Урок русского языка по теме "Автобиография. Порядок и связь слов в простом распространенном предложении". 10-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 10


Цель: Закрепить знания выпускников школы о грамотном составлении и написании автобиографии для приёма на работу;

Задачи:

  • учить применять на практике знаний об автобиографии;
  • формировать умение применять при составлении автобиографии простые распространённые предложения;
  • воспитание интереса к предмету;
  • коррекция и развитие письменной речи;
  • развитие зрительного восприятия через составление предложения из слов, данных вразброс;

Оборудование:

  • толковый словарь,
  • стенд с бланками, образцами написания автобиографии,
  • карточки с заданиями,
  • рабочая тетрадь “Деловое письмо” А.М.Шехирева (тетрадь по письму и развитию речи для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент.

Оздоровительная минутка – упражнение “Дерево”.

Движения выполняются под слова учителя:

  • Стоя, ноги вместе, руки опущены, спина прямая
  • Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх.
  • Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.
  • Потянитесь всем телом. Представьте крепкое, сильное дерево.
  • Высокий ствол тянется к солнцу.
  • Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.
  • Опустите руки, расслабьтесь.

Молодцы! Мне нравится ваш настрой на работу. Тихо сели.

II. Проверка домашнего задания.

1. Актуализация знаний.

- Чем отличается простое предложение от сложного?

- В чём разница между простым распространённым и простым нераспространённым предложениями?

2. Характеристика предложений.

Карточки:

1) Я родился в городе Кольчугино.

2) Девочки получают профессию швеи, а мальчики изучают столярно-плотничное дело.

3) Начались каникулы.

4) Моя мама работает в детском саду.

5) Я живу в городе, который очень люблю!

III. Изучение нового материала.

1. Составление предложения из слов, данных вразброс.

- Чтобы сформулировать тему нашего урока, составьте предложение из слов, данных вразброс. Слова даны в начальной форме. Если потребуется, измените форму слов.

Урок, на, сегодня, заниматься, написание, мы, автобиография.

- Вы знакомы со словом автобиография?

- Что такое автобиография?

2. Работа с толковым словарём.

- Найдите значение слова автобиография в толковом словаре.

3. Объяснение нового материала.

Автобиография – это документ, в котором человек последовательно описывает свою жизнь.

- Что значит последовательно? (По порядку, шаг за шагом, от рождения до настоящего времени)

При приёме на работу помимо заявления и документа об образовании, необходимо предоставить ещё и автобиографию, текст которой должен быть изложен кратко, в деловом стиле, и состоять, как правило, из простых распространённых предложений.

4. Запись предложения и работа над ним.

Сегодня на уроке мы займёмся написанием автобиографии. (простое, повеств., распр.)

а) решение орфографических задач;

б) характеристика предложения;

в) разбор по членам предложения с указанием частей речи.

5. Работа по теме урока.

а) определение стилей автобиографии;

- Определите, в каком стиле (художественном или деловом) написаны автобиографии?

1 вариант.

Автобиография Юрия Марковича Нагибина.

Я родился 3 апреля 1920 года в Москве близ Чистых прудов в семье служащего.

В литературном отношении я всем обязан отчиму, он научил меня читать только хорошие книги.

До восьмилетнего возраста я хотел стать агентом МУРа. Я не знал, что это такое, но мне нравилась мужественная звучность этих слов.

В восемь лет я мечтал стать лётчиком. Затем я неистово увлёкся “Тремя мушкетёрами”. А потом я почему то решил, что увлечён химией.

После короткой учёбы в Медицинском институте, я перешёл на сценарный факультет Киноинститута...

2 вариант.

Я, Козлов Сергей Александрович, родился 3 июня 1985 года в Москве. Мой отец, Козлов Александр Фёдорович, работает водителем троллейбуса. Мать, Козлова Тамара Ивановна, работает санитаркой в детской городской больнице.

В 1992 году я поступил в школу № 571 и окончил её в 2002 году. Обучался столярному делу и получил профессию столяра.

Мой адрес: г. Москва, ул. Очаковская, д. 17, кв. 3.

10 августа 2002 г. С. Козлов

- Какая из этих автобиографий подойдёт при устройстве на работу?

б) знакомство со структурой автобиографии;

- Автобиография имеет свою структуру. Поработав над следующим упражнением, мы сможем составить план её написания.

- Перечитайте автобиографию выпускника школы. Какие сведения даны в ней?

в) составление плана;

План.

1. Название документа.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Дата рождения (число, месяц, год).

4. Место рождения.

5. Сведения о родителях (ФИО, место работы).

6. Сведения об образовании (где, когда учился).

7. Полученная профессия.

8. Дата, подпись.

- С годами автобиография каждого человека пополняется, расширяется. В ней указываются сведения о трудовой деятельности (где, когда и кем работал), сведения о собственной семье (муже, жене, детях).

г) составление собственной автобиографии устно по плану;

IV. Физминутка.

/Включить музыку/

- Сделаем короткий перерыв. Расслабьтесь, сядьте, как вам удобно и послушайте приятную мелодию. Можете закрыть глаза и представить себя в лесу....

- Минутка релаксации закончена.

V. Закрепление материала.

1. Работа в рабочей тетради.

- Прочитать образец автобиографии и выделить части по плану. Упр 37, стр25

- Прочитать автобиографию и ответить на вопрос: Почему работник отдела кадров вернул этот документ?

2. Самостоятельная работа.

- А сейчас вы самостоятельно попробуете составить и записать свою автобиографию.

3. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

/вписать свои данные в готовый бланк/

Я, _________________________________________

родил(ся)(ась) ___________________________ в _________________________________

Мой отец, _____________________________________________________

работает __________________________________________________

Моя мать, ___________________________________________

работает _____________________________________________

В 19...... году я поступил(а) в _________________________________________________

и окончил(а) её в 20.....году.

Обучаясь в колледже, получил(а) профессию _____________________________________

_____________________________________________

3. Чтение и анализ некоторых автобиографий учащихся.

VI. Домашнее задание:

I, II группа

Упр.. 39, стр. 26 /рабочая тетрадь/

Расположить части автобиографии последовательно.

III, IV группа

Упр. 38 (устно), списать план автобиографии.

VII. Итог урока.

1. Итоговые вопросы:

- Над чем мы работали на уроке?

- Что такое автобиография?

- Какие требования предъявляются к составлению автобиографии для приёма выпускника школы на работу?

- Из предложенных вразброс данных составьте план автобиографии.

2. Игра “Угадай, о ком речь?”

1) Я родился давным-давно в маленьком городке на берегу Средиземного моря в семье бродячего артиста.

Мой папа был шарманщиком, а его друг, старый Джузеппе, столяром.

Когда пришло время идти в первый класс, папа Карло справил мне новую бумажную курточку и яркий полосатый колпак, купил красочную азбуку и отправил в школу...

2) Я родилась в старой деревушке в семье писателя. Мой папа, Шарль Перро, был сказочником. Мама, милая женщина, была домохозяйкой и пекла вкусные пирожки, которые я часто носила бабушке.

Когда мне исполнилось 10 лет, меня съел Серый волк, но добрые дровосеки спасли меня...

- Годятся ли эти автобиографии для приёма на работу? Почему?

3. Оценки учащимся.