Внеклассное мероприятие по географии "Этот день мы приближали, как могли…", посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Разделы: География, Внеклассная работа


Цель:

  • познакомить обучающихся с именами советских географов, которые внесли свой вклад в дело борьбы с фашистскими захватчиками;
  • показать, как сама природа помогала русским солдатам в освобождении родины;
  • развивать интерес к изучению истории своей страны, её неизвестных страниц;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к своим предкам, которые завоевали нам мирное будущее.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, иллюстрации кадров военной хроники.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Показ видеофильма: Великая Отечественная – нападение Германии на СССР.

http://www.youtube.com/watch?v=azrgh7bnkgM

Учитель: Ребята, сейчас вы увидели кадры, показывающие момент нападения фашистской Германии на СССР. Вы увидели улыбающиеся, довольные лица немецких солдат. И не удивительно, ведь германские войска очень быстро смогли покорить европейские страны. Им казалось тогда, что Советский Союз не станет исключением, и уже через несколько месяцев они будут праздновать победу над советским народом. Если бы они знали, что впереди их ждут почти четыре года ожесточенной борьбы....

А за несколько часов до этого:

Вечер 21 июня

Вспоминает унтер-офицер Гельмут Колаковски: “Поздним вечером наш взвод собрали в сараях и объявили: “Завтра нам предстоит вступить в битву с мировым большевизмом”. Лично я был просто поражен, это было как снег на голову, а как же пакт о ненападении между Германией и Россией? Я все время вспоминал тот выпуск “Дойче вохеншау”, который видел дома и в котором сообщалось о заключенном договоре. Я не мог и представить, как это мы пойдем войной на Советский Союз”. Приказ фюрера вызвал удивление и недоумение рядового состава. “Можно сказать, мы были огорошены услышанным, — признавался Лотар Фромм, офицер-корректировщик. — Мы все, я подчеркиваю это, были изумлены и никак не готовы к подобному”. Но недоумение тут же сменилось облегчением избавления от непонятного и томительного ожидания на восточных границах Германии. Опытные солдаты, захватившие уже почти всю Европу, принялись обсуждать, когда закончится кампания против СССР. Слова Бенно Цайзера, тогда еще учившегося на военного водителя, отражают общие настроения: “Нам было сказано, что Все это кончится через каких-нибудь три недели, лично я, бросив взгляд на карту, на все эти просторы, задумался, мне вспомнилась участь Наполеона, постигшая его в России. Но я вскоре об этом позабыл. Позади было столько побед, что никто из нас всерьез не задумывался о поражении, , другие были осторожнее в прогнозах — они считали, что через 2-3 месяца.

Нашелся один, кто считал, что это продлится целый год, но мы его на смех подняли: “А сколько потребовалось, чтобы разделаться с поляками? А с Францией? Ты что, забыл?

Но не все были столь оптимистичны. Эрих Менде, обер-лейтенант из 8-й силезской пехотной дивизии, вспоминает разговор со своим начальником, состоявшийся в эти последние мирные минуты. “Мой командир был в два раза старше меня, и ему уже приходилось сражаться с русскими под Нарвой в 1917 году, когда он был в звании лейтенанта. “Здесь, на этих бескрайних просторах, мы найдем свою смерть, как Наполеон”, — не скрывал он пессимизма... Менде, запомните этот час, он знаменует конец прежней Германии”. Презентация 1 (слайд№2)

“Мир затаит дыхание”, - заявил Гитлер 22 июня 1941 года, когда почти три миллиона немецких солдат внезапно вторглись на территорию Советского Союза. Операция “Барбаросса” представляла собой самую крупную военную операцию за всю историю германской нации. Эта кампания, вскормленная предыдущими победами в Западной Европе, имела все шансы на успех, однако всего четыре месяца спустя боеспособность войск Восточного фронта катастрофически упала. Последнее наступление на Москву стало скорее импровизацией, азартной игрой, нежели детально спланированной, продуманной в оперативно-тактическом плане, операцией.

Впереди были еще долгих три с половиной года войны. Презентация 1 (Слайд № 3)

Учитель: Сентябрь 1941 года. Зарядили дожди. Лес редеет. Пожелтели листья.

Началась русская распутица. Так как в России почти не было дорог для нормального передвижения транспорта, весной и осенью, распутица не позволяла передвигаться немецким моторизованным частям. Презентация 1 (Слайд № 4,5)

Нашим воинам стали попадаться нацистские листовки, адресованные солдатам Вермахта. В них было написано, что фюрер учел ошибку Наполеона в войне 1812 г., заключавшуюся в том, что не армия Кутузова, а русские просторы поглотили Великую Армию. Гитлер обещал своим солдатам, что немецкие танки преодолеют русское бездорожье и дремучие леса, и дойдут до Москвы.

