«Средства художественной выразительности для создания поэтического образа. А.А. Блок "Ветхая избушка", "Сны"». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


    

Задачи
  1. Организовать поиск необходимой информации о жизни и творчестве А.А.Блока в группе.
  2. Выявить общие черты и различия в поэтических произведениях А.Блока и И.Сурикова “Детство”.
  3. Учиться понимать авторское слово, настроение, читать выразительно.
  4. Сформулировать средства художественной выразительности, выбранные автором для создания образа.
Планируемый результат (УУД) Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие поэтического текста;

Логические УУД:  анализ,  синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение точно выражать свои мысли  в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании  прочитанного, осознавать ценность детства;  самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений.

Межпредметные связи  Русский язык.
Ресурсы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. “Литературное чтение” 4 класс, карточки для исследовательской деятельности, компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация.
   
Этапы урока Формируемые  УУД Деятельность  учителя Деятельность учащихся
Мотивация учебной  деятельности(1–2 ми.) Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Послушайте строки стихотворения:

“Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит,
Верно, устал от работы:
Много трудов и заботы”.

- Вас заинтересовали стихи? Чем? Знаете ли автора? Хотелось бы познакомиться с другими стихами этого автора?

Откройте учебник на с.50, Прочтите имя поэта.

- Сформулируйте тему урока (кадр 1).

- А с какой целью  мы будем знакомиться со стихами А.Блока?

(кадр 2)

(Немного грустные стихи; автор не знаком.) А.А.Блок.

Познакомимся со стихами А.Блока.

Научиться понимать его стихи, читать выразительно, понять – нравятся ли его стихи.

 Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин.) Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические: анализ, синтез, выбор оснований.

Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование.

Работа в группах.

- Возьмите карточки со статьёй о биографии А.Блока

(кадр 3). Изучите статью и выберите цитаты, подходящие по содержанию к кадрам (4-7) презентации.

1. Родители и родственники поэта.

2. Первые стихи в 5 лет.

3. Гимназия.

4. Университет.

Выборочное чтение.
Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин.) Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; прогнозирование, целеполагание.

Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации, смысловое чтение, структурирование знаний.

Умение структурировать знания, формулировать проблему,

Строить речевые высказывания.

Прогнозирование по заголовку.

- Прочтите название первого стихотворения “Ветхая избушка”. Значение какого слова необходимо объяснить? Подбери синоним.

- Предположи, о чем пойдёт речь в стихотворении.

Первичное прочтение.

(по цепочке)

- Верным оказалось ваше предположение? О чём говорит стихотворение? Какое оно по настроению? Подтверди словами текста.

Чтение, рисование словесных картин.

Что хотел сказать автор последними строками стихотворения: “Ан, уж дом растаял…”

(старая)

(версии детей)

Быстро проходит детство.

Реализация построенного проекта (5–8 мин.) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывание.

Целеполагание как постановка учебной задачи,планирование, пргнозирование.

Культура поведении в учебном диалоге.

(кадр 8)

Какое стихотворение, прочитанное раньше, напоминает вам стихотворение А.Блока?

- Прочтите стихотворение “Детство” наизусть.

- В чем сходство и различие этих поэтических произведений?

(кадр 9)

- Дочитаем стихи до конца. Какую сказку рассказала бабушка?

И.З.Суриков “Детство”.

- Крестьянские дети, радость, зимние забавы…

Р.н.с “Иван-царевич и Серый волк”

 Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи (4–5 мин.)
Анализ, синтез, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей.

Стимулирование к выражению собственного высказывания

-  Вернёмся к стихам А. Блока “Сны”. Послушайте, я прочту, а вы подумайте о каких сказках идёт речь в стихах.

(кадр 10)

 
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин.) Контроль в форме сличения с заданным эталоном, коррекция, оценка.

Логические УУД: анализ, синтез,установка причинно-следственных связей, доказательство.

- Прочтите стихи самостоятельно, выделите слова, лексическое значение вам не понятно.

(кадр 11)

- Сравните выбранные вами слова, со словами на слайде. Прочтите объяснение. Остались ли не понятные слова?

(кадр 12)

 
 Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин.) Умение организовать общение в группе: слушать, договариваться, убеждать; культура поведения в учебном диалоге.

Владение монологической и диалогической речью, умение выражать свои мысли.

Объективная оценка результата деятельности.

Прочтите стихи ещё раз.

Как меняется настроение на протяжении стихотворения?

- Какую сказку вы вспомнили, подтвердите словами текста.

(кадр 13)

- Что общего в стихах И. Сурикова и А. Блока?

- Что хотели сказать поэты своими стихами?

А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне…”.

 Сны.

Детство – лучшая пора.

 Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин.) Общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение, извлечение необходимой информации.

Оценка - выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

- Ответьте на вопросы теста, занесите ответы в   рефлексивные карты.

Сверьте ответы со слайдом. Устно ответьте на 2 последних вопроса.

(кадр 14–15)

- Оцените свою работу на уроке в рефлексивных картах.

 
Домашнее задание   Выучить стихотворение “Ветхая избушка”.

Сделай рисунок к стихотворению “Сны” и подтверди словами текста.