Конспект НОД в старшей группе «Друзья спешат на помощь»

Разделы: Работа с дошкольниками


Форма проведения: путешествие

Программное содержание. Продолжать формировать представления детей о последовательности чисел в пределах первого десятка. Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета в пределах 10. Упражнять детей в ориентирование на ограниченной территории (листе бумаги) и в пространстве. Закреплять знания детей о характерных признаках геометрических фигур. Развивать навыки сопоставления предметов по форме, количеству, величине и цвету. Способствовать развитию логического мышления, внимания. Воспитывать умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.

Развивающая среда. Демонстрационный материал: карта путешествия, макет леса, игрушки кукла Мальвина, гномики, герои сказки “Колобок”; карта – схема к игре по сказке “Колобок” нарисованная на “острове”, домик, плоскостные деревья, колпачки, геометрические фигуры, замок, замки, мерка.

Раздаточный материал: числовые каточки от 1 до 10, материал для игрового упражнения “Дом для гномиков” (блоки Денеша), ключи из соленого теста, пуфики.

Методические приёмы:

  1. Наглядные.
  2. Словесные (напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  3. Игровой (использование сюрпризного момента).
  4. Поощрение, анализ занятия.

Ход занятия

1. Организационная часть.

(входит педагог в костюме Буратино)

- Здравствуйте, ребята. Вы меня конечно узнали! Я веселый деревянный человечек. А зовут меня – Буратино. Только мне сегодня не весело. Карабас Барабас похитил Мальвину и закрыл ее в замке.

А замок тот с дестью замками
И нет ключей ни одного.
Вот если бы вы помочь мне все решили,
То вместе мы смогли бы открыть его.

- Ну,  что, решайте вы, пойдете со мной освобождать Мальвину? (ответы детей)

- Прекрасно. Только перед тем как отправиться в путь, давайте посмотрим по карте как нам добраться до замка, где Карабас Барабас спрятал Мальвину.

2. Работа с картой.

- Друзья, вот на карте изображен ваш детский сад, где мы сейчас находимся, а вот замок. Наш путь в замок лежит через остров сказок и таинственный лес гномов, там мы должны отыскать ключи, спрятанные Карабасом Барабасом.

- Что находится ближе к детскому саду лес или остров? (Ответы детей)

- В лес гномов ведут две дороги. Как вы думаете, по какой из этих дорог мы быстрее доберемся до леса? Почему? (Ответы детей)

- А если вы ошибаетесь, и эта дорога окажется длиннее, а не эта. Как бы нам проверить какая из этих дорог короче? Придумал! Давайте измерим дороги моей меркой, которой я каждый день измеряю свой нос.

(Дети измеряют дороги меркой)

3. Подвижная игра “Поезд”.

- Мы с вами теперь точно знаем, что эта дорога короче. А на чем мы по ней доберемся до леса гномов? (на поезде)

- Значит, нам надо приобрести билеты. Вот эти билеты.

(предлагаю детям взять себе билет – числовую карточку)

Вам надо сосчитать кружочки на билетах. Если на вашем билете 1 круг, значит, номер вашего вагона один, и вы должны встать за паровозом. Если 2 круга, то вторым и т.д. А паровозом можно буду я, потому что не умею считать и не смогу найти номер своего вагона. Итак:

Я – паровоз,
А вы пассажиры.
Номер вагона у каждого
Ищите свое место и по гудку в путь...

Дети встают друг за другом в соответствии с числовой карточкой.

“У-у-у-у! Вот поезд наш едет
Колеса стучат.
А в поезде нашем Ребята сидят
Но вот остановка .....
Предъявляем билеты все ловко!”

(собираю у детей числовые карточки)

4. Логическое упражнение “Разгадай тайну волшебных колпачков”

(дети встают вокруг стола, на котором расположен макет леса, вокруг макета стоят колпачки, под ними лежат геометрические фигуры)

Буратино.

Вот мы попали в лес, полон заданий и чудес.
Нас встречает хозяин леса – гном.

Гном. Здравствуйте, ребята. Зачем вы пожаловали в мой лес. (ответы детей). Ключи от замка получит тот, кто узнает, какую геометрическую фигуру я спрятал под волшебным колпачком. Слушайте внимательно.

  • Под этим колпачком я спрятал геометрическую фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

- Ты угадал! Теперь ты гном, награждаю тебя своим колпачком.

  • А под этим колпачком я спрятал фигуру, у которой 4 угла и 4 стороны, все стороны у этой фигуры равны (квадрат).

- Одень и ты колпак, я буду очень рад.

  • А здесь прячется фигура, у которой нет углов, она похожа на тарелку.

- Поздравляю, очень рад, ты тоже получил колпак.

  • А под этим колпачком лежит фигура, у которой 4 угла и 4 стороны, две стороны у этой фигуры одинаковые, а две короче (прямоугольник).

- Ты тоже угадал, теперь ты гном, награждаю тебя колпаком.

  • А эта фигура то же не имеет углов, но она похожа на огурец (овал).
  • У этой фигуры много углов и много сторон (многоугольник).
  • А здесь спрятались две фигуры, две половинки от фигур, у которых нет углов (полукруг).
  • Эта фигура объемная, она похожа на столбик, она может устойчиво стоять, а лежа на боку катиться, у этой фигуры нет углов (цилиндр).
  • У этой объемной фигуры стороны квадратные, она очень устойчивая, если попробовать ее покатить, то она только повернется на другой бок и остановиться (куб).
  • А под этим колпачком спряталась то же объемная фигура, у которой нет углов, она не любит стоять на месте, а любит кататься (шар).

5. Игровое упражнение “Домик для гномов” (блоки Денеша)

Гном. Из леса выберется тот

Кто подберет для гномов дом по толщине и цвету.

Буратино. Вам надо расселить гномов в новый дом. Будьте внимательны, каждому гному надо подобрать нужную квартиру по цвету и толщине. Времени у нас мало,

Мальвине очень плохо одной в замке. Нам надо торопиться.

(самостоятельная работа детей)

Гном. Вы отлично справились с заданием и честно заработали ключи от замка. Счастливого вам пути!

6. Работа по карте.

- Друзья нам снова надо взглянуть на карту, чтобы узнать путь дальше. Посмотрите, остров сказок со всех сторон окружен водой. Как мы сможем добраться на остров?

(ответы детей)

7. Физминутка.

- А на чем мы сможем быстрее добраться? Я предлагаю вам отправиться на остров на самолетах и приземлиться каждому на свою посадочную полосу. Каждый гном должен найти свой аэродром. Вот вам номера посадочных полос (числовые карточки). Быстрокрылые самолеты отправляются в полет. Мотор – у-у-у. Взлет. Посадка.

- Проверить надо все ли правильно заняли свои полосы на аэродроме.

8. Игровое упражнение “Лабиринт”.

- Вот мы и на острове сказок. Посмотрите, колобок спешит вернуться к бабушке с дедушкой, но его поджидают герои сказки. Нам нужно помочь колобку выбрать нужную дорогу, чтобы не попасть в лапы к волку, медведю, зайцу и на язычок лисе. Кто из вас поможет колобку уйти от медведя, волка, зайца и лисы? Колобок докатился до перекрестка, а куда дальше не знает.

(дети помогают колобку пройти опасный путь)

9. Игровое упражнение “Кто, где стоит на фотографии”

- Ребята, рядом с домом лежит конверт. Давайте посмотрим, что там лежит. Ой, да это фотографии сказочных человечков (раздаю иллюстрации).

- Кто здесь сфотографирован?

- Сколько героев на фотографии?

- А кто это стоит около Буратино ?

- Кто стоит справа от ...?

- Кто стоит слева от....?

- Кто находится межу ...?

10. Игровое упражнение “Сосчитай и сравни”

- Здесь в конверте еще фотографии. Кто изображен на этой фотографии?

- Что в руках у Петрушки?

- Какого цвета шары в правой (в левой) руке у Петрушки?

- Сколько шаров зеленого (желтого) цвета у Петрушки?

- Какого цвета шаров больше (меньше)?

- А что нужно сделать Петрушке, чтобы шаров стало поровну?

- Какой формы шарики у Петрушки?

- Сколько шариков овальной (круглой) формы?

- Какой формы шариков больше (меньше)?

11. Логическое упражнение на сопоставление предметов по количеству.

- Ребята, здесь лежит еще один конверт, что еще нам приготовили? Здесь лежат ключи. Кто из вас сосчитает, сколько у нас ключей. (10) А сколько вас? (10) Как вы думаете, хватит ли вам всем по одному ключу. А как можно это проверить? (Дать всем по одному ключу)

- Ну, вот у нас есть ключи. Летим все к замку мы теперь, чтобы открыть Мальвине дверь.

Заводим мотор – у-у-у! Взлет. Летим. Посадка

12. Логическое упражнение на сопоставление предметов по форме.

- Посмотрите, на воротах замка висят 10 замков, у вас 10 ключей. Ключи все разные. Надо всем подобрать форму ключа к отверстию в замке. Только поспешите, побыстрее Мальвину освободите.

(дети подбирают ключи к замкам)

13. Итог

(достаю из замка куклу Мальвину у неё на руке висит корзинка с выпечкой в форме цифры 5)

- Вот мы и освободили Мальвину. Нашему путешествию конец. Кто помогал мне молодец! За помощь вас благодарю, и вкусные пятерочки всем вам я дарю.