Суровая практика войны показала, что эта идея Гитлера провалилась.
Позже, на других немецких листовках были помещены выразительные фотографии: в облаках пыли на дорогах южной России или Украины ползут на запад немецкие танки. И подпись на немецком языке – “немецкую технику победили не русские пушки, а российское бездорожье”. Презентация 1 (слайды № 6,7)

Жители аккуратной, плотно населённой страны не смогли представить российские просторы, расстояния, полное бездорожье, редкое жилье. Солдаты не могли понять, где кончается Россия, до каких мест надо наступать, чтобы дойти до конца страны, что, как им казалось, будет означать победу. Когда немцы дошли до Волги, им объяснили, что за рекой на многие тысячи километров тянутся просторы Сибири. Эти неординарные для их менталитета беспредельные просторы СССР – России потрясли и деморализовали их боевой дух. Немцы говорили: “Вот мы идем сотни, тысячи километров, а конца России не видно. Докуда надо идти, чтобы захватить всю Россию?” Вместо обещанного блицкрига и победного парада на Красной площади в Москве в октябрьские дни кругом стояли бесконечные хвойные леса с редкими деревеньками. Презентация 1 (Слайды № 8,9)

“Для европейца, привыкшего к небольшим территориям, расстояния на Востоке кажутся бесконечными... Ужас усиливается меланхолическим, монотонным характером русского ландшафта, который действует угнетающе, особенно мрачной осенью и томительно долгой зимой. Психологическое влияние этой страны на среднего немецкого солдата было очень сильным. Он чувствовал себя ничтожным, затерянным в этих бескрайних просторах”. Презентация 1 (Слайды № 10,11)

Газета “Правда” в СССР 14 сентября 1941 года написала: Германская военная машина еще сильна и послушна, но в ней уже слышится скрип и треск. Она еще тащит, душит и волочит по земле сотни тысяч и миллионы людей, оставляя за собой глубокий кровавый след. Но главный винтик этой машины — германский солдат в сентябре уже не тот, каким он был в июне, а впереди октябрь, ноябрь, декабрь... Впереди против германской военной машины русская зима со страшными, непривычными для германского солдата морозами. Презентация 1 (Слайды № 12,13,14)

25 декабря 1941 года газета “Красная звезда” пишет: С ужасом и тревогой встречают немецкие солдаты русскую зиму. Раздетые и разутые, они даже при небольших морозах трясутся на холоде, замерзают. Уже сейчас нет ни одной роты, где бы не было замерзших и десятков обмороженных солдат. Солдат Эрнст в письме к жене пишет: “Но предстоит еще худшее — 40-градусные морозы. Неужели еще придется здесь провести рождество? Каждый из нас предпочел бы 10 лет совсем не праздновать рождества, но выйти из этого бедствия”... Увеличилось число случаев, когда солдаты с обмороженными руками и ногами удирают с передовых позиций в тыл. Их вылавливают и снова гонят на позиции. Презентация 1 (Слайды № 15,16)

Учитель: Морозы в военные зимы и в самом деле были жестокими, как будто сама природа гнала прочь фашистскую гадину с нашей земли.

Из записок русского солдата:

14.01.42: Ведут пленных. Лейтенант, ефрейтор, солдаты. Дрожат, хнычут. У одного обувь замечательная: левая нога в кожаном башмаке, правая в эрзац-валенке. Оказывается, правую ногу он отморозил. Ефрейтор поясняет: “Легко отмороженные в госпитали не отсылаются”. Да и не отошлешь — у половины немецких солдат ноги отморожены. На головах пилотки. Летом они их носили лихарски. Теперь стараются засунуть под пилотку уши. Из носу течет, он не вытирает лицо — рука замерзла...

Презентация 1 (Слайды № 17,18)

Местные жители так описывали колонну пленных немцев:

Мы видели этих “победителей”, закутанных в тряпье, полотенца, женские шали. Немцы шли, едва переступая распухшими от холода ногами. У многих даже не было сапог. Ноги у пленных обернуты в портянки, рогожи, перевязанные веревками. Только у одного оказались немецкие “валенки” — деревянная подошва толщиной в 6—7 сантиметров, к которой прикреплен войлочный верх. Такие “валенки” получают офицеры и особо отличившиеся унтер-офицеры. Солдатам приходится утешаться “Инструкцией немецкой высокогорной школы”. Эта инструкция сейчас широко распространяется среди солдат. Она рекомендует: “Закаляйся от холода, спи в холодных помещениях, мой ноги холодной водой ежедневно, ходи босиком по снегу”. Презентация 1 (Слайд № 19)

