Итоговая работа по литературному чтению

Разделы: Начальная школа


Прочитай сказку.

Новая шубейка

Жил заяц, не тужил. Весной родился, лето проскакал, а к осени беда случилась. Начала его серая шубка клоками лезть.

Скачет по лесу невесел. Навстречу ему ёжик.

- Эй, Косой, ты чего нос повесил?

- Помирать собрался. Шерсть уж клоками вылезает.

Расхохотался Ёжик.

- Экий ты, брат, глупый. Ты же линяешь. Шубейку зимнюю надеваешь. Так в лесу многие делают.

Приободрился Заяц.

- А ты ёж?

- Мне зимой гулять надобности нету. Припасов в нору натаскаю да на боковую.

С того дня стал заяц к своей шубе присматриваться. Глядит, а у него новая шёрстка растёт. Белая, густая – всем на загляденье.

В ту пору зима случилась поздняя. Захолодало, а снега всё нет. И зайцу в белой шубке не спрятаться от волка и лисы.

Но однажды проснулся он в норке и увидел, что земля белой шубой укрыта. Белого на белом не видно. Обрадовался и давай скакать по лесу.

Присел отдохнуть да про Ёжика вспомнил:

- Жалко такую красоту проспит!

Хотел было разбудить его, да одумался. “Мне-то хорошо, у меня шубейка хоть куда, а каково будет ему без новой шубки?”

Каждому своё!

(По сказке Т.Ш.Крюковой “Новая шубейка” 167 слов)

После прочтения сказки “Новая шубейка” ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать сказку.

1. О чём рассказывается в этой сказке? Отметь ответ.

  • О том, как Заяц разбудил Медведя и Ёжика.
  • О том, как Заяц меняет шубку.
  • О том, как Ёжик меняет шубку.
  • О том, как Лиса набросилась на зайца.

2. На что был похож выпавший снег? Отметь ответ.

  • На новую шубу.
  • На белый ковёр.
  • На белую шубу.
  • На белое покрывало.

3. Почему заяц стал невесел? Отметь ответ.

  • Заяц захворал.
  • Встретился с Волком.
  • Заяц поранился.
  • Начала его серая шубка клоками лезть.

4. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.

______________, густая – всем на загляденье.

5. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже поставлена, поставь цифры 2, 3, 4.

  • Встреча с Ёжиком.
  • 1 Начала шубка клоками лезть.
  • Каждому своё.
  • Новая шубка.

6. Найди в тексте предложение. Допиши его.

Хотел было разбудить его, _________________________.

7. Какое предложение лучше других помогает понять главную мысль текста? Отметь ответ.

  • Жил, заяц не тужил.
  • В ту пору зима случилась поздняя.
  • Каждому своё.
  • Приободрился заяц.

8. Почему зайцу в белой шубке сначала нельзя было спрятаться от волка и лисы? Найди и напиши два примера из текста.

___________________________________

9. Как ты думаешь, почему заяц на зиму не собирает припасов? Приведи две причины.

___________________________________

10. Почему Ёжик не может увидеть красоту зимы? Приведи две причины?

___________________________________

Рекомендации по оценке итоговой работы по литературному чтению

№ задания Система оценивания
  Ответ:

1 балл: выбран 2 вариант ответа

0 баллов: во всех остальных случаях

  Ответ:

1 балл: выбран 3 вариант ответа

0 баллов: во всех остальных случаях

  Ответ:

1 балл: выбран 4 вариант ответа

0 баллов: во всех остальных случаях

  Ответ:

1 балл: запись соответствует вопросу написано: Белая

0 баллов: запись не соответствует вопросу

  Ответ:

2 балла: 2, 1, 4, 3

1 балл: 2, 1, 3, 4

0 баллов: во всех остальных случаях

  Ответ:

1 балл: запись соответствует вопросу, написано: да одумался

0 баллов: запись не соответствует вопросу

  Ответ:

1 балл: выбран 3 вариант ответа

0 баллов: во всех остальных случаях

  Ответ:

2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками зайца.

В ту пору зима случилась поздняя. Захолодало, а снега всё нет.

1 балл: дан один ответ, например,

В ту пору зима случилась поздняя.

или Захолодало, а снега всё нет.

0 баллов: ответ, который свидетельствует о непонимании смысла сказки

  Ответ:

2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками зайца.

Заяц меняет шубку.

или Заяц может зимой спрятаться от врагов.

Или Белый заяц не заметен на снегу.

Заяц может найти пищу зимой.

1 балл: дан один ответ.

0 баллов: ответ, который свидетельствует о непонимании смысла сказки

  Ответ:

2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками Ёжика.

Ёжик не меняет зимой шубку. Ёжик спит зимой. Ёж зимой не сможет спрятаться от врагов.

1 балл: приведено одно объяснение.

0 баллов: приведенные объяснения совсем не логичны и не

соответствуют содержанию сказки.

Оценка образовательных достижений учащихся по чтению

Характеристика итоговой работы

Работа составлена для проведения мониторинга осознанности чтения учащихся начальной школы. Цель работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся 1-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.

1.1 Содержание и структура работы определены на основе следующих документов:

[1], [2], [3], [4].

Содержание работы ориентировано на нормативные требования к уровню осознанности чтения к концу 1-го класса, который должен достигаться учащимися при обучении по любому учебно-методическому комплекту, включенному в Федеральный перечень учебников для начальной школы.

Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:

1. Проверка умения извлечь фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.

2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте.

3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста.

Работа содержит текст сказки и 10 заданий к тексту. Все задания можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения.

1 группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.

2 группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.

3 группа заданий направлена на проверку понимания последовательности смысловых частей текста.

4 группа заданий направлена на проверку умения понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла, определить на основе проведенного смыслового анализа чувства главных героев.

При выборе заданий в силу специфики первого класса предпочтение было отдано заданиям первой группы, так как именно нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде, находится в центре внимания в первом классе. (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Распределение заданий в соответствии с выделенными группами

Группа заданий № заданий Общее количество заданий
1 группа заданий 1,2,3,4,6 5
2 группа заданий 7,9 2
3 группа заданий 5 1
4 группа заданий 8,10 2

1.2 Структура работы

В работе 2 части: первая часть включает 8 заданий, которые являются обязательными для выполнения; вторая часть включает 2 задания, которые являются дополнительными.

В работе использованы три типа заданий:

с выбором ответа (№№ 1, 2, 3, 7),

с кратким ответом, в том числе и задание на установление последовательности (№ 4, 5, 6),

с развернутым ответом (№ 8, 9, 10).

В приведенной ниже таблице 2 в сжатом виде представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий в работе.

Таблица 2

Структура итоговой работы по чтению для 1-го класса

Группа 1

Обязательные задания

Группа 2

Дополнительные задания

Число заданий (10) 8 2
Уровень сложности Базовый Повышенный
Тип заданий и форма ответа №№ 1, 2, 3, 7 с выбором ответа (из предложенных вариантов).

№ 4, 5, 6 с кратким ответом.

№ 8 с развернутым ответом.

№ 9, 10 с развернутым ответом.

В приведенной ниже таблице 3 представлена информация о структуре, общем количестве, и типах заданий в работе.

Таблица 3

Группа заданий Проверяемое умение № Заданий Тип заданий Общее количество заданий
ВО КО РО
1 группа Умение определять тему текста 1 1     5
Умение находить средства выразительности: сравнение 2 2    
Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) 3, 4, 6 3 4, 6  
2 группа Умение определять главную мысль 7 7     2
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую 9     9
3 группа Умение делить текст на части, составлять простой план 5   5   1
4 группа Находить в тексте информацию о героях произведений. 8     8 2
Формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод 10     10

1.3 Система оценки выполнения работы

За правильное выполнение заданий №№ 14, 67 выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение заданий №№ 5, 810 выставляется 2 балла, за частичное выполнение этих заданий выставляется 1 балл. Таким образом, за выполнение обязательной части работы максимально возможное количество баллов, которое может получить учащийся, равно 10. Если учащийся за выполнение заданий обязательной части набрал не менее 7 баллов, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по чтению. При получении 8-10 баллов можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочный уровень осознанности чтения.

За выполнение дополнительной части работы можно набрать 4 балла. Таким образом, за выполнение всех заданий работы можно получить максимально 14 баллов. При получении от 11 до 14 баллов можно говорить о высоком уровне осознанности чтения.

1.4 Система оценки выполнения работы

За правильное выполнение заданий №№ 14, 57 выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение заданий №№ 810 выставляется 2 балла, за частичное выполнение этих заданий выставляется 1 балл. Таким образом, за выполнение обязательной части работы максимально возможное количество баллов, которое может получить учащийся, равно 10. Если учащийся за выполнение заданий обязательной части набрал не менее 7 баллов, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по чтению. При получении 8-10 баллов можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочный уровень осознанности чтения.

За выполнение дополнительной части работы можно набрать 4 балла. Таким образом, за выполнение всех заданий работы можно получить максимально 13 баллов. При получении от 11 до 13 баллов можно говорить о высоком уровне осознанности чтения.

1.5 Условия проведения работы

Работа проводится в 1-ом классе в конце учебного года.

Первоклассникам предлагается самостоятельно прочитать предложенный им текст и ответить на десять заданий к этому тексту. Задания работы составлены в различной форме. Часть заданий с выбором ответа из четырех предложенных, два задания предполагают запись краткого ответа (учащиеся записывают 2-3 слова), в одном задании учащиеся должны установить последовательность событий, три задания предполагают развернутый ответ (учащиеся записывают 1-2 предложения).

На выполнение работы отводится 1 урок – 45 минут.

Ниже приведен план работы, в котором представлены проверяемые базовые умения и примерное время выполнения каждого задания (см. Таблицу 4).

Таблица 4

План работы

№ задания Контролируемые умения Уровень сложности задания Тип задания Примерное время выполнения
Основная часть работы – обязательные задания
Чтение текста про себя 10 мин.
№1 Общее понимание содержания текста базовый с выборомответа 1 мин.
№2 Умение находить информацию, заданную в явном виде базовый с выбором ответа 1 мин.
№3 Умение находить информацию, заданную в явном виде базовый с выбором ответа 1 мин.
№4 Умение находить информацию, заданную в явном виде базовый с кратким ответом 3 мин.
№5 Умение выделить последовательность событий, описанных в сказке базовый с кратким ответом 4 мин.
№6 Умение находить информацию, заданную в явном виде базовый с кратким ответом 3 мин
№7 Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод базовый с выбором ответа 1 мин.
№8 Умение интерпретировать содержание прочитанного базовый с развернутым ответом 3 мин.
Дополнительная часть работы
№9 Умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод повышенный с развернутым

ответом

4 мин.
№10 Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста повышенный с развернутым

ответом

4 мин.

Список литературы

[1] Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)

[2] Планируемые результаты начального общего образования по предмету “Литературное чтение” (Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 37–46)

[3] Примерная программа начального общего образования по предмету “Литературное чтение” (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с.125–129)

[4] Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с.36-44)

[5] Т.Ш.Крюкова сказка “Новая шубейка”; Сказки Дремучего леса Издательство: Аквилегия-М, 2011 г.