Поисковая ориентация обучающихся на уроках музыки

Разделы: Музыка


В соответствии с ФГОС второго поколения, изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить «развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности» [5].

В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира [3]. Выражением общей направленности соответствующих дидактических поисков могут служить слова Д. Дьюи: «Проблема в том, чтобы найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребенка будет сосредоточен не на учебе или учении. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом учителя, с другой стороны, становится отыскание условий, которые пробуждают самообразовательную активность, или учение и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности».

В настоящей разработке представлены примеры того, как учебный процесс по предмету «Музыка» строится не только и не столько как получение учащимися знаний «в чистом виде», сколько как поиск ими новых познавательно-прикладных сведений.

1. Исследовательский подход к обучению

1.1. Обучение на основе решений проблем

Исследовательское обучение предполагает следующее: учащийся выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения.
Существуют три уровня исследовательского обучения:

1) преподаватель ставит проблему и намечает метод её решения; само решение, его поиск предстоит самостоятельно осуществить учащемуся;
2) преподаватель ставит проблему, но метод её решения ученик ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);
3) постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляются учащимися самостоятельно.

Процедура проблемного обучения выглядит следующим образом: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, их проверка, решение проблемы, систематизация полученных знаний.

Фрагмент урока «Искусство вокруг нас» (8 класс)

Учитель: Во все века своего существования человек стремился познать и понять окружающую его действительность, а также передать свои знания потомству. Сначала бессознательно, а потом осознанно человек определил два способа познания жизни – научный и художественный. Так родились два основных вида творческой деятельности человека – наука и искусство. На чём основан научный способ?
Ученики: На объективном отношении к миру, понимании разумом.
Учитель: На чём основан художественный способ?
Ученики: На субъективном отношении к миру, познании чувством.
Учитель: Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон всемирного тяготения существует как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях.
 Работа в парах. Приведите примеры научных изобретений и открытий, изменивших жизнь человека
Учитель: Почему в нелёгком деле воспитания души философы и педагоги всех времён отдавали первенство музыке как самой могучей и действенной из всех искусств?
Ответы учеников.
Учитель: Музыкальное искусство никогда не является простым копированием жизни: ведь зачем нужно копирование, если природа богаче и разнообразнее самой прекрасной копии? И лишь когда искусство приближается к разгадке жизни, воплощённой в душе всего существующего, оно приобретает самоценность. Вот пьеса Камиля Сен-Санса «Лебедь».
Слушание пьесы К. Сен-Санса «Лебедь»
Учитель: Что изобразила музыка?
Ученики: Плавное скольжение лебедя по озеру.
Учитель: Что выразила музыка?
Ученики: Задумчивое, лирическое настроение, поэзию природы.
Учитель: И это всё? Только внешнее изображение образа? Именно оно легче всего поддаётся словесным определениям. Об этом ещё Чайковский сказал, что если бы музыку можно было пересказать словами, она была бы попросту не нужна. Аристотель, например, считал, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать».
 Учитель: Можно ли утверждать, что музыка не просто изобразила лебедя, но выразила возвышенно-загадочную сущность этой птицы?
В поэтических представлениях людей лебедь издавна занимал особое место.
Учитель: Лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно в благодарность лебедям юный Аполлон натянул столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение. Какое главное чудо у Пушкина  в «Сказке о царе Салтане»?
Ученики: Превращение лебеди в царевну.
Учитель: В чём смысл сказки Андерсена « Гадкий утёнок»?
Ответы учеников.
Учитель: Какие же вечные истины раскрывает эта музыка?
Ученики: Это история мучительного восхождения человека к своей подлинной сущности – недосягаемо-высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора, но не надменной, не отчуждённой, а способной и к состраданию, и к благодарности. Это гармония красоты внешней и внутренней. Внешние и внутренние приметы сошлись в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя.
Просмотр видеофрагмента «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса

1.2. Развитие критического и творческого мышления

Рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения:

1. Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими – соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.

2. Уделять внимание работе подсознания.  Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности». Важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.

3. Воздерживаться от оценок. Учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделять свободному размышлению над проблемой.

4. Поддерживать живость воображения. Вопреки мнению, будто фантазирование – признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, так как они являются фундаментом творческого мышления.

5. «Дисциплинировать» воображение, контролировать его. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель и ученики помнят, что все соображения будут пересматриваться и часть их будет отброшена.

6. Развивать восприимчивость, повышать чувственность, широту и насыщенность восприятия музыкальной культуры.

7. Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений – это база, на основе которой создаются новые идеи.

8. Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания вся творческая деятельность будет восприниматься лишь как развлечение.

