Интегрированное занятие "Этот чудесный песок" с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:  Обобщить знания детей о песке и его свойствах. Уточнить знания детей о происхождении песка в природе.

Задачи:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, желания участвовать в исследовательской деятельности. 
  • Развивать устную речь детей, обогащать словарь: рыхлый, сыпучий, песчинки.
  • Знакомить с последовательностью явлений в природе.
  • Стимулировать собственные высказывания детей. 
  • Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение, закреплять умение выкладывать мозаику на основу.
  • Закреплять навыки работы с увеличительным стеклом, защитными очками.
  • Закреплять представления о свойствах песка, знакомить со способом получения песка путём трения между собой двух камней и измельчение ракушек.
  • Воспитывать аккуратность, любознательность, активность, интерес к объектам неживой природы.

Оборудование: Фартуки и нарукавники у детей, защитные очки, бархатная бумага, черный картон, лупы, пластиковая ложка, ракушки тонкие, маленькие в файле, по два камня на каждого ребенка, мультимедийное оборудование, разрезанная картина с фоном из пластилина, кусочки ракушек.

Ход занятия

Воспитатель приветствует детей.

(Дети здороваются).

А сейчас послушайте, пожалуйста, загадку.

Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло – серый.
То морской он, то речной.
Отгадайте кто такой!

(Воспитатель читает загадку).

(начало презентации приложение 1)

Дети, скажите, о чем эта загадка?

Дети: Это загадка о песке.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами снова поговорим о песке и вспомним его свойства.

Песок – какой он?

Дети: Сухой песок сыпучий.

- Песок может двигаться.

- Мокрый песок, может принимать любую форму.

- Песок рыхлый.

- Песок хорошо пропускает воду.

Воспитатель: Дети, вы молодцы, правильно назвали свойства песка.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Дети, кажется кто–то стучится. Войдите.

Незнайка: Здравствуйте, это группа “Ягодка”?

Воспитатель: Да, это группа “Ягодка”.

Незнайка: Тогда я к вам.

Воспитатель: Дети, вы догадались кто это?

Дети: Это Незнайка.

Незнайка: Да, я Незнайка. И пришел к вам, так как узнал, что вы проводите какие–то эксперименты?

Воспитатель: Незнайка, ты правильно слышал, только не эксперименты, а эксперименты.

Незнайка: Я понял, (медленно проговаривает) эк-спе-ри-мен-ты.

Воспитатель: Вот теперь ты произнес это слово правильно.

Незнайка: Я не знаю, что такое эксперимент и поэтому, хотел бы посмотреть, как вы их проводите?

Воспитатель: Оставайся с нами и мы тебе всё расскажем и покажем. Присаживайся, пожалуйста, вот на этот стульчик, делай все, что будут делать дети.

Незнайка: Хорошо, я согласен. А можно я задам вам еще один вопрос?

Воспитатель: Да, конечно.

Незнайка: Я сегодня наблюдал, как дети играют в песочнице, и задался вопросом. Откуда он взялся, песочек?

Воспитатель: Незнайка, это ты очень удачно зашел. Мы сегодня и хотели выяснить, как образуется песок в природе. А для этого и будем проводить эксперименты.

Незнайка: Ой, как интересно. Мне можно присесть за этот столик?

Воспитатель: Да, да. Здесь есть все, что нужно для работы.

(Воспитатель обращает внимание детей на экран).

Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это?

Дети: Это море.

- Сильный шторм.

- Волны бьются о берег, о скалы.

Воспитатель: Обратите внимание на то, с какой силой волны бьются о скалы.

Дети: Посмотрите, волны выносят на берег ракушки.

- Они разбиваются о камни на мелкие кусочки.

Воспитатель: Да, дети, это вы правильно подметили, волны выносят ракушки на берег и они разбиваются о камни на очень мелкие кусочки. Давайте и мы попробуем разбить ракушки. Как можно это сделать?

Дети:

- Бросить на пол.

- Растоптать ногами.

Незнайка: Если ракушка очень тоненькая, то можно ее просто раздавить пальцами.

Воспитатель: Все это правильно, но мы не будем топтать ракушки ногами. Тем более не будем стараться раздавить их пальцами. Скажите, почему?

Дети: Ракушки очень тонкие и острые.

Воспитатель: Правильно. И что может произойти?

Дети: Можно поранить пальцы.

Воспитатель: Правильно, поэтому мы сделаем совсем иначе. Посмотрите, у меня есть ступка, сюда я уже насыпала ракушки. Я беру пестик и начинаю им давить ракушки. Послушайте, как они (скрипят, шуршат.......). А теперь посмотрите, что у нас получилось?

Дети: Ракушки разломились на мелкие кусочки.

Воспитатель: Правильно. Если мы будем продолжать их разминать, что произойдет?

Незнайка: Можно я скажу.

Воспитатель: Мы тебя слушаем, Незнайка.

Незнайка: Они, наверное, превратятся в песок.

Воспитатель: Правильно. Дети, хотите получить из ракушек песок?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Хорошо, но у нас всего лишь одна ступка, поэтому нам придется сделать это как – то иначе.

Дети: Мы готовы.

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лежат целлофановые пакетики, в них я уже насыпала ракушки. Посмотрите, какие они?

Дети: Они совсем мелкие и тонкие.

Воспитатель: А что еще лежит рядом с пакетиком?

Дети: Пластмассовая ложечка.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего она нужна?

Незнайка: Я кажется, догадался. С помощью ложки мы попробуем раздавить ракушки.

Воспитатель: Правильно. Дети, обратите внимание, у вас на столах лежат еще очки? Для чего они могут нам понадобиться?

Дети: Их надо надеть.

Воспитатель: Для чего?

Дети: Чтобы случайно кусочек ракушки не попал нам в глаз.

Воспитатель: Вы молодцы. Все правильно сказали, а теперь надевайте очки и сейчас приступим к работе.

(Дети надевают очки).

Я вижу, что вы все готовы и теперь вы должны меня очень внимательно слушать и выполнять все, что я буду вам говорить.

Все дети и ты Незнайка, зажмите ложку в кулачок так, чтобы большой палец находился в ее углублении. Посмотрите, как это сделала я.

(Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

А теперь осторожно нажимаем на целлофановый пакет и начинаем аккуратно надавливать на ракушки. У всех получается?

(Если кто-то из детей затрудняется, то воспитатель подходит и помогает им).

Воспитатель: Ну вот, я вижу, что все справились с заданием. Посмотрите, у вас на столах лежат листы бархатной бумаги, положите их к себе поближе и постарайтесь аккуратно высыпать все, что у вас в пакетиках на этот лист.

(Дети выполняют задание).

Дети, наверное, нам очки будут пока не нужны, поэтому давайте их снимем. Ну, вот все очки сняли и можно продолжать наше занятие. Дети, посмотрите, что еще у вас есть на столах?

Дети: У меня на столе еще лежит лупа.

- Правильно. А для чего нужна лупа?

Дети: Через лупу можно рассмотреть что-то очень мелкое.

Незнайка: Я знаю, что лупа, это увеличительное стекло. А у моего друга Знайки есть тоже лупа, только он через нее на звезды смотрит.

Дети говорят Незнайке, что это - телескоп.

Воспитатель: Все это правильно. Поэтому берите каждый свою лупу и рассматривайте через нее, то, что у нас осталось от ракушек.

Дети: Ракушки рассыпались на мелкие частички.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На песчинки.

Воспитатель: Они все одинаковые?

Дети: Нет, они разные?

- Есть песчинки большие, а есть совсем мелкие.

Воспитатель: Как вы думаете, от чего это зависит?

Дети: Мы их не смогли раздавить.

Воспитатель: Почему?

Незнайка: Можно я отвечу.

Воспитатель: Отвечай, конечно.

Незнайка: Наверное, это те части ракушки, которые были более твердые.

Воспитатель: Правильно, Незнайка.

Физкультминутка “Рыбки”:

(дети под музыку выполняют движения и проговаривают слова)

Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.(повторяют 2-3 раза)

Воспитатель: Дети посмотрите на экран. Как вы думаете что изображено здесь. (на заставке песок увеличенный в 250 раз)

Ответы детей. (камешки, стеклышки, ракушки, кораллы...).

Воспитатель: Это песок , только увеличен под микроскопом, во много раз.

Незнайка: А песок образуется только из ракушек?

Воспитатель: Дети, кто из вас скажет, из чего еще может образовываться песок?

Дети: Песок получается из камешков.

- Они разбиваются и крошатся, когда их волны перекатывают с места на место. А камни откуда?

Дети: Скалы разрушаются под воздействием природных явлений, то солнышко, то ветер. От скал отламываются большие куски , потом эти куски разламываются и так получаются камни.

Незнайка: Это, наверное, не просто получить песок из камней, ведь они такие твердые?

Воспитатель: Ты прав, Незнайка. Но ведь в природе песок получается не за один день, а проходят многие годы, прежде чем камень превратится в песок. Дети, давайте покажем Незнайке, как можно получить песок из камня?

(Дети вместе с Незнайкой и воспитателем трут камни друг об друга над черным картоном).

Воспитатель: Я вижу, что у всех получился песочек, ведь вы так старались. А теперь аккуратно пересыпьте его на наш бархатный листок. Возьмите снова лупы и сравните песок, который вы получили сейчас и песок, который вы получили из ракушек.

Дети: Песок из ракушек получился крупнее.

Воспитатель: Почему?

Дети: Его надо было дольше растирать.

Воспитатель: Они похожи между собой.

Дети: Похожи.

Воспитатель: А теперь возьмите в руки маленькую баночку, которая у вас на столе. Как вы думаете, что в ней?

Дети: Это песок.

Воспитатель: Правильно. А если точнее, то это морской песок. Обратите внимание на то, какой он светлый. Как вы думаете почему?

Дети: В море очень много ракушек.

- Их выносит на берег.

- Они разбиваются и превращаются в песок.

Воспитатель: Правильно. Откройте баночку, насыпьте немного песка на наш бархатный листок и сравните опять с помощью лупы песок, который мы получили и песок, который привезли с моря.

(Дети высказывают свои наблюдения).

Дети, мы с вами выяснили, как в природе получается песок. Но только ли песок можно получить из ракушек.

Дети: Они очень красивые, из них можно сделать коллекцию.

- Есть ракушки жемчужницы, в них есть жемчуг.

- Можно сделать различные поделки.

Незнайка: Ой, ребятки, я совсем забыл передать вам посылку!

Дети: Какую посылку?

- А где она?

Незнайка: Когда я шел к вам и проходил мимо почты, то меня попросили доставить посылку вот по этому адресу.

(Достает листок с адресом детского сада и читает).

Это ваш адрес?

Воспитатель: Правильно. Адрес наш. Незнайка, давай ее откроем.

(Воспитатель вместе с Незнайкой открывает посылку).

Дети, посмотрите здесь письмо. (Приложение 2) Сейчас я его прочитаю.

(воспитатель достает из посылки картину и рассматривает ее вместе с детьми. (Приложение 3))

Воспитатель: Дети, посмотрите, картина состоит всего из двух цветов. Каких?

Дети: Голубого.

- И сиреневого.

Воспитатель: Как вы думаете, голубой цвет, это цвет чего?

Дети: Это цвет моря.

Воспитатель: Правильно. Значит, мы его мозаикой выкладывать не будем. А вот, то, что окрашено в сиреневый цвет мы выложим мозаикой и тогда увидим, что же изображено на этой картине. Открывайте свои баночки, в которых у вас разбитые ракушки и приступайте к работе. Незнайка, а ты, если хочешь, можешь помогать детям.

Незнайка: Конечно, очень хочу.

(Дети делают аппликацию на пластилиновой основе из разбитых ракушек).

Воспитатель: Я вижу, что все дети с заданием справились. Давайте теперь из ваших работ составим картину. Подходите, пожалуйста, все к моему столу попробуем вместе составить картину из нескольких частей. (Дети составляют картину).

Незнайка, ты знаешь, кто изображен на этой картине?

Незнайка: Я так думаю, что если картину прислал царь Нептун, то это, наверное, кто-то из морских обитателей, а точнее сказать не могу.

Воспитатель: Дети, подскажите Незнайке, кто это?

Дети: Это медузы.

Незнайка: Медузы? Никогда не видел, но они мне очень нравятся. Надо куда-то повесить картину.

Воспитатель: Сейчас мы ее пока оставим на столе, а потом мы склеим её и оформим в рамку.

(Незнайка смотрит на часы).

Незнайка: Дети, мне пора уходить. Спасибо за то, что вы разрешили мне быть на вашем занятии. Я узнал очень много нового и интересного. До свидания.

Дети: До свидания, Незнайка.

Воспитатель: Дети и нам пора заканчивать наше занятие. Давайте подведем его итоги.

(Воспитатель вместе с детьми подводит итоги занятия, рефлексию)