Урок ИЗО на тему "Вид из окна батискафа"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

  • Формировать навыки построения композиции в заданной плоскости.
  • Развивать фантазию, творчество, воображение, графические навыки в передаче подводного мира и его обитателей.
  • Закрепить знания о статике, динамике, о видах перспективы.
  • Воспитывать умение работать терпеливо, вдумчиво, доводить начатое дело до конца.

Оборудование урока: компьютер, плакат и картинки с изображением разных морских обитателей, словарные слова.

Музыкальное сопровождение – “Шум моря и звуки гитары”, “Шопен. Переложение для флейты и гитары”.

Материал для учащихся: лист А3, лист для набросков, набор простых карандашей, ластик.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Ознакомление с новым материалом и закрепление пройденных тем.

- Сегодня у нас с вами будет необычный урок, мы с вами на батискафе отправимся в подводный мир. А вы знаете что такое “батискаф”? (ответы детей). Вот небольшая информация о батискафе (слайд №2).Батискамф (Bathyscaphe)-это самоходный подводный аппарат для глубоководных исследований. Основное отличие батискафа от “классических” подводных лодок состоит в том, что батискаф имеет лёгкий корпус, представляющий собой поплавок, заполненный бензином или другим веществом легче воды. Движется батискаф с помощью гребных винтов, приводимых в движение электромоторами. Первый батискаф был построен в 1948 году швейцарским ученым Огюстом Пикаром. (слайд №3). В России тоже имеются свои батискафы – это “Мир-1” и “Мир-2” (слайд № 4).

Учитель знакомит с целями урока (слайд№ 5).

Итак, давайте представим, что мы садимся в наш батискаф и погружаемся на дно океана (звучит музыка). Через иллюминаторы мы видим жизнь под водой. Вы догадались, что вы сегодня будете изображать? (Да, подводный мир - ответы учащихся). А откуда мы будем разглядывать подводный мир? (из окна батискафа). Как можно назвать наш урок? (“Вид из окна батискафа”).

Давайте внимательно рассмотрим этот удивительный и загадочный мир, слайд “Мир подводных растений” (слайд №6)

- Что вы здесь видите? (ответы детей).

- При составлении своей композиции, что вы будете учитывать, какие правила? (правила воздушной перспективы: все что мы видим на переднем плане - изображаем крупно, подробно, ярко. Все что мы видим на дальнем плане изображаем мельче, подробно не прорисовывая, изображения приобретают форму силуэтов, яркие краски уходят, уступая место голубовато-серым цветам,).

- Будете ли вы использовать правила статики и динамики? (слайд №7) (да, статика – покой, предметы изображаются по горизонтали или вертикали, а динамика – движение, изображение строится по диагонали).

Давайте представим, что все обитатели подводного царства превратились в геометрические фигурки. Какие фигуры вы увидите? (Овалы, круги, треугольники, вытянутые прямоугольники т.д). Когда вы начнете составлять свою композицию, на первом этапе используйте этот метод. А сейчас рассмотрим подробнее строение рыбы. Учитель показывает на доске схемы построения рыб, а также использует слайды (№ 8, 9,10, 11 и 12).

Прежде чем вы приступите к рисованию, давайте составим план работы, с чего начнем? (слайд № 13) План работы составляется совместно с учениками.

План работы:

1. Продумать композицию.

2. Выполнить 1-2 наброска - варианта композиции.

3. Лучший вариант наброска перенести на основной лист.

4. Прорисовать более подробно первый план.

5. Работа над вторым планом картины.

6. Просмотр своей работы. Оценка своей работы.

7. Общий просмотр работ.

Чтобы оценить свою работу давайте обговорим критерии оценки, вы ее поставите себе сами, карандашом, в нижнем правом углу листа (слайд № 14).

Основные критерии оценки:

- творческая индивидуальность

- самостоятельность при работе.

- оригинальность раскрытия темы

- знание основ композиции

- художественный вкус и неординарность видения

3. Физминутка (слайд №15)

4. Практическая часть работы.

Звучит музыка, ребята начинают свою работу. Учитель проходит по рядам, смотрит, корректирует. По окончании работы ребята вывешивают свои работы.

5. Просмотр работ

- Итак, первый этап – построение в карандаше композиции по теме “Вид из окна батискафа” подходит к концу. Вы оценили свои работы.

Идет просмотр и обсуждение детских работ.

6. Подведение итогов урока

Подходит к концу наш урок. Что нового, интересного вы для себя сегодня узнали? (ответы учащихся). Все ли задуманное вам удалось отразить в своей работе? Надо ли вам еще над ней поработать или нет?

7. Домашнее задание: Принести акварельные краски, гуашь, кисти. Просмотреть дома в энциклопедиях, книгах иллюстрации о подводном мире и ее обитателях. Обратить внимание на цвет (слайд №16).

8. Рефлексия. Тяжело или легко вам работалось на уроке? Понравился ли вам в целом наш урок, мы об этом сейчас узнаем. На столе лежат 3 разноцветных листа бумаги и белые кружочки. Выходя из класса, возьмите, пожалуйста, один белый кружочек и положите на тот цветной листочек картона, который вы считаете правильным:

  • Мне очень понравился урок - красный лист.
  • Мне не очень понравился урок – желтый лист.
  • Мне не понравился урок - синий лист

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Все очень старались и получились интересные композиции. Спасибо за урок. Отдыхайте. До свидания.

Презентация.