В стране АБВГДейка

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам и буквам.

Задачи:

  • уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков;
  • учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова;
  • закрепить понятие о слогообразующей роли гласных;
  • показать смыслоразличительную роль гласных;
  • учить анализу и синтезу слов;
  • развивать фонематическое восприятие, внимание, память;
  • воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Логопед: Здравствуйте, ребята, и уважаемые взрослые!
Сейчас мы с вами отправимся  в страну “АБВГДЕЙ-ка”. А попасть в волшебную страну знаний нам помогут билеты. Ребята посмотрите внимательно на билеты, рассмотрите их, с какого звука начинаются картинки к той букве – подойдите.

(Дети, получают билеты, смотрят и подходят к нужному кубику, обосновывая свои действия.)

Логопед: На какой звук начинается картина? Звук А обозначается буквой А. Какая буква? (ответы детей).

Ребята, а почему никто не подошел к букве Ы.

Дети: Мы узнали от совы, что нет слов на букву Ы.

Мы все с вами занимались,
Не ленились, а старались.
Сегодня буквы встали в ряд
И с вами поиграть хотят.

(на кубиках выставлены гласные буквы А,О,У,Ы,И,Э)

Логопед: Давайте назовем эти буквы

Дети: Это буквы А, О, У, Ы, И, Э.

Логопед: Какие звуки обозначают эти буквы?

Дети: Эти буквы обозначают гласные звуки.

Логопед: Почему эти звуки называют гласными?

Дети: Гласные тянутся в песенки звонкой,

Могут заплакать О и закричать А
Громкий гудок паровозу подать У
Нежной лошадкой могут заржать И
Даже медведям могут рычать Ы
Эхом далеким в лесу отвечать Э

Логопед: Чем отличаются буквы от звуков?

Дети: звуки – произносим, буквы – видим, пишем, читаем.

Логопед: Предлагаю поиграть с мячом “Верни мне гласные”

Мяч лови и мяч бросай,
Какой гласный называй. (Рот, лук, сыр, мир, лак, куст, рис, дом и т.д.)

Логопед: Молодцы. Вы справились с заданием, в стране АБВГДЕЙ-ка для нас подготовили парты, садитесь, и нас ждет следующее задание.

Задание за партами:

1. Определи, с какой буквы начинается слово? Выбери нужную букву и соедини ее линией с картинкой.

2. Как кричит ослик? Впиши буквы в выделенные клетки.

3. Впиши буквы из названий картинок в выделенные клетки.

(параллельно работа ведется на доске)

Логопед: Мы справились с заданием, а в стране АБВГДЕЙ-ка, как и в школе есть перемена. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто спешит с нам повеселится.

Большая шляпа, но короткие штанишки,
У этого озорного мальчишки коротышки.
За что ни возьмется
Все выходит у него наоборот.

 Встречайте.

Входит Незнайка, здоровается с детьми и гостями.

Предлагает детям потанцевать (танец Перемена)

1. Играет в игру “Придумай слова на последний звук” (дети стоят в кругу, передают мяч)

2. Игра “Он - Она” (проходит в быстром темпе)

Логопед:

У меня для вас игра
Под названием “Он - она”.
Попрошу вас, не зевайте,
Слово в стих мой добавляйте.
Он слон – она ... (слониха)
Он лось – она .... (лосиха)
Он кот – она (котиха)
Нет, конечно! Это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Что ж, сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж – она ....
Он заяц – она ...
Он еж – она ...
Он бык – она...
Всем знакомо это слово?
Да, да, да! Она – корова.

Незнайка: Что это у вас на столе за коробочки, с конфетами, сладостями или бутербродами.

Логопед: Нет, это звуковые наборы, и наши дети знают, что любое слова можно выложить звуками.

Дети садятся за парты. Логопед напоминает каким цветом обозначаются звуки.

Незнайка: Точно любое слова можно выложить звуками? Чур, слова буду загадывать я.

Видим в цирке, в зоопарке,
Встреча с ними как подарки,
Возят маленькие кони
Ребятишек. Это..... (пони)

Вес его – до сотни тонн,
Крошка рядом с ним и слон!
Он плывет – вода “кипит”!
Угадай, кто это - ...(кит)

На шесте, ветвях, на крыше
Гнёзда вьет он где повыше,
Ест лягушек, что попались,
С клювом длинным белый .......(аист)

(параллельно идет работа на доске, Незнайка с ребенком)

 Логопед:

Изучив все гласные.
Мы можем без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.

Игра “Замени гласный звук”

ДОМ-ДЫМ, КОТ-КИТ, УХО-ЭХО, БАК-БОК.

Незнайка: Мне очень понравилось, как вы занимались, вижу, что вы все дети умные и готовы идти в школу. А можете из букв собрать слова.

Дети делятся на две команды. Собирают слова ШКОЛА и ДРУЖБА.

 

Подведение итогов.

– В какой стране мы побывали?

– Какие гласные буквы и звуки вспомнили?

– Понравилось или нет?

Спасибо за занятие. Незнайка вручает детям призы, закладки для книг.