Подготовка к сочинению публицистического стиля

Разделы: Русский язык


Образовательные цели:

подготовить учащихся к созданию текста публицистического стиля; научить учащихся брать и записывать интервью; повторить лексику по теме “Стили речи”.

Развивающие цели:

создать условия для самостоятельной деятельности учащихся; развивать речь учащихся через знакомство с новой лексикой.

Воспитательные цели:

воспитывать интерес к теме урока с помощью деловой игры; способствовать формированию нравственных ценностей; воспитывать самостоятельность, сотрудничество, коллективизм, коммуникативные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мы находимся на уроке русского языка, и у меня есть несколько вопросов к учащимся.

- Тебе нравиться ходить в школу? Какой урок ты любишь больше и почему?

- Чем ты занимаешься в свободное от уроков время?

- Ты занимаешься спортом?

- Как можно назвать нашу беседу? (Диалог, интервью).

- Кто знает, что такое интервью? (Интервью - это беседа с каким-либо лицом)

- Наверное, вы уже догадались, что урок пройдёт сегодня в форме деловой игры и завершится конкретным делом – мы научимся брать и записывать интервью.

- Я думаю, что прежде чем приступить к работе, нужно послушать советы профессионального журналиста, который расскажет нам, что такое интервью, какова цель и содержание интервью, и от чего зависит успех интервью.

II. Видеоматериалы.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Мы послушали советы журналиста Людмилы Уткиной.

- Почему наш сегодняшний день невозможно представить без профессии журналиста?

- В современном мире всё больше и больше начинают цениться деловые качества человека. Вам предстоит после школы выбрать профессию, найти своё дело. Интересно попробовать себя в роли работника газеты или журнала: журналиста или корреспондента. Эти слова – синонимы. Что такое синонимы? Сегодня мы будем употреблять оба эти слова. Журналист – это более широкое понятие, а корреспондент – более узкое.

- Откройте блокноты журналистов (так мы будем именовать тетради) и запишите число, классная работа и тема…

IV. - Как вы думаете, что необходимо знать и уметь, чтобы стать журналистом?

- Насколько вы эрудированны (эрудированный человек – человек, который ориентируются в разных областях жизни), сейчас мы проверим.

V. Лексический диктант.

- Сейчас мы будем писать лексический диктант. Я диктую определения слов, а вы находите эти слова на доске и записываете их в свои рабочие блокноты (слова на карточках прикреплены к доске в хаотичном порядке).

1. Литература, посвящённая актуальным проблемам в жизни общества.

2. Сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио или телевидению).

3. Сотрудник редакции, собирающий информацию о чём-либо.

4. Литературный работник, занимающийся журналистикой.

5. Человек, который редактирует материал.

6. Человек, который отвечает на вопросы анкеты или корреспондента.

Публицистика, репортаж, корреспондент, журналист, редактор, респондент, интервью.

- Какое слово мы не назвали? Давайте вспомним, что такое интервью?

VI. Обсуждение темы урока.

- Эти слова должен знать каждый журналист. Они характерны для определённого стиля речи – публицистического. Обычно им пользуются сотрудники газет и журналов, защитники или обвинители на суде, но и речь обычных людей, когда они говорят между собой на какую-то серьёзную, общественно значимую тему, приближается к публицистическому стилю. Все вы смотрите телевизор и, наверное, видели пресс – конференцию с В. В. Путиным. За 3,5 часа президент ответил на 140 вопросов, без подготовки. И, наверное, есть чему поучиться у Владимира Владимировича – это, прежде всего, правильная, эмоциональная речь.

VII. Работа с таблицей.

- Но мы с вами не профессионалы, поэтому к интервью нужно хорошо подготовиться. Начнём подготовку с работы по таблице, которая позволит нам вспомнить особенности различных стилей речи. Какие стили речи вы знаете?

- Ваша задача – заполнить в таблице колонку “Название стиля”.

VIII. Работа с таблицей.

IX. Проверка задания.

X. Работа с текстом.

- Посмотрите ещё раз на колонку с особенностями публицистического стиля, интервью – один из жанров этого стиля.

Интервью – это ряд вопросов на заданную тему и ответы на них, то есть диалог. Вспомните, как оформляют диалог?

А теперь посмотрите на вырезки из газет, как оформляют интервью (образцы). Я являюсь редактором школьной газеты “Прикинь, да!” и поэтому часто работаю с ребятами, которые берут интервью (объяснение оформления).

- Давайте попробуем и запишем вопрос и ответ.

- Совсем недавно на пересечении улиц Яблочковой и ул. Зелёной открыли каток. На открытии было очень много ребят и гостей. Журналисты брали у них интервью. Многие из вас, наверное, видели этот репортаж. Сейчас мы попробуем составить вопросы для интервью на тему “Зимние забавы”.

XI. - Есть несколько правил, как правильно брать интервью. Нужно поприветствовать респондента и представиться, а в конце поблагодарить его за ответы, то есть пожелать ему блага и добра.

XII. - Сейчас мы будем работать по группам. Представьте, что вы в редакции журнала “Кот учёный”. Вы должны будете взять интервью и опубликовать его на странице школьного журнала “Кот учёный”. Вам необходимо подумать, посоветоваться и выбрать лучший вопрос на школьную тематику, потом записать его на ватман и передать другой группе, которая ответит на этот вопрос, а потом поместим интервью на доску.

XIII. Учащиеся зачитывают интервью, вешают на доску и получают рекомендацию напечатать его в школьной газете.

XIV. Итог урока.

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Что такое интервью?

- Цель интервью?

- Содержание интервью?

- От чего зависит успех интервью?

Оценивание учащихся учителем и самооценка.

XVI. Д/з. Взять у родителей интервью на тему: “Легко ли быть родителями?”, работу оформить в творческих тетрадях.