Использование активных методов обучения с применением мультимедийных средств для формирования ключевых компетенций обучающихся

Разделы: Музыка


Тип урока: Урок изучения нового материала и закрепления знаний.

Цель: Расширение и закрепление знаний о структуре музыкальных произведений.

Задачи:

  • развивать умственные способности: память, мышление, наблюдательность;
  • пробуждать художественно-образное мышление, любовь к музыке;
  • развивать музыкально - эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость в процессе слушания музыки;
  • активизировать познавательную, самостоятельную деятельность;
  • совершенствовать творческие, исполнительские навыки;
  • формировать коммуникативные качества: чувство коллективизма, сотворчества при выполнении групповых заданий.

Оборудование: ПК, музыкальный центр, интерактивная доска, фортепиано, шумовые инструменты, раздаточный материал.

Этапы урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление пройденного материала.

5. Подведение итога урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети!

Сегодня наш урок посвящен новой музыкальной форме – РОНДО.

2. Повторение изученного материала.

2.1. Контрольный тест (элементы музыкальной выразительности, структура изученных музыкальных форм, программная музыка)

Сначала давайте проверим ваши знания.

На интерактивной доске – тест, в котором каждый вопрос имеет четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ.

(Приложение 1, 1).

Тест выполнили правильно, молодцы.

2.2. Анализ Музыкального произведения: П. И. Чайковский Полька.

Прослушаем первую часть произведения композитора П. И. Чайковского

(Приложение 2 <Рисунок 1>).

Название не скажу. По характеру выразительных средств определите жанр.

(Приложение 3, 1).

Подбираем прилагательные, отвечающие на вопрос – КАКАЯ МУЗЫКА?

Черты какого жанра присутствуют в музыке – песни, танца или марша?

Вы сделали правильный вывод: выразительные средства – ритм, размер, характер темы говорят нам о том, что это танец полька.

Послушаем все произведение, и определим количество частей (в произведении 3 части).

Какая разновидность трехчастной формы: репризная или контрастная? (трехчастная репризная).

На интерактивной доске выписаны элементы музыкальной речи, которые использует композитор: лад, размер, ритм, регистр, темп, динамика, штрихи, гармония, фактура.

Ваша задача сравнить их в первой и второй частях и разделить на 2 группы: контрастные, подобные.

(Приложение 1, 2).

Контрастные Подобные
Лад, регистр, динамика, гармония Размер, ритм, темп, штрихи, фактура.

Подберем персонажей этого танца. В первой и во второй частях они будут меняться? Выбираем.

(Приложение 2, <Рисунок 2, 3, 4, 5, 6>).)

Зачем композитор повторил первую часть?

Можно было бы закончить произведение исполнением второй части?

Повторение первой части придает произведению законченность, завершенность, и говорит о том, что этот музыкальный образ главный для композитора.

3. Изучение нового материала.

3.1. История появления формы РОНДО.

На интерактивной доске – изображение танца

(Приложение 2, <Рисунок 7>).).

Кто знает его название? (хоровод)

Хоровод – древнейший вид народного танцевального искусства. В нем движение большой группы людей сочетается с песней, танцем и драматическим действием. Подобные танцы есть у многих народов мира. Объединяет их то, что во всех используется самая совершенная геометрическая фигура - круг. Не квадрат или треугольник, а именно круг.

Каким образом исполнялся французский хоровод в XVI-XVII вв, вам сейчас покажут ученики 2 класса. Они исполняют его на уроках ритмики. Обратите внимание на то, как чередуются части танца – в этом заключается его особенность.

(Приложение 3, 2).

В танце есть часть, которая все время повторяется. Ее исполняют все ребята. Она чередуется с другими частями, которые исполняют по-очереди все участники.

Та часть, которую исполняют поочередно, ребята придумывают сами, импровизируют.

Какую 2-х частную форму напоминает такое исполнение?

Репризную, контрастную или куплетную? (Куплетную).

Действительно, исполнение французского хоровода в XVI-XVII вв. напоминало куплетную форму, состоящую из запева и припева. Передвигаясь по кругу во время припева, участники выполняли одинаковые движения. А во время запева по-очереди выходили в круг и импровизировали танцевальные движения. Получалось, что каждый проявлял свою фантазию в solo, и в то же время был частью общего танца. Французы всегда любили шутки, смех, народные гуляния. И сейчас, в XXI веке ни один французский праздник не обходится без хоровода.

Назывался французский хоровод – ronde, что означает круг.

3.2. Строение музыкальной формы РОНДО.