Фрагмент урока «Особенности киномузыки» (9 класс)

Просмотр фрагмента из  кинофильма  «Человек с бульвара Капуцинов»
Учитель: Почему фильм вызвал такую реакцию у зрителей?
Ученики: Люди ещё были не знакомы с кинематографом.
Учитель: Эти события являются исторической правдой или вымыслом режиссёра?
Ученики: Ответы
Учитель: Это кадры из фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда».
Учитель: Произошли ли изменения в киноискусстве за последующие годы?
Ученики: Кинематограф со временем стал важнейшим средством коммуникации. Кино доступно, увлекательно, выразительно. Оно обладает свойствами  зримой литературы, движущейся живописи, цветомузыки.
Учитель: Кто озвучивал первые фильмы?
Ученики: Музыканты-аккомпаниаторы, звучание граммофонов за сценой.
Просмотр фрагмента из  кинофильма Ч. Чаплина «Новые времена»
Учитель: В чём сложность работы тапёра?
Ученики: Сложность в необходимости соответствия характера музыки и изображения, пианистам приходилось импровизировать на ходу.
Учитель: Выпускались альбомы рекомендуемых для сопровождения фильмов музыкальных произведений. Разве это не решение проблемы?
Ученики: Музыка была одинакова во всех фильмах, переходила из одного фильма в другой.
Учитель: Какую роль играет музыка в фильме?
Ученики: Музыка может быть фоном-иллюстрацией событий, может способствовать драматургическому развитию происходящего действия, помогает понять лучше внутренний мир персонажа, помогает создать зрительно-слуховой образ исторической эпохи.
Учитель выписывает на  доске варианты высказываний учеников:

  • иллюстрация событий,
  • драматургическое развитие,
  • внутренний мир персонажа,
  • создание зрительно-слухового образа исторической эпохи.

Учитель: Попробуйте определить, какую роль играет музыка Сергея Прокофьева в эпизоде «Ледовое побоище» фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»?
Просмотр фрагмента из  кинофильма  «Александр Невский»
Ученики: Музыка способствует драматургическому развитию происходящего, позволяет создать целостный образ произведения.
УчительКакие средства музыкальной выразительности использует композитор для характеристики русских воинов и тевтонских рыцарей? Как с помощью музыки противопоставляет два противоборствующих лагеря?
Работа в парах над заполнением таблицы

Средства музыкальной выразительности Образ русских воинов Образ тевтонских рыцарей
Темп    
Лад    
Характер    
Динамика    
Музыкальные инструменты    

Ученики: Музыкальной характеристике русского народа присуща широкая мелодичность, напевность. Совсем иначе звучит музыка, характеризующая крестоносцев: жёсткие, суровые  звучности в оркестре, мелодии монотонны, угловаты. Тема «русской атаки» – лёгкая, полётная, напористая. Тема «атаки крестоносцев» – примитивная, резкая, тяжёлая.
Учитель: Можно ли считать сочинение музыки к фильму отдельным видом композиторской деятельности? В чём сложность этой работы?
Анализ  раскадровки эпизода «Ледовое побоище» из кинофильма
Ученики: Фильм состоит из эпизодов. Каждый эпизод делится на кадры, которые характеризуются полем изображения, планом и углом съёмки.
Учитель: Место композитора в среде микрофонов, вспышек фотоэлементов, целлулоидной спирали плёнки, миллиметровой точности, синхронности и математической выверенности длин и метража фильма. Режиссёр составлял звукомонтажные схемы с точным хронометражём каждой сцены.
Ученики: Сергей Прокофьев понял, что настоящая киномузыка – не иллюстрация к «картинкам» на экране, не сопровождение отдельных эпизодов, а выражение внутреннего хода фильма, его образности, его драматургии в музыке. Всё, о чём говорил фильм, говорила на своём языке и музыка Прокофьева.
Учитель: Изменилась ли роль музыки в современных фильмах? Приведите примеры.
Ученики: Песни в фильмах практически отсутствуют или остаются за кадром («Ирония судьбы – 2»), одна инструментальная мелодическая тема повторяется в течение всего фильма, обычно она яркая, запоминающаяся («Пираты Карибского моря»).

1.3. Проектная деятельность

Активное включение школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы че­ловеческой деятельности в социокультурной среде.
Исследовательские проекты, выполненные учащимися в рамках предмета «Музыка», являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируется тематика нескольких предметов – собственно музыки, а также истории, литературы, иностранного языка, географии, изобразительного искусства, мировой художе­ственной культуры.

Главные задачи исследовательской проектной деятельнос­ти школьников – развитие интереса к получению музыкаль­но-эстетических и гуманитарных знаний, активизация позитив­ной мотивации к учению и к исследовательской деятельности, усиление творческой активности учащихся.

Проект «Скоморохи»

Подготовили ученицы 6 класса СОШ № 32 г. Рыбинск
Задачи проекта: 1. Узнать в какое историческое время жили скоморохи. 2. Какими умениями владели скоморохи. 3. Во что одевались. 4. На какие разряды делились. 5. На каких музыкальных инструментах играли.
Выводы:

  • Скоморохи известны с XI в., но особую популярность получили в XV - XVII вв.
  • Скоморохи выступали как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.
  • Костюм представлял собой короткую до колен рубаху с круглым без разреза воротом. По низу рукавов и вороту рубаха отделана лентой.
  • Скоморохи распадались на два разряда – проезжих и оседлых.
  • Для игры скоморохи использовали домры, сурны, гудки, гусли, различные гудебные бесовские сосуды.

