и солнце, а вчера вьюга, темнота и мгла). (Слайд 18)

- Прочитайте, какие картины рисует поэт в третьей строфе. Можно ли. Прочитав эти строки, увидеть небо, снег, солнце? Что представляете, расскажите, пожалуйста. (Солнечное, радостное, поэт радуется солнцу, красоте вокруг)

- Куда переносит читателей автор в следующей строфе? (Мы попадаем в комнату. Это тоже контраст. Были на улице, а теперь – дома. Было холодно, а теперь – тепло.)

- Можете ли вы объяснить смысл выражения “янтарным блеском озарена”? (Сходство янтаря и огня печи)

- Почему поэт называет треск печи веселым? (Огонь горит весело, ярко потрескивает, как будто радуется, песенку поет)

- А бывает ли треск печи грустный? (Бывает. Это зависит от настроения человека.)

- Какое настроение этой строфы? (Хорошее, спокойное, мечтаешь о чем-нибудь)

- О чем мечтает поэт? (Он мечтает прокатиться на коне.)

- Конь, лошадь. А как называет скакуна Александр Сергеевич? (Кобылка, нетерпеливый конь)

- Почему? (Он хочет быстро скакать по снегу. Уже ждать не может)

- Какое настроение у поэта в это время? (Он мечтает. Ему приятно)

- В одной книге я прочитала, что бег нетерпеливого коня в стихотворении Пушкина словно стрелки часов. Они показывают ход времени. Мчится время и день сменяется ночью, вчерашняя печаль – весельем нового дня, мгла и вьюга – морозом и солнцем.

- Подведем итог нашим наблюдениям. Расскажем, как меняется настроение в стихотворении. Это поможет нам научиться его выразительно читать.

- Вы правы. (Слайд 19)

Сначала настроение доброе, радостно – солнечное, потом печальное – тоскливое. Потом радостное любование великолепным солнечным утром. Это сменяется мечтой о том, что будет. Сложные разнообразные чувства. Но мы с вами научимся выражать голосом, интонацией все грани настроений, о которых поведал нам поэт.

Выразительное чтение.

Творческая работа.

- Мы побывали в роли читателей, слушателей. А сейчас мы с вами попробуем нарисовать свою картину зимнего утра. 

- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам на до нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.

Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.

- Почему выбрали именно эти цвета?

Ответы:

1 строфа: “Мороз и солнце!” (солнечный цвет), “навстречу северной Авроры…” (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет);

2 строфа: “на мутном небе”, “как бледное пятно”, “сквозь тучи мрачные желтела” (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета);

3 строфа: “под голубыми небесами”, “прозрачный лес один чернеет”, “ель… зеленеет”, “речка… блестит” (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета);

4 строфа: “янтарным блеском” (теплый желтый цвет), “кобылку бурую” (коричневый);

5 строфа: “по утреннему снегу”, “поля пустые”, “леса, недавно столь густые” (белый, серый цвета и – пустота).

Рефлексия.

- Что на вас произвело наибольшее впечатление? (Сегодня на уроке я узнал…)

- Какие задания вам показались наиболее интересными? (Мне показалось интересным…)

Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас? (Меня удивило…)

- Какое настроение было у вас на уроке, когда вы работали со стихотворением? (Я хочу похвалить … за….)

- Какой же вы увидели, услышали и почувствовали зиму? (Снежной, вьюжной, разноцветной и красивой)

- Для кого она стала любимым временем года?

Подведение итогов. Самооценивание.

- Я предлагаю вам оценить себя:

если вы считаете, что вам понравился урок, и у вас сегодня всё получалось,  

покажите большую снежинку

если вы были не уверены в себе, допускали немного ошибок, покажите среднюю снежинку

если вам было скучно на уроке, и вам не понравился урок, покажите маленькую снежинку

4. - Зима - время чудес. А чудеса приходят невидимо. Закроем глазки. Представим себе снегопад.(Включается музыка)

Вечер первою порошей
Плечи мне запорошил – 
Словно руку друг хороший
Мне на плечи положил.

(За это время незаметно учитель ставит елочку).

- Я желаю вам ребята, чтобы и вы в этой зиме нашли доброго друга. Давайте украсим нашу елочку, чтобы в Новом году наши результаты были еще лучше. (Дети украшают елочку бонусами, полученными на уроке).

Домашнее задание.

Выразительное чтение или наизусть стихотворения, прочитать научно-популярную статью “Ледяное дыхание Арктики”, с.118-119. Тетрадь с.7-9.