Немцы долго не могли оправиться от последствий первой военной зимы, но уже в скором времени заговорили о следующей. Из записей немецкого солдата:

15.09.42: Зарядили дожди, леса Смоленщины уже редеют, пахнет осенью. На Юге еще стоит жара. О чем думает фриц в эти недели тяжелых боев? О зиме.
“Наше наступление успешно развивается, но я все же считаю, что придется провести еще зиму в России”, — пишет отцу ефрейтор Фюрстенгельдер. “За последнее время настроение солдат ухудшилось. Солдаты считают, что придется зимой воевать в России, а это — конец: второй военной зимы наша армия не выдержит”, — рассказывает пленный солдат Нигюзер. С ним согласен ефрейтор Радтке: “Над всеми нами довлеет зимняя кампания — второй зимы в России мы не переживем”. А Бруно Мош добавляет: “У нас говорят, что лучше сразу застрелиться, чем пережить еще одну ужасную зиму”. Солдат Пикс сообщает своей супруге: “Когда я думаю о будущей зиме, которую мы здесь, бесспорно, проведем, меня охватывает ужас”. Лейтенант Флях изъясняется в письме к брату еще определенней: “Первую зиму Германия зашаталась. Если мы не победим русских до ноября, Германия рухнет ”. (Презентация 1 Слайд № 20)

Гитлер о причинах поражения своей армии 10 ноября 1941 скажет в растерянности: “Во всем виновата осенняя грязь, вся причина в снеге.”

Учитель: Отметим также интересную особенность, связанную с перемещением линии фронта. Войска немцев и их союзников углубились на территорию России крайне неравномерно. Им, удалось пройти 1 500 км на юге. При этом на севере их успехи были заметно скромнее. В Карелии они проникли на небольшое расстояние, а на Кольском полуострове им вообще не удалось перейти границу. (Презентация 1 Слад № 21)

Вряд ли этот участок был для них неважен, поскольку из Мурманска на юг шла помощь от наших союзников по антигитлеровской коалиции, и наверно, противнику необходимо было перерезать этот путь. Но у него этого не получилось.

Интересен и другой всем известный факт – немцам так и не удалось полностью оккупировать Белоруссию. Партизанские отряды, со временем выросшие в партизанские армии, контролировали до трети территории республики вплоть до прихода регулярной Советской армии. Здесь есть смысл вспомнить географию.

Юг европейской части СССР (ныне – Украины и европейской части Российской Федерации) – это степь, открытые пространства со сравнительно ровным рельефом, редкой речной сетью и небольшим количеством осадков. Естественно, что такая территория лучше проходима – особенно для моторизованной армии, а авиация способна лучше её контролировать.

В Белоруссии, с классическим ледниковым рельефом, сильно пересечённой холмистой и лесистой местностью, большим количеством рек, озёр и болот, ситуация совершенно иная.

Подобная ситуация складывалась в Карелии и на Кольском полуострове, где ландшафт сходен, притом местность ещё труднее проходима.

Вывод можно сделать такой: природа и здесь сыграла свою роль.

Учитель: Ковать победу помогали не только просторы страны, но и, конечно же, народ. Девизом людей, оставшихся в тылу, были слова: “Все для фронта, все для победы!”

Демонстрация фильма: “Подвиг тружеников тыла”.

Многие только догадываются, насколько велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. Однако и они внесли свой неоценимый вклад в дело победы.

(Презентация 2 Слайд № 2) Уже в начале войны в Академии наук СССР было создано несколько специальных комиссий, вскоре объединённых в комиссию по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии. Одним из руководителей комиссии был геохимик и минералог, академик А.Е. Ферсман. Основные задачи географии в годы войны заключались в следующем. На фронте определялись территория, погодно-климатические условия развития военных действий и их военная оценка; изучались природный и культурный ландшафты для осуществления маскировки.

(Презентация 2 Слайды № 3, 4) В тылу учёные-географы проводили комплексный учёт и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий.

(Презентация 2 Слайды № 5,6,7) Во время войны топографы были глазами армии, так как ни одна военная операция не проходила без карт - необходимых источников информации о местности, средствах ориентации и управления войсками. С июля по декабрь 1941 г. геодезисты, топографы и картографы осуществили съемку местности на площади более 500 тыс. км2, составили более 2 тыс. листов карт разного масштаба.

