Условия плавания тел

Разделы: Физика


Цель урока: обеспечить усвоение учениками системы знаний о плавании тел.

Задачи урока:

  • образовательные - выводить из экспериментальных фактов условия плавания тел;
  • развивающие – развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • воспитательные – воспитание убежденности в возможности познания природы, осознание ответственности за сохранение воды - одного из главных природных богатств в мире.

Оборудование и материалы: сосуды с жидкостями различной плотности (вода и масло), набор тел для погружения (металлическое, пробковое, парафиновое, резиновое тела, кусочек пенопласта, семя фосоли), магнитная доска, раздаточны материал (набор стрелок разной длины для изображения сил), весы, глобус, презентация (Приложение 1).

Ход урока

Мотивация знаний.

Учитель. Здравствуйте уважаемые девочки и мальчики. Из уроков географи вы знаете, что 2/3 площади земного шара занимают водные просторы. Вода уникальна. Она определяет жизнь всего живущего на земле. Вода одно из главных природных богатств в мире.

22 марта отмечается Всемирный день воды. Перед человечеством остро стоит проблема сохранения чистой питьевой воды. Для миллиарда человек на земле вода - это роскошь.

Перед каждым жителем земли стоит задача экономно и благоразумно использовать каждую каплю воды. Давайте и мы не будем забывать закрывать кран, когда чистим зубы.

Менялись потребности человека, менялись и совершенствовались речные и морские суда. Человеку были просто необходимы знания поведения на воде.

Что должен знать человек для безопасного поведения на воде, развития водного транспорта?

Пожалуйста, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Ученики. Отвечают на вопросы, предлагают формулировку темы урока.

Учитель: Молодцы, откройте тетради, запишите тему урока "Условия плавания тел".

Учитель. Нам нужно вспомнить про силу, действующую на тело, помещенное в жидкость.

Ученики отвечают про выталкивающую силу.

На тело, погруженное в жидкость, кроме силы тяжести, действует выталкивающая сила.

  • Выталкиваущая сила направлена вертикально вверх.
  • Выталкивающая сила приложена к телу.
  • Выталкивающая сила рассчитывается по формуле FА=pжgVт.

Этап получения новых знаний с помощью эксперимента.

Учитель: Как будет вести себя тело, если попадет в воду?

Ученики: Тонуть, всплывать, плавать.

Учитель: Используя стрелки, покажите силы, действующие на тело, когда оно тонет, всплывает, плавает.

Ученики, используя, вырезанные из бумаги стрелки, показывают силы, действующие на погруженное в жидкость тело, а три ученика делают то же самое на магитной доске.

Учитель: давайте сфорулируем условия поведения тел в воде.

Ученики: проговаривают условия, сравнивая две силы.

Учитель: теперь словесную формулировку заменим символической записью, т.е. с помощью буквенных обозначений.

  • F арх > Fтяж , то тело всплывает
  • Fарх < Fтяж, то тело тонет
  • Fарх = F тяж, то тело всплывает

Эти три строчки отражают, объединяют все возможные ситуации, которые могут возникнуть при погружении тел в жидкость, и их называют математической записью условий плавания тел..

Ученики записывают условия плавания тел через силы и делают рисунок.

Учитель: показывает опыт (опускает два шарика, одинакового объёма, но разной массы, в воду). А теперь закрепим полученные знания, отвечая на следующие вопросы. Архимедовы силы, действующие на красные шарики, помещенные в одинаковую жидкость равны. Почему же один шарик тонет, а другой – всплывает?

Ученики отвечают.

Учитель: Посмотрите на стол и подскажите, как проверить, что силы тяжести разные. (Ученики должны увидеь весы и с их помощью сравнить массы).

Учитель: опишите ситуации, которые происходят с подводной лодкой во время плавания. Какой опыт отражает запрещенную ситуацию для подводной лодки и почему?

Ученики отвечают.

Учитель: Такими формулировками удобно пользоваться тогда, когда плавающие тела не однородны, как, например, корабли. Если тело состоит из одного вещества, т.е. однородно, то удобней пользоваться другой формулировкой условий плавания тел. Вот примеры однородных тел: парафин, пластилин, пенопласт, разные виды масел и дерева, воздух, жидкости, металлы.

Учитель: К новым формулировкам условий плавания тел вы должны прийти самостоятельно, выполнив эксперименты.

В стакан с водой опустите тела и понаблюдайте, как они будут себя вести.

Ученики проводят опыт.

Учитель: Можно ли заранее было определить, утонет тело, или нет?

Ученики отвечают на вопрос.

Учитель: откройте учебник и найдите таблицу плотности тел и сравните с плотностью жидкости. Результаты оформите в тетради в виде таблицы.

Ученики заполняют таблицу.

Плотность жидкости Плотность вещества Тонет, всплывает
     

Учитель: Теперь сравните глубину погружения плавающих тел. Как глубина погружения тел зависит от их плотности?

Ученики отвечают.

Учитель: чем меньше разница между плотностью жидкости и плотностью тела, тем больше тело погружено в жидкость.

Теперь вам будет понятно, почему опасно столкновение с айсбергом.

Учитель: Когда тело находится внутри жидкости?

Ученики отвечают.

Учитель: Продолжим дальше экспериментировать. В пробирку с маслом добавьте воду. Пронаблюдайте. Сравните плотность жидкостей.

Объясните результаты опыта.

Ученики проделывают опыт и объясняют результат.

Учитель: В стакан с маслом и водой опустите три тела: кусочек парафина, пенопласта семя фосоль. Как сейчас расположились три тела в жидкости? Почему?

Учитель: запишите в тетради условия плавания через плотности жидкости и тела.

Ученики записывают.

Закрепление материала.

Учитель: Опираясь на полученные сегодня знания, ответьте на вопросы из жизни.

  • Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
  • Какой материал рыбак возьмет для изготовления грузила, а какой для поплавка?
  • Покажите, как используя сосуд с водой проверить свежесть яиц.

Рефлексия.

Учитель: Подходит к концу наш урок. Подведем итог. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Кто поработал сегодня на "3"? Кто поработал сегодня на "4"? Кто поработал сегодня на "5"? Сегодня за урок получили оценки...

Спасибо за урок.

Д/з: параграф 50, 51

Презентация.

Литература.

  1. А. В. Перышкин Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 192с.
  2. Методика преподавания физики.- М.: “Просвещение”, 1986.
  3. http://glazikplus.info/index.php?holiday=19&page=11&year=2015
  4. https://ru.wikipedia.org
  5. http://www.inmoment.ru/