От французского хоровода и произошла музыкальная форма РОНДО. Принцип построения этой формы, как и в хороводе, основан на многократном повторении припева, у которого есть специальное название — рефрен. А запевы называются эпизодами.

Старинная форма рондо начиналась с эпизода, их могло быть больше десяти. Но более позднее, классическое рондо XVIII века всегда начиналось и заканчивалось рефреном, а эпизодов в нём обычно только два (иногда три). Если обозначить рефрен А, эпизоды В и С, какая схема получится у РОНДО?

(А+В+А+С+А)

Составим схему формы РОНДО, используя геометрические фигуры: Рефрен – круг, первый эпизод - квадрат, второй эпизод – треугольник.

Распределим части в нужном порядке. Получится схема:

Используя форму круга, заполним ее этими частями.

3.3. Анализ музыкальной формы и выразительных средств.Людвиг ван Бетховен “К Элизе”.

Послушаем известное произведение “К Элизе”. Оно очень нравится многим из вас. Кто знает автора? (Людвиг ван Бетховен).

(Приложение 2, <Рисунок 8>)..

Точная дата создания произведения не известна, но оно было написано в период, когда Бетховен начал работать над Пятой симфонией. Предполагают, что оно посвящено Терезе Мальфатти, дочери одного из своих врачей. Пьеса относится к жанру “багатель”, что в переводе с французского - безделка, пустяк. К этому жанру относятся короткие, лёгкие пьесы для фортепиано, не трудные в исполнении. Бетховен был первым композитором, придавшим значимость пьесе подобного жанра, и, скорее всего, учитывал ограниченные возможности своей ученицы – Терезы Мальфатти.

Сначала мы послушаем рефрен

(Приложение 3, 3).

Что изобразил композитор в нем: характер, настроение, картину природы, чувства, исторические события?

Конечно, Чувства!

Композитор рассказывает нам о своих чувствах. Каких?

(Приложение 1, 3).

Сама тема необыкновенно трепетная, ласковая, как бы обволакивающая своей нежностью и заботой.

Как вы считаете, эта любовь радостная и безоблачная? (с оттенком грусти, печали).

Послушаем первый эпизод. Чувство любви развивается, изменяется. Появляются тревога, неизвестность, ожидание...

Музыка второго эпизода тревожная, взволнованная, иногда даже гневная.

В чем проявляется контраст между рефреном и эпизодом?

Характер (нежный - встревоженный)

- Тип мелодии (кантилена - речитатив)

- Динамика (f-р)

- Фактура гомофонно-гармоническая и в рефрене и в эпизоде, но меняется тип аккомпанемента: арпеджио – аккорды. Поэтому эпизоды становятся энергичными и активными.

В каком разделе наивысшая точка развития - кульминация? (Во втором эпизоде). Об этом нам говорит и темп, и динамика, и ритмическое остинато в аккомпанементе.

Когда мы слушаем произведение в целом, мы забываем о строении, форме, нас увлекает музыкальное повествование о чувствах, их развитии. Все как в жизни: радость, свет чередуются с разочарованьем, тоской. Наверное, не случайно для выражения своих чувств Бетховен выбрал форму РОНДО. Образ любви - рефрен - повторяется трижды. С него начинается и им же заканчивается произведение. Для Бетховена этот образ - главный!

4. Закрепление пройденного материала.

Чтобы закрепить новую тему, попрошу вас продолжить мою мысль:

- Музыкальная форма РОНДО существует уже...

- Рондо в переводе с французского означает...

- Классическое рондо начинается с ...

- Рондо заканчивается рефреном потому, что...

- В РОНДО должно быть не менее (5) частей

5. Подведение итога урока.

Сегодня мы познакомились с новой музыкальной формой РОНДО.

Мы выяснили, что в ней используются главные принципы развития – повторность и контраст. Подобное сочетание, сопоставление частей встречается не только в музыке. Вот пример русской народной сказки - “Колобок”. Вспомним персонажей сказки. С кем встречался колобок? (заяц, лиса, волк, медведь, лиса). Как вы думаете, кто из них является рефреном? (Колобок).

На следующий урок подберите другие сказки, в которых чередование персонажей будет сходно с формой РОНДО. Составьте схему частей. Посмотрим, чем закончится она у нас – эпизодом или рефреном?

Предлагаю вам стихотворения поэтов Сергея Есенина и Максима Богдановича. (Приложение 1, 4).

Определите, какое из них написано в форме рондо, подчеркните ту часть, которая будет являться рефреном.