2. Обучение как игра-драматизация

В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить четыре этапа:

1. Ориентация. Вначале учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику игровых правил, обзор общего хода игры.
2. Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах.
3. Проведение игры-драматизации как таковой. Учитель организует проведение самой игры-драматизации, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий, разъясняет неясности.
4. Обсуждение игры-драматизации. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову.

Драматизация направлена на личностную интерпретацию музыкального произведения, что позволяет учащимся выразить своё эмоциональное отношение, передать чувства, которые вызывает у них музыка, подобрать выразительные движения, отвечающие её характеру. Групповая и коллективная деятельность представляет возможность для творческого самовыражения.

Сюжетно-ролевая игра-драматизация «Волшебный смычок» (5 класс)

Этапы проведения:

1. Учитель исполняет песню «Волшебный смычок».
2. Дети, выразительно читая текст песни, обсуждают характерные черты, раскрывающие образ скрипача-бедняка, богача и народа.
3. Все ученики, желающие выступить перед «зрителями», по очереди пробуют  найти выразительные движения, исполнительские краски, создать образ.
4. Зрители выбирают наиболее удачные варианты выступлений, аргументируя своё мнение.
5. Разыгрывается песня.
6. Обсуждаются результаты игровых действий участников.

3. Обучение как дискуссия

Характерной чертой организации учебно-исследовательской познавательной деятельности является ориентация на специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлексивного мышления. Эта линия ориентации воплощается в организации учебного процесса как дискуссии.

Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями в классе ради поиска истины, причем все учащиеся – каждый по-своему – участвуют в организации этого обмена. Целенаправленность дискуссии – это не подчинение ее дидактическим задачам, которые важны только учителю, но ясная для каждого ученика устремленность к поиску нового знания – ориентира для самостоятельной последующей работы.  Взаимодействие и самоорганизация участников, т.е. не поочередные ответы на вопросы учителя, не высказывания в ожидании его оценки, но обращение учеников друг к другу, обсуждение самих идей, точек зрения, проблемы; организационные усилия, соблюдение правил обсуждения со стороны самих учеников.

Факторами углубленного усвоения материала в ходе дискуссии являются следующими:

  • ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);
  • поощрение разных подходов к одному и тому же предмету или явлению;
  • допущение различных, несовпадающих мнений и предложений об обсуждаемом предмете;
  • возможность критиковать и отвергать любое из высказанных мнений;
  • побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Особые задачи стоят перед руководителем дискуссии: он должен не столько направлять, сколько стимулировать, побуждать учеников к обмену точками зрения. Задачи учителя:

  • установление порядка в классе и постановка темы обсуждения,
  • прояснение целей по ходу обсуждения,
  • суммирование высказываний,
  • посредничество и выяснение расхождений и разногласий,
  • постановка перечня обсуждаемых вопросов,
  • оценка продвижения класса по ходу обсуждения.

Демократический стиль организации обсуждения связан в специальном внимании руководителя дискуссии к мнению меньшинства.

Алгоритм урока «Искусство предвосхищает будущее» (9 класс)

Проведение дискуссии начинается с постановки конкретного вопроса: «Что помогает людям преду­гадывать события?»
Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей – людей, чьей профессией является твор­ческое достраивание реальности, имен­но они чаще всего и делают удивитель­ные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.
Учащиеся приводят примеры произведений искусства, которые пред­восхищали исторические события, на­учные открытия, развитие технического прогресса, приходят к выводу, что предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью искусства, это всего лишь одна из его многочисленных функций.
После каждого сообщения всем классом прогнозируется жизнеспособность обсуждаемого направления с фиксацией на доске доводов.
В результате дискуссии класс может прийти к единому мнению, однако чаще всего будут иметь место расхождения, при которых подгруппы или отдельные учащиеся остаются убежденными каждый в своем мнении.
Особые задачи стоят перед руководителем дискуссии: он должен не столько направлять, сколь стимулировать, побуждать участников к обмену точками зрения. Обмен мнениями между участниками должен происходить свободно, так, что для стороннего взгляда ход обсуждения может показаться даже хаотичным. Конечно, хаотичный разброс реплик – это крайность, которой необходимо избегать. Однако больше беспокоит другая крайность: сведение дискуссии к последовательному обмену вопросами и ответами между учителем и учениками. Это снижает меру самостоятельности познавательного поиска учеников. Причина кроется в не всегда заметном и самому учителю соскальзывании к традиционному методу управления классом. Учитель невольно опасается, что оживленное обсуждение с заложенной в нем неупорядоченностью может вывести учебный процесс из-под контроля. Немалую роль играет фактор времени: чем более свободно и оживленно происходит обмен мнениями, тем труднее становится учителю придерживаться фиксированных временных рамок.

Литература

  1. Алексеева, Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система знаний. 5-7 классы [Текст]: пособие для учителя общеобразов. учреждений / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
  2. Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразов. учреждений / Л.Л. Алексеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, Е.П. Олесина. – М.: Просвещение, 2013. – 77 с.
  3. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических системах [Текст]. – М,: Арена, 1994. – 222 с.
  4. Сергеева, Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 кл. [Текст] / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014. – 230 c.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938