Развитие ритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Разделы: Музыка


Цель урока: формирование метроритмических представлений у учащихся в ходе обучения игры на фортепиано;

Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • развивающая;
  • обучающая;
  • воспитательная.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование: музыкальный инструмент - фортепиано.

Исполнители концертной программы:

Ученица 1-го класса Бажанова Анастасия - М. Крутицкий “Зима”

Ученик 1-го класса Чернобаев Егор - “Английская народная песня”

Ученик 1-го класса Чернобаев Арсений - Б. Шуман “Маленький трубач

Ученица 5-го класса Овчинникова Виктория - “Огонёк”

Ансамбли:

Ученик 4-го класса Чатян Давид

Ученица 5-го класса Овчинникова Виктория

  1. П.И. Чайковский “баркарола”
  2. А. Саторио “ маленький шутник”

Развитие ритмической пульсации на начальном этапе игры на фортепиано

I. Введение.

Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер, тому раскроется мир музыкального искусства. Сейчас я дам определение одному из основных средств выразительности - ритму.

Человек живет, пока стучит его сердце. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда мы болеем, приходит врач, и он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме, и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.

Музыка тоже живая. У нее есть сердце и пульс как у человека, в музыке все подчинено времени, как и в жизни. Представьте, что было бы, если у нас не было бы времени? - опоздание на работу, в школу, в детский сад и т.д.

Вот картиной можно любоваться безмерное количество времени, а музыка -искусство временное.

II. Основная часть.

Антон Рубинштейн говорил: “музыке необходимо учить ребенка в раннем возрасте, независимо от степени его одаренности и даже в том случае, когда у него не обнаруживается в начале заметной тяги к музыке. Секрет заключается в способности педагога не отрывать детей от естественной для их возраста игровой фазы”.

Ритмическая разминка - это смена видов деятельности, двигательная активность. Сейчас мы покажем ритмичные движения на счет 1, 2, 3, 4.

  1. Хлопки руками на счет 1, 2, 3, 4.
  2. Повороты головы на счет 1, 2 - направо; 3, 4 - прямо.
  3. Повороты головы на счет 1, 2 - налево; 3, 4 - прямо.

На счет 2 - раз кружок, два кружок, раз шажок, два шажок.

На счет 3 - раз, два, три по коленкам шлеп, шлеп, шлеп!

Теоритическая разминка

Обратите внимание, мы измеряем все, что нас окружает. Год измеряется месяцами, месяц измеряется днями, дни - часами, часы - минутами; дороги - километрами; конфеты - килограммами; вода - литрами и т.д.

Игра “Давай измерять нотные длительности”

Проговаривая вслух “раз и”, “два и”, и если громче выделить - раз, а тише - два, то ты услышишь пульс сильной и слабой доли - этот пульс называется метром.

Метр в нотном письме записывается цифрами при ключе/после ключевых знаков. Эти цифры называют размером. Со словами размер мы встречаемся повсюду: размер обуви, размер платья. В музыке это равномерное чередование сильной и слабой доли.

Упражнение “Cороконожка”

Игра “Ритм времени”

Игра “Все мы делим пополам”

Игра “Ноги и ножки”

Игра “Сколько шагов сделает туфель на каждый шаг валенок”

В ритме главной единицей измерения следует считать четвертую ноту, это и есть самая главная, самая важная ритмическая фигурка, как в шахматах - королева.

Послушаем, как звучит нота, они напоминают размеренный спокойный шаг человека. Если ноту разделить на 2 части, то получится другая ритмическая фигурка. Вот она или под названием восьмые.

Послушайте, как они звучат. Вы заметили, что левая ладонь отпевает четвертные ноты, то есть она работает как измерительный прибор, а права рука карандашиком на столе стучит фигурка под названием - 2 восьмые и напоминает легкий бег. 3-я ритмическая фигурка называется 4/16. Вы, уже, наверное, догадались, что их следует поместить на один удар левой руки - 4 удара правой руки.

Если на один удар левой руки вы слышите 1 звук правой руки, то это - .

Если на один удар левой руки вы слышите 2 звука правой руки, то это 2/8.

На 1 удар левой руки - 4 звука, то это 4/16.

Можно использовать слоговую поддержку ритма.

Сейчас мы покажем на инструменте длительность нот.

Игра “Отряды - звукоряды”

В этой игре будем проигрывать гаммы до мажор.

1) В этом звукоряде половинки идут неуклюже, как медвежата, переваливаясь с ноги на ногу.

2) В этом отряде - “четверти”
Идет по лесу лиса - “четверть”.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.

3) В этом отряде - “восьмушки”.
Веселый зайка - “восьмушка”.
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.

Ритмо-стиховое воспитание

1) Прочти стихи и подумай, в какой длительности разворачивается картинка поэтического мира.

2) В музыке всегда присутствует ритм.

Когда отстукиваешь каждый звук - ты исполняешь ритм.

Упражнение “Фокус-покус”
“Фокус-покус, трали-вали “Вышла курочка гулять, свежей травки
Едет мышь на самосвале. пощипать, а за ней ребятки, желтые
Ты чего же, это, мышь, цыплятки”
Сверху вниз на нас глядишь?!
Кыш! Кыш! Кыш!”

Проговори - простучи стишок такими пальцами.

11 22 11 33

11 44 11 55

11 22 11 33

Ритм является одним из главных средств в музыкальной конструкции. Ритм - один из главных средств выразительности. Каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно.

Хочу еще предложить упражнение - ребенок сидит за столом, рука до локтя лежит на столе, кисть стоит на полукруглых пальцах с ощущением, будто в ладошке маленький мячик и начинаем по очереди поднимать пальцы. Сначала первый палец несколько раз, потом второй и т.д.

Получается небольшой стук по столу. Надо следить, чтобы пальцы стучали подушечкой, а не всей верхней фалангой.

Потом можно усложнить задание и чередовать поднятие пальцев, например, 1-2, 2-3, 3-4, 4-5.

Затем, можно попробовать на инструменте, при этом нужно нажать всеми пальцами. Это упражнение улучшит ощущение контакта с пальцев с клавиатурой.

Ансамбле-ритмическое воспитание

Стихотворный текст помогает разобраться в простейших ритмических рисунках, благодаря стихотворному тексту хорошо слышны ударные звуки. Например, ансамбль “Песенка кота Леопольда”. В ней использованы основные штрихи стаккато и легато. Очень веселая, знакомая, легко запоминающаяся песенка. Здесь мы обращаем внимание на ударение в стихотворном и нотном тексте: “в небесах высоко... ярко солнце светит...”, а вторая мягче.

III. Заключение.

Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами: “ритм - узоры музыкального времени, красивые и разумные”. Метр размечает время, когда звук появляется в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться к узору. А сам узор, т.е. ритм - это уже музыка.

Приложение к уроку находится у автора.