(Презентация 2 Слайды № 8,9,10) Кроме того, на всех фронтах действовали военно-геологические отряды. Главные их задачи – обеспечить армию сведениями о рельефе, почвах, залегании подземных вод, источниках водоснабжения и местными строительными материалами. Боевые действия велись в разных условиях – в тундре, тайге, зоне смешанных лесов, лесостепях, степях и полупустынях.

(Презентация 2 Слайды № 11,12) Мы воевали не только на равнинах, но и высоко в горах. Альпинисты вели жестокие и упорные битвы за перевалы.

У подножия Эльбруса располагается горнолыжный, альпинистский центр, научные станции и обсерватория, где изучают жизнь ледников и лавин, космические лучи и звездное небо. Но в годы Великой Отечественной войны в Приэльбрусье шли жестокие бои с фашистами. Советские альпинисты заступали в гарнизоны перевалов, они сменили одежду спортсменов на обмундирование офицеров отдельных горнострелковых отрядов.

(Презентация 2 Слайды № 13,14) Нельзя не рассказать и о роли гидрологов. В годы Великой Отечественной войны гидрологи помогали преодолевать водные рубежи, болота. Целый ряд операций наших войск строился с учётом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжёлой военной техники. Но на болотах настилалась гать, и таким образом обеспечивалась внезапность и прорыв войсками наименее укреплённых участков обороны противника.

Иногда было выгодно перенести начало активных действий на фронте на 1-2 дня с тем, чтобы использовать плохую погоду для сосредоточения сил, а при первом же прояснении назначать бой, опираясь на сильную поддержку с воздуха крупными группами самолётов. На некоторых гидрологических станциях наблюдения не прерывались даже в тылу врага. Именно гидрометеослужба Ленинградского флота и Ладожской военной флотилии обеспечили прокладку через Ладожское озеро Дороги жизни. Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение максимально возможного времени.

(Презентация 2 Слайд № 15) В сентябре 1941 года город Ленинград оказался в кольце вражеской блокады. Разрывалось оно в юго-восточной части Ладожского озера, через которую впоследствии поддерживалась связь с Большой землей. Весь личный состав гидрографической службы, в том числе и Евгений Петрович Чуров, получил задание подготовить фарватеры для проводки судов с грузами для осажденных защитников города-героя. И оно было успешно выполнено.

В ноябре того же года возглавляемая Чуровым группа гидрографов в тяжелейших условиях, рискуя жизнью, провела разведку состояния льда озера, с тем, чтобы по нему можно было проложить ледовую трассу для доставки в Ленинград продовольствия, военных грузов. А затем ее надо было нанести на военные карты. Эта сложнейшая задача была решена, и знаменитая ледовая Дорога жизни, спасшая сотни тысяч жизней, начала функционировать. За этот подвиг лейтенант Чуров был награжден орденом Красной Звезды.

(Презентация 2 Слайды № 16,17) В ходе наступательных операций наши войска форсировали широкие реки Днепр, Днестр, Дунай, Березину, Вислу, Одер. Гидрологи давали сведения о ширине и глубине реки, наличии бродов, скорости течения, характере берегов и дна, заболоченности поймы и др. Так, например, форсирование в сентябре 1943 года рек Десны, Сожи, Днепра войсками первого Белорусского фронта было успешно осуществлено с учётом водности этих рек

(Презентация 2 Слайды № 18,19) Говоря о роли географии в войне, нельзя не упомянуть о флоте, ведь все моряки по сути своей службы в той или иной мере связаны с географией. Один из примеров работы гидрографов во флоте на войне - при высадке десанта в Феодосии гидрографы первыми ворвались в порт, захватили и зажгли маяк защитного мола, установили огни на других молах, обследовали глубину у причалов. В ходе боя гидрографы определили и осветили точки наводки для кораблей отряда артиллерийской поддержки.

(Презентация 2 Слайд № 20) Холостяков Георгий Никитич (1902-1983), советский военачальник. В Великую Отечественную войну – командир Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. В сентябре 1942, в связи с оккупацией немецко-фашистскими войсками, большей части Новороссийска, база была переведена в Геленджик. Здесь, в Геленджикской бухте, в неприспособленном месте, в кратчайшие сроки были созданы необходимые условия для размещения базы, которая под руководством Холостякова вела активные боевые действия на Черном море.

Учитель: Многие из этих людей не дожили до победы, но память о них будет жить вечно в сердцах людей. Низкий поклон всем тем, кто обеспечил нам мирное будущее!!!

Показ видеоклипа: “Мы помним!” Татьяны Недельской. Приложение.

https://my.mail.ru/mail/redisrator/video/_myvideo